Она мечтала заниматься наукой, но жизнь сложилась так, что после 10 лет работы бухгалтером однажды решила все бросить и уйти в творчество. Сейчас, когда Ольга говорит о своей работе, у нее горят глаза, от нее веет позитивом, и она точно знает, чего хочет от жизни. Ольгу Харьякову многие знают как зампредседателя Запорожского городского объединения художников «Колорит», в котором состоит много творческих личностей Запорожья. Также она является организатором и куратором масштабной выставки «До, під час та після Майдану. Передчуття». Но мало кому известно, что Ольга рисует потрясающие картины. Так что разрешите представить — Ольга Харьякова, художникабстракционист
— Почему Вы решили резко изменить свою жизнь?
— К этому подвела сама жизнь. В раннем детстве родители отдали меня в музыкальную школу. Я занималась творчеством параллельно с учебой в школе — устраивала различные вечеринки, рисовала стенгазеты, т.е. постоянно включались мозги на импровизацию. В 17 лет благополучно уехала в Днепропетровск, где получила красный диплом микробиолога. В университете тоже была в «творческом полете» и после окончания вуза очень хотела заниматься наукой, но не сложилось — у меня родилось двое деток, и потом, в 2000х годах наука была в таком «загоне», что я сначала устроилась на работу офисменеджером, потом получила второе высшее образование — бухгалтерэкономист. По этой специальности работала 10 лет, пока мои дети не выросли.
— Тогдато и решили вернуться к творчеству?
— Да. И поскольку в нашей жизни нет ничего случайного, открыв Интернет, я увидела, что в галерее «Ленин» открылись курсы по изучению истории искусств. Правда, занятия начались в октябре, а я пришла в марте. Курсы вела Лилия Бережненко, которая на первом моем занятии сказала: «Вот мольберт, холст и краски начинаем». Так боязнь пустого холста у меня «сняли» в первый день. Это был 2009 год.
— А в 2011 году была выставка?
— Это была первая персональная выставка, а вторая состоялась в 2014 году. Также я часто принимаю участие как организатор и художник в коллективных выставках.
— Не страшно ли было уйти со стабильной работы в творчество?
— Я не боялась, потому что меня поддерживала семья. Родные радовались первым картинам, которые у меня получались. Уходила из бухгалтерии я потому, что дальше не могла этим заниматься, не видела своего развития в профессии. Я понимала, что была в возрасте, когда нужно чтото менять или смириться. А я так не могу! Мне нужно постоянно двигаться вперед. У меня есть «синдром отличницы» завтра быть лучше, чем вчера.
— Что Вы пишете?
— Сначала я писала все — пейзажи, натюрморты, портреты. Работала с акварелью, пастелью, маслом, акрилом. Мне нужно было понять, в чем мое преимущество. Тогда за неделю могла создавать по две картины, может быть, это творческий голод — столько времени вроде как потратила зря, а сейчас погружаюсь в блаженство и делаю то, что нравится.
— Для Вас нет табу?
— Эксперимент — мое все! Я не могу рисовать картины в одной технике, это скучно. У меня есть картины с различными сюжетами, но последние 3 года увлекаюсь абстракцией. В 2016 году я обучалась в Киеве, в Школе современного искусства, где окончательно убедилась: абстракция — мой стиль.
— Чем же он Вам нравится?
— Абстракция дает такие возможности, которые не дает обычная живопись! Абстракция снимает барьеры. К тому же, акрил позволяет делать просто чудеса!
— В чем сложность абстракции?
— Когда работаешь в направлении реализма, ты срисовываешь. Да, пропускаешь через себя, чтото добавляешь, но делаешь копию природы. Для меня это скучно. В своих абстракциях от природы далеко не ухожу, но это образы. Вот есть картина, на которой я изображала полуобнаженную женщину, а другой человек видит там парочку, которая идет по осеннему парку, третий зрит падающую бездну и звезды. Я создаю картину с определенным настроением, а спустя время человек, который абсолютно ничего не знает об истории ее создания, видит все посвоему. И это хорошо! Потому что мы всегда ассоциируем себя с какимито историями, и поэтому абстрактная картина — это самопознание.
— Одна и та же картина может выглядеть утром и вечером поразному…
— У меня есть картины с рельефами, и если сделать подсветку, то вот этот рельеф высвечивается и вообще подругому смотрится, это игра света и тени…
— Ольга, а мнения коллег для Вас важны?
— Иногда я прислушиваюсь к мнениям художников и критиков. Но даже если мне скажут, что какаято деталь должна быть изображена подругому, то в душе я точно знаю, что сделала все так, как задумала. У меня внутри будут сидеть «колючие ежики», и пока не сделаю так, как мне надо, меня «не отпустит».
— А что Вас вдохновляет на творчество?
— Мы достаточно часто путешествуем, и я беру с собой скетчбук, карандаши, акварель. В декабре из Таиланда привезла около 25 набросков, рисовала ежедневно, ведь есть что – море, пальмы, кокосы.
— Но Ваше преимущество — картины большого формата?
— Самая большая моя работа 170 см на метр. Были работы и 140х90, и 130х80. Знаете, я часто беру работы, которые мне не нравятся, и поверх них рисую новые, и это делает картину еще лучше и интереснее.
— Чем пишете картины?
— В живописи, кроме кисти, можно использовать все, что угодно — мастихин, пальцы, расческу, целлофан, листья деревьев. Абстракция интересна тем, что, не касаясь кистью холста, можно создать шедевр. Когда я разливаю жидкий акрил на полотно, происходит химическая реакция. Все «пузырьки», «шарики», линии — они нерукотворные, и в этом есть какойто Божий промысел, я бы сказала. Прелесть в том, что ты контролируешь процесс, но окончательный результат от тебя не зависит. Знаете, маленькие дети в восторге от таких картин. У них еще нет настроя на то, что трава должна быть зеленая, небо — голубое, солнце — желтое. Они просто видят силу картины и ее гармонию.
— А реально ли заработать на творчестве?
— Любое искусство можно продать при умелом менеджере. Это я вам точно говорю. У меня вопрос о заработке возник, когда накопилось достаточное количество картин и их нужно было както реализовывать, делиться творчеством. Холсты, краски, обучение стоят денег. Успешный художник – тот, картины, которого покупают. И сейчас все складывается замечательно.
— Расскажите о Ваших интерьерных работах.
— Планируя интерьер, дизайнеры вписывают в свои проекты работы определенного стиля и цветовой гаммы. Но люди порой отказываются от услуг художника и вешают на стены картины, которые остались от бабушки, или покупают просто понравившуюся работу это ломает замысел дизайнера, а интерьер теряет свою индивидуальность. В лучшем случае могут повесить распечатанную картину на холсте. Я же пишу «живые» интерьерные работы, умею это делать и разработала множество авторских техник и приемов. Я также беру заказы по написанию картин для дизайнерских интерьеров.
— Вы состоите в объединении «Колорит». Как давно?
— Гдето 6 лет, но меня не сразу приняли в «Колорит». В 2011 году сказали, что нужно еще поучиться. Год я занималась у Антона Шеретова, а потом меня всетаки приняли. Сейчас я зампредседателя этого объединения.
— Ольга, а Вы часто представляете свои работы на выставках в других городах?
— Такую задачу я перед собой еще не ставила, но мои картины есть в Израиле, Германии, Чехии, России, Китае. Так что по миру они разъехались. В Запорожском областном музее также есть шесть моих работ. Я третий год подряд участвую в городском пленэре «Запорожский пейзаж», который проводит наш Областной художественный музей, так что реализм я тоже пишу, но с элементами абстракции. Менеджмент в «Колорите» занимает личное время и пространство, но я сосредоточусь и начну «продвигать» свое творчество. Найти меня можно на «Фейсбуке», у меня есть свой сайт, планирую завести аккаунт в Instagram, чтобы публиковать свои работы.
— А персональную выставку планируете?
— У меня накопилось достаточно работ, чтобы завесить ими небольшой зал, но я хочу тщательно подготовиться. Раньше каждая моя работа казалась шедевром, а сейчас, наверное, это приходит с опытом, я вижу, что есть, над чем поработать. Персональная выставка — это всегда подведение итогов в творчестве. У меня много стилистических направлений. Вот я еще немножечко себя психологически настрою, поработаю и презентую.
— А готова ли наша публика к таким работам?
— В Запорожье не любят новые формы искусства, но это, скорее, изза того, что мы делаем мало выставок тех же абстракций. На самом деле, качественная абстракция не пишется «левой ногой», как многим кажется. Делать то, что ни на что не похоже — гораздо труднее. Нужно придумать композицию, подобрать цвета, и еще существует множество тонкостей. Это все требует определенного психологического состояния и владения художественными приемами и материалами. Иногда можно и подругому — смешать краски и буквально за 30 минут создать картину. Когда ты «отключаешь» голову, отдаешься творческому порыву, картина сама себя делает. И где тут истина?
— Есть ли у Вас замысел картины, которую хотите написать?
— Да, я хочу написать картину, которая бы стоила 50 тысяч долларов (смеется).
— Что на ней должно быть изображено?
— Вот так вот сразу? Ну, наверное, то, что вызовет светлое чувство радости, и не у одного человека. А еще красивое сочетание цветов и чтобы на полотно хотелось смотреть и смотреть.
— В 2011 году в одном из интервью Вы признались, что хотите заняться лепкой…
— Я до сих пор хочу. Это все впереди, пока я поставила перед собой немного другие задачи.
— Творчество — это…?
— Прежде всего, самореализация. Мне приятно, если мои картины нравятся, и я с удовольствием дарю свои работы людям, которым они пришлись по душе. Для меня это праздник, появляется чувство нужности этому миру.
— Ольга, многие боятся в 30 лет начать заниматься творчеством, мол, уже поздно…
— Я в 40 лет начала учиться рисовать, потому что мне это интересно. Ну, а что делать? Мы же молодые! Сейчас старость отодвигается минимум на 30 лет. Я со своими 26летним сыном и 23летней дочкой общаюсь на равных, мы носим одинаковую одежду, думаем одинаково, смотрим фильмы и слушаем одну и ту же музыку. Происходит сближение поколений.
— Что бы Вы хотели пожелать тем, кто боится менять свою жизнь?
— Основной тезис, по которому я живу с 2009 года, таков: если человек работает по замкнутому кругу «домработадомработа», это не приносит ему никакой радости. Если человек мечтает выйти на пенсию, чтобы заняться любимым делом, то в этом случае лучше посмотреть на свою работу, развернуться и уйти, пусть даже в никуда. У нас судьба предопределена. Обязательно возникнет ситуация, когда вам предложат работу мечты или хобби станет основным источником дохода. Не сидите на месте! Поднимайтесь с дивана и делайте то, что вам нравится! Жизнь такая короткая, нужно пользоваться моментом, пока мы здесь, и получать удовольствие.
Яна ПЕТРОВА, фото Ольги ХАРЬЯКОВОЙ