Александр Олейник: «Все из наших выпускников, кто желает работать, трудоустроены»

1262
0

Газета «Верже» продолжает разговор о будущем нашего индустриального города. Иными словами, мы и дальше реализуем собственную социальную инициативу: «Помоги выбрать рабочую профессию». Сегодня наш разговор о государственном учебном заведении «Запорожское машиностроительное высшее профессиональное училище» (ЗМВПУ). Разговор этот особый — стоит ли напоминать, что и сегодня, и особенно в 1990-­е машиностроителям в городе пришлось труднее всех
Выжили и победили!
Естественно, что и система профтехобразования нашего «Города мастеров», ориентированная на машиностроительный комплекс, тоже переживала не лучшие времена. Что тут говорить, Александр Николаевич Олейник, в 1990­е ­ мастер производственного обучения одного из ПТУ, уходил работать простым газоэлектросварщиком. Уже в 2000­е он вернулся сначала заместителем директора бывшего промышленного лицея, а в 2008 году победил в конкурсе на замещение должности директора тогда еще ВПУ №27.
Вообще­то биография Александра Николаевича — это живой пример, как простой рабочий, с ПТУ за плечами, стал мастером, закончил ЗИИ, а дальше начал учить профессии других. И сегодня в ЗМВПУ многие из мастеров и два заместителя директора — бывшие выпускники этого училища.
Это ответ тем мамам, которые при разговоре о ПТУ морщат носик: «Ну, нет, только не это».
Слово заместителю директора училища Наталье Григорьевне Поповой:
­ К нам приходят дети, во­первых, из бедных семей, а во­вторых, как правило, с невысокими успехами в школе. Наша позиция такова: забудь о школьных неудачах и начинай жить и учиться с чистого листа — мы в тебя верим! И как они раскрываются! 19 наших учащихся получают сегодня стипендию «Одаренная молодежь» ­ они поют, танцуют, занимаются спортом. Нет ни одного городского и областного мероприятия, где бы наши дети не принимали участия. А еще у нас сегодня 54 отличника. Ребята побеждают в конкурсах и олимпиадах, где с ними конкурируют и ученики, как принято говорить, престижных учебных заведений.
Но понятно, что за всеми этими успехами ­ огромный труд большого коллектива.
­ В 2017 году с нашим училищем были объединены еще два профессионально­технических учебных заведения: «Запорожский профессиональный лицей» и «Запорожский профессиональный промышленный лицей», ­ вступил в разговор Александр Олейник. ­ По состоянию на 1 сентября 2017 года у нас 1162 учащихся. Работают три учебных корпуса и два общежития, в которых проживают 425 и 128 человек. У нас примерно 70% детей не только из области, но и из других регионов Украины.
Оценка качества подготовки — трудоустройство
­ Основные наши партнеры, ­ продолжает А. Олейник, ­ АО «Мотор Сич», КП НПК «Искра», ПАО «Запорожсталь», ЧАО «Завод «Днепроспецсталь» и другие. Многие наши выпускники стали предпринимателями­производственниками.
Что касается профессий, то они традиционны для машиностроения и механообработки: токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля, машинист крана (крановщик), автослесарь – слесарь­ремонтник и автослесарь – слесарь механосборочных работ и т.д. Все специальности интегрированы, и наши выпускники владеют как минимум двумя профессиями.
Практика у нас оплачиваемая. 50% заработка ­ учащемуся, 50% ­ на развитие материальной базы училища. Дети рады заработку, мы ­ тому, что ребята закрепляют свои навыки на реальном производстве, а предприятия могут присмотреться к будущим работникам.
Примерно 400 наших учащихся проходят практику на «Моторе». И у ребят есть стимул хорошо здесь себя показать. Во­первых, «Мотор Сич» тоже предоставляет общежитие, а во­вторых, здесь существует программа поддержки рабочей молодежи. Ведь первые три года молодой работник получает зарплату не ниже средней по предприятию. За это время он может повысить разряд и получать высокую зарплату, выполняя более квалифицированную работу.
Мы, в свою очередь, тоже совершенствуем подготовку, сотрудничая с Европейским фондом образования и специалистами из Дании. С 2015 года внедряем дуальную систему подготовки квалифицированных рабочих. То есть совместно с работодателем готовим выпускника не просто на предприятие, а часто уже на конкретное рабочее место. Естественно, качество подготовки возросло, а ребята из группы, задействованной в этом проекте, полным составом приняты на «Мотор Сич».
Да и другие выпускники ­ было бы желание работать ­ тоже трудоустроены. Впрочем, достаточно много наших ребят сейчас в ООС (бывшее АТО).
Помоги тому, кому труднее, чем тебе!
­ У нас учатся дети с особенными образовательными потребностями, связанными с проблемами слуха, ­ продолжает директор училища. ­ В этом плане мы единственные в области. У нас две группы по 7 человек на 1­м и 2­м курсах. На уроках присутствует сурдопереводчик. Готовим же мы ребят по профессии «Слесарь механосборочных работ; контролер станочных и слесарных работ». Ребятам, конечно, тяжело, но «Мотор Сич» их с удовольствием приглашает, на этом предприятии тоже есть сурдопереводчики.
Но что важно! Эти ученики и танцуют, и поют, и участвуют во всех наших мероприятиях!
Вот 3 мая они вместе с учащимися вечерней школы организовали нам большой концерт. Да и в общежитии бывает, что слабослышащие проживают вместе с обычными учениками. И здесь никогда не было случая драк на почве каких­то обид. Кстати, у нас ко всем одинаковые требования — в этом мы и видим суть инклюзивного образования. Слабослышащие, если желают работать, тоже все трудоустроены, и их очень хвалят.
­ Еще раз подчеркну, что у нас учатся дети из бедных семей, ­ вступила в разговор Наталья Попова. ­ Часто их родители не имеют возможности передать ребенку хотя бы какие­то продукты. Есть случаи, когда нас просят оставлять иногородних детей в общежитии на выходные, потому что мама четыре месяца без зарплаты… Оставшись же в Запорожье, мальчик может где­то подработать и получить пусть и небольшие, но деньги.
Но даже в этой ситуации наши дети остаются очень хорошими и душевными. У нас проходят благотворительные акции, и ребята, не избалованные достатком, на них всегда откликаются. Мы посещали гериатрический пансионат, оказывали помощь нашему учащемуся, который, как говорится, «сорвал спину». У него из родителей только папа­инвалид, поэтому наши дети проявили инициативу, собрали для него деньги и проведали друга в больнице.
Успехи и проблемы
­ Училище ­ рассказал далее А. Олейник, ­ хорошо известно не только в Запорожье. В последние несколько лет мы стали победителями, лауреатами и обладателями медалей в многочисленных конкурсах Минобразования и науки Украины. Названия этих смотров говорят сами за себя: «Инновационные технологии компетентного формирования будущего рабочего», «Инновационные подходы в заведениях образования к процессу формирования творческой личности» и т.д.
­ Добавлю и то, ­ сделала свое замечание Н. Попова, ­ что Александр Николаевич буквально 15 мая награжден грамотой Министерства образования и науки. Кроме того, сайт нашего училища занял второе место среди профессионально­технических заведений области. А если в город для знакомства с подготовкой рабочих кадров приезжают гости из Киева или Европы, то всех везут к нам.
­ На нашей базе, ­ продолжает А. Олейник, ­ организован и учебно­практический центр по подготовке незанятого населения. То есть центр для взрослых людей, желающих повысить свою квалификацию. Под этот проект нам выделены средства для закупки современного оборудования.
Также в училище проводятся многие областные семинары, конкурсы профмастерства, особенно по профессии «Станочник». Кстати, наш выпускник Иван Москалюк в 2016 году занял 2­е место в Украине по профессии «Станочник широкого профиля» и завоевал тем самым стипендию Президента.
Что касается проблем, то главной из них является несовершенство нормативной базы. Мы в ожидании Закона «О профессиональном (профессионально–техническом) образовании». Замечу, что и наше училище, да и другие заведения области активно участвовали в разработке концепции этого закона. Но пока документ лишь готовится к рассмотрению Верховной Радой.
Кроме того, все же хотелось бы определиться с нашим подчинением. Сейчас все имущество ­ госсобственность, оперативное руководство ­ за областным департаментом образования и науки, а финансирует нас город. Получается, что все профтехобразование — это слуга трех господ. В принципе, мы к этому приноровились, но никакое стратегическое планирование и развитие в подобных условиях невозможно.
Тем не менее, сегодня все зависит от нас. Сможем организовать детей, научить их хорошо работать, тогда и доход будет, и мы сможем делать ремонты и обновлять учебно­методическую базу. На сегодняшний день, как и везде в нашей системе, мы стабильно финансируемся из бюджета города только по защищенным статьям — зарплатам, стипендиям, «коммуналке», обеспечению детей­сирот. Сегодня их у нас 65.
Что же касается совершенствования материальной базы, то бюджет этой статьи расходов не предусматривает. И тут спасибо тем предприятиям, которые приглашают наших ребят на практику! Это ­ единственная статья дохода, которая целиком уходит на поддержание парка учебных станков в рабочем состоянии.
Кроме того, что АО «Мотор Сич» ­ наш главный партнер по практикантам, хотя наше училище и задумывалось, и работало на НВК «Искра», «моторовцы» готовят на нашей базе группы незанятого населения. Два слова по этой программе: трехмесячный курс подготовки для конкретного предприятия со свидетельством негосударственного образца (оно годится только для завода­заказчика) и 10­месячный ­ уже со свидетельством государственного образца.
Понятно, что нам и «Искра» сегодня помогает ­ не отказывало предприятие в помощи даже в очень трудные для себя времена.

Училище богато людьми
­ Очевидно, что все успехи нашего коллектива куют конкретные люди, ­ рассказывает Александр Олейник. ­ Вот семья Курьян — Елена Михайловна и Александр Трофимович. 40 лет назад они пришли в училище по распределению из индустриально­педагогического техникума. Антонина Васильевна Лигун тоже 41 год проработала. Иван Москалюк, замечу, ­ ее ученик.
Есть много талантливых молодых специалистов. Людмила Сабинина из тех мастеров, на которых «идут» учащиеся. То же самое можно сказать о Виктории Резниченко.
Не секрет, что одной из проблем системы профтехобразования является профориентация школьников. Даже мы в условиях реорганизации в прошлом году немного недовыполнили план приема. Кроме традиционных методов работы, три кита, на которых держится популярность ЗМВПУ ­ это рабочие династии (наши выпускники, став родителями, отправляют к нам своих детей — здесь плохому не научат); мастера, которые благодаря «сарафанному радио» известны и потенциальным ученикам, и их родителям; наше общежитие.
­ Родителям важно, куда и в какие руки попадут их дети, ­ продолжает Наталья Попова. ­ В нашем общежитии они уверены: здесь порядок и дисциплина. А еще прекрасный коллектив, который становится сплоченнее не после, как считают, турпохода, а после совместного приготовления борща. Или каши на костре, или горохового супа… Раз в неделю ­ по средам ­ проходит целый ритуал: ребята в белоснежных колпаках готовят кастрюлю борща на весь этаж, а потом все вместе с этой кастрюлей «расправляются». Здесь вам и лидеры выдвигаются, и взаимопонимание появляется, да и то, что иной ребенок хоть в раз неделю покушает горячего — тоже немаловажно.
А еще у нас есть условия для занятия спортом, постоянно проходят спартакиады, победители которых всегда возвращаются с областных соревнований с медалями.
Плохо только, что стипендиальный фонд для оказания материальной помощи и поощрения сейчас серьезно урезан ­ до 2,5 тыс. гривен в месяц. Сложно и материальную помощь выделить нуждающимся, и премировать достойных. Что же касается собственно стипендии, то она составляет 490 грн., отличники получают на 45,5 % больше, сироты — 1180 грн., слабослышащие — 735 грн.
И уже наш вывод после посещения ЗМВПУ. Как в стихах Константина Симонова, «всем смертям назло» здесь не выживают, а живут. И всем своим огромным коллективом делают большое и важное дело. Спасибо всем за это!

Беседовала Светлана Третьяк