Последняя неделя буквально побила рекорд по количеству резонансных событий. Министр внутренних дел А.Аваков выдвинул собственный план урегулирования конфликта на востоке Украины. Разумеется, сначала он ознакомил с планом американское руководство и только потом украинскую общественность. Президент П.Порошенко торжественно объявил о скором появлении Украинской поместной церкви Киевского патриархата и попросил поддержки украинского парламента в этом вопросе. Вместе со спикером г.Порошенко провозгласил частичный выход Украины из договора с РФ и из СНГ. Один только премьер не сделал ни одного резонансного заявления и вновь тихонько отложил свой отчет перед парламентом на июнь по принципу: авось и на этот раз пронесет
Нужно отдать должное – план А. Авакова действительно претендует на серьезный и продуманный подход. И даже если этот документ является планом утверждения А. Авакова на должность премьера и утверждение происходит в США, этот документ заслуживает внимания и анализа. Вместо традиционных голословных лозунгов г. Аваков представил конкретный план мирного и поэтапного продвижения на оккупированные территории под наблюдением миротворцев, проведения там свободных выборов по украинским законам, установление демократического режима из города в город так, чтобы возникла цепная реакция привлекательности для всех последующих городов и территорий. В плане А. Авакова нет военного насилия, но есть демократический путь реинтеграции оккупированных территорий в Украину и выполнения Минских соглашений, от которых, увы, отказаться не удалось. Конечно, реализация этого плана не будет легким процессом, но был представлен действительно конкретный и четкий план действий, который, к сожалению, заглох в информационном шуме заявления г.Порошенко о готовящемся подарке к очередному юбилею крещения Киевской Руси.
Известно, что попытки канонизировать УПЦ Киевского патриархата предпринимались неоднократно и безуспешно. Возможно, потому что глава этой церкви Филарет имеет репутацию раскольника среди 15ти поместных православных церквей. Возможно, потому что этим вопросом всегда занимались украинские политики, что является нарушением Конституции, отделяющей церковь от государства. Решать вопрос о канонизации новой поместной церкви с собственным патриархатом должны сами патриархи и митрополиты, а не политики, и действительно странно, что Варфоломей решает этот вопрос со светским лицом. Впрочем, это объясняется исторически.
Православная церковь, в отличие от католической и протестантской, всегда была зависима от политической власти. Известное библейское выражение «Вся власть от бога» понимается в православии буквально, как подчинение и сотрудничество церкви с властью. В Средние века появилась даже теория «симфонии властей», т.е. слияние духовной и светской власти во благо народа. И киевский князь Владимир, крестивший Русь по православному образцу, преследовал не только духовные, но и политические цели – создать такую же, как в Византии, политическую систему, в которой ему, т.е. светской власти, подчинена церковь. Однако «симфония властей» может не сработать, если другие поместные церкви не согласятся безоговорочно подчиниться решению Константинопольского патриарха. Вполне возможен конфликт поместных церквей, а еще хуже, если этот конфликт разгорится на территории Украины. Идею поместной церкви Киевского патриархата во главе с Филаретом не поддержит православная церковь, которую традиционно связывают с Московским патриархатом, но которая имеет огромное число прихожан. В.Денисенко, представитель Кабмина в ВР, сказал: кто ходит в церковь Московского патриархата, тот поддерживает российскую агрессию и не признает украинское государство. В.Денисенко должен понять, что обычные прихожане, такие же граждане Украины, как он сам, ходят в церковь не по политическим соображениям, а для молитвы и духовного общения с богом. Просто они ходят в свою церковь, и навешивать на них политические ярлыки несправедливо и недостойно народного депутата.
Оставьте ярлыки не для религии, а для политики, особенно той, в которой один раз отмеряют и семь раз отрезают, например, «политическому разводу» Украины с Россией и СНГ. Этот «разводный» процесс идет давно, но пока не приносит пользу самой Украине. Мы не смогли уберечь свою газовую трубу, которая может окончательно опустеть, если газ пойдет в обход Украины через два «Северных потока» и, не дай бог, через «Южный поток». К сожалению, американский сжиженный газ не пойдет по нашей трубе и не принесет нам транзитных доходов. К сожалению, наш стратегический партнер США борется не столько за украинские интересы, сколько за собственное продвижение на европейский рынок газа. Крупная национальная промышленность в лице авиастроения и металлургии может быть если не уничтожена, то еще более ослаблена, если на украинский рынок придут американские «Боинги» и европейские аэробусы, а рынки, на которых лидировала украинская металлургия, захватят Китай и Россия. А ведь эта отечественная промышленность была и пока остается главным поставщиком доходов в госбюджет. И не надо себя успокаивать, что для нас открыты все европейские рынки. Эти рынки давно освоены и работают по квотному принципу, который загубил не одну отечественную отрасль, например, прибалтийскую радиоэлектронику.
Власть в лице премьера и президента должна заниматься не религиозными, а государственными делами – поиском рынков сбыта для украинской промышленности, выгодных договоров, помощью в модернизации этой промышленности. Хорошо, что компания «Рошен» освоила российский рынок и не собирается оттуда уходить, но ведь не одними доходами от «Рошен» должен жить украинский бюджет. Вмешательство государства в религиозные вопросы многие назвали PRходом украинского президента, но если этот PRход не гарантирует стабильность внутри страны, лучше поступить, как премьер – потихоньку затаиться и промолчать хотя бы до июня. А вдруг и в июне повезет.
Татьяна НИКОЛАЕВА