В Запорожье проходит выставка «На крыльях весны» (ФОТО)

564
0

Сувенирные ложки, шкатулки, птицы­счастья и киоты для икон — все это представил на выставке запорожский мастер Александр Томачинский. Экспозиция «На крыльях весны» проходит в Запорожской областной универсальной научной библиотеке, в отделе технично­экономической литературы (5 этаж). Всего на выставке представлено порядка 25 различных резных изделий.

Резьбой по дереву Александр Томачинский увлекся еще в детстве. Впрочем, свою жизнь мужчина связал с Вооруженными силами Украины, дослужился до подполковника. А когда вышел на пенсию, решил вспомнить свое старое увлечение. Сначала изготавливал различные ложки, потом были птицы­счастья, затем пошли киоты.

— Однажды я увидел полиграфическое изображение Казанской иконы Божией Матери, прибитое к стене гвоздями. Это меня неприятно удивило. И мне захотелось сделать киот для усиления силы самой иконы, — вспоминает Александр Томачинский. — Самое сложное — сделать эскиз для будущего творения. Порой на создание чертежа уходит  намного больше времени, чем на изготовление киота. На бумаге я все до мельчайших подробностей прорисовываю. Затем эскиз переношу на дерево, после чего нужно вырезать и выжечь киот. Далее я разукрашиваю его красками с позолотой и украшаю камнями. Финальный штрих — нанесение лака на поверхность.

На выставке присутствовал протоиерей Сергий Холодков, руководитель паломнического отдела Запорожской епархии УПЦ. Он признался, что с мастером познакомился в паломнических поездках, где, по сути, и родилась идея изготавливать киоты.

— Александр создает шедевры, иначе эти обрамления для икон не назовешь, — говорит протоиерей Сергий Холодков. —  Прежде чем создать эскиз киота, он обязательно советуется со мной или же с другими православными священниками. Рекомендации ему нужны для того, чтобы сама икона было канонически правильно исполнена. Образ должен отображать, в первую очередь, символический смысл, а не буквальный. И это правило успешно подчеркивает Александр в своих работах.

На счету  мастера порядка 30 киотов. Александр Томачинский говорит, что не продает свои работы, а дарит друзьям и знакомым. Кроме того, 5 киотов он подарил запорожским и одесским храмам.

— Работы Александра можно и нужно размещать в церквях. В храме Блаженной Матроны, где я служу, есть один из киотов мастера. Это, пожалуй, самый главный киот — праздничный.  Александр изготовил его и пожертвовал нашему храму, — рассказывает протоиерей Сергий Холодков. — Я знаю, что у автора  есть множество идей, как благоустроить наш храм и применить в этом свой замечательный талант.

На создание одного обрамления может уйти до полугода. Все зависит от количества деталей и сложности исполнения работы.

— Если мы посмотрим на киот Николая Чудотворца, то там более 60­ти деревянных элементов, которые я складывал, как паззлы, — говорит Александр Томачинский.

По признанию автора резных работ, для своих творений он подбирает разные виды дерева — тополь, дуб, сосну, ведь для каждого изделия нужен определенный подход. Но чаще всего работает с липой. Поскольку именно это дерево наиболее податливо в работе.

— Лики святых, в основном, это полиграфические изображения, но у меня есть пара работ ­  обереги «Боже, береги Украину», в которых я прорисовывал на дереве абсолютно все. Это ­ лик Покрова Пресвятой Богородицы («Спаси и Сохрани Украину») и «Христос Спаситель в облаках Благословляет Украину на сохранение Единства и Мира»  («Наставь стопы наши на путь истинный»), — рассказывает Александр Томачинский. — Я не шпаклевал и абсолютно ничего не делал с деревянной заготовкой. Просто в работе учитывал текстуру древесины и все ее изгибы. Вот видите горы и облачко — все это уже было на дереве, а я только при помощи красок это усилил.

Александр Томачинский не отрицает, что в будущем, возможно, займется и  изготовлением ликов святых: «Это все от Всевышнего зависит. Я всегда говорю о том,  что я ­ исполнитель, а творец ­ он».

На выставке «На крыльях весны»  также представлены работы из соленого теста  запорожской мастерицы Ольги Мамоновой.

— Я вложила свою душу при реализации идей при помощи соленого теста. Мне очень хочется, чтобы посетители это почувствовали и поняли, что соленое тесто ­ живое, оно имеет настроение, которое мы в него «вкладываем» при создании работы, — говорит  мастерица.

Ольга Мамонова призналась, что главное при изготовлении материала для лепки — не пересолить. Если это случится, то тесто будет невозможно использовать для работы. Для оформления работы можно использовать  природные материалы —  крупу, кукурузу, гречку, а также краски, ткани, бусины и прочее. Также в работе пригодится клей.   Отметим, что в рамках презентации Ольга Мамонова провела мастер­класс «Красочная Вселенная». Все желающие могли сами изготовить небольшой сувенир из соленого теста. Мастерица отметила, что при правильной обработке изделие может храниться долгие годы.

Сама же Ольга Мамонова освоила это умение на мастер­классах художников. По признанию Ольги, своих единомышленников она нашла в Италии и Польше. Теперь мастерицы постоянно переписываются и обмениваются опытом.

— Вообще  я ­ арт­терапевт семейных отношений и психолог, провожу в Запорожье «женские практики», которые помогают налаживать семейные отношения, — рассказывает Ольга Мамонова. — Тематика представленных на экспозиции работ — семейные отношения, парные отношения и, конечно, сама женщина. Я посвящаю много времени восстановлению женского «Я». Ведь прекрасная половина человечества ­ это начало всего, рождение жизни, семьи и человеческих отношений.

В своих работах Ольга умело соединила соленое тесто, ткань, зеркало и даже бижутерию. Мастерица не боится экспериментировать и всегда пробует что­то новое.  Тем не менее, большая часть работ объединена цветовой гаммой:

—  Я очень часто на белом «полотне» из теста изображаю красное сердце. Почему? Потому что в жизни ничего, кроме любви, и не нужно. Мы всегда ее ищем, создаем, растим. Поэтому в моих работах всегда присутствует красное сердце как символ  чистоты и духовности.

Экспозиция «На крыльях весны» будет открыта  до конца апреля.

Яна ПЕТРОВА, фото автора