В марте текущего года было принято постановление Кабинета Министров Украины о монетизации проезда для льготных категорий. Эта новость вызвала неоднозначную реакцию — одни выступали «за», другие были категорически «против». Впрочем, «последнее слово» о материальной компенсации за проезд Кабмин оставил за областными советами. Прошло 8 месяцев со дня принятия постановления…
«За» и «против» «монетизации»
Мы выслушали мнения запорожцев и их аргументы о «монетизации». Так, Валентина Николаевна категорически против обналичивания льгот на проезд. Женщина отмечает, что «на руки» ей выдадут копейки и как их должно хватить на месяц — непонятно.
— У меня минимальная пенсия, несмотря на то, что я работала всю жизнь, — сетует Валентина Николаевна. — «Монетизация» проезда только усложнит мне жизнь. Сейчас я передвигаюсь по городу и езжу за покупками туда, где дешевле, иначе не выжить, к родственникам и в гости также «по пенсионному» езжу. А если мне выдадут наличными, то я не знаю, куда смогу ездить. Наверное, мне придется стать затворницей, сидеть в четырех стенах и никуда не выходить. Лучше б они пенсии повысили и с экономикой в стране разобрались, а то цены и тарифы растут еженедельно. Стоимость проезда даже повысили, а пенсии «стоят» на месте.
А вот Татьяна Игоревна «за» монетизацию проезда. Женщина рассказывает, что она еще не вышла на пенсию и ежедневно ездит на работу, оплачивая проезд, в то время как работающие пенсионеры ездят бесплатно.
— Каждый день я сажусь в 6 утра в троллейбус или автобус. Вместе со мной в транспорт заходят еще порядка 1520 человек, и, кроме меня, за проезд никто не платит. Ктото из них едет на базар с утра пораньше, т.к. там хлеб на 20 копеек дешевле или еще чтото. Со мной также каждое утро ездит женщина, коллега, которая уже на пенсии, но при этом продолжает работать. Вот сравните, «на руки» я получаю зарплату 5 тыс. гривен, при этом каждый день плачу за проезд. А у моей коллеги пенсия порядка 3х тыс. и зарплата 5 тыс. гривен. Чужие деньги, конечно, считать неприлично, но почему такие неравные права? Пусть работающие пенсионеры платят за проезд, а не пользуются льготами. Я «за» «монетизацию», пусть перевозят, например, с 6:00 до 10:00 и с 16:00 до 20:00 льготников платно, а в остальное время бесплатно. Можно установить бесплатный проезд для льготников 23 раза в неделю. Просто иногда в час пик транспорт «набит» пенсионерами, которые кудато едут, а тебе приходится стоять на остановке, потому что не можешь влезть в «забитый» троллейбус, автобус и даже маршрутку, чтобы добраться на работу, — говорит Татьяна Игоревна.
Как видим, у каждого свой взгляд на ситуацию, и каждый в чем-то прав.
«Монетизация» в Запорожской области
Разговоры о внедрении «монетизации» были и в 2015 году, и в 2016. Но только в 2018 году было принято соответствующее постановление. Но в Киеве решили переложить все обязанности на областные центры, что вызвало дополнительную нагрузку на областные бюджеты. Именно представители облсоветов должны принять решение о выделении средств из бюджета на монетизацию льгот на проезд, размере выплат и категории людей, которые будут получать деньги на проезд.
Как нам рассказали в Департаменте социальной защиты населения Запорожской областной государственной администрации: «По состоянию на 1 октября 2018 года в местных бюджетах области предусмотрено чуть более 125 млн гривен, в том числе на льготный проезд:
▶ автомобильным транспортом — около 43,4 млн грн.;
▶ водным транспортом — почти 2,12 млн грн.;
▶ железнодорожным транспортом — около 12,6 млн грн.;
▶ электротранспортом — чуть более 67,1 млн грн.
Внедрение монетизации льгот на проезд отдельным категориям граждан и расширение круга категорий зависят только от решений, принятых местными органами исполнительной власти, и внесения изменений в местные программы».
Таким образом, на денежную компенсацию за проезд в размере 105 грн. могут рассчитывать порядка 20 тысяч жителей области, согласно данным ЗОГА.
Отметим, данное решение было принято до повышения стоимости проезда в общественном транспорте. Важно, что размер ежемесячной выплаты, согласно постановлению, должен увеличиваться при повышении стоимости проезда, но только с 1 января следующего года. Размер выплат рассчитывается на весь год, исходя из тарифа, который действует на 1 января текущего года.
Получается, в Запорожье с 1 ноября 2018 года стоимость проезда повысили на 40%. И если бы в нашей области уже «работала» «монетизация», то весь ноябрь и декабрь льготники должны были бы доплачивать свои деньги или экономить на передвижениях.
Напомним, под монетизацию подпадают такие льготные категории:
▶ лица, которые пострадали вследствие аварии на ЧАЭС, 1 категории;
▶ участники ликвидации аварии на ЧАЭС 2 категории;
▶ дети до 6 лет, пострадавшие от ЧАЭС, которым установлена инвалидность;
▶ участники боевых действий;
▶ лица с инвалидностью вследствие войны;
▶ дети до 6 лет из многодетных семей;
▶ ветераны силовых ведомств;
▶ родители военнослужащих, которые погибли, умерли или пропали без вести;
▶ дети с инвалидностью в возрасте от 6 лет и лица, которые сопровождают людей с инвалидностью 1 группы или детейинвалидов;
▶ реабилитированные лица (политические репрессии).
При этом местные органы исполнительной власти имеют право расширить круг льготных категорий. В облдепартаменте также сообщили, что люди, имеющие право на несколько льгот, ежемесячно будут получать максимальную выплату. Размер выплаты для запорожцев, у которых есть право на льготный проезд на междугородные маршруты, автоматически увеличивается на 20%.
Для лиц с инвалидностью 1, 2 групп и детей с инвалидностью, которые учатся в вузах, учреждениях общего, среднего и профессионального образования, размер выплаты увеличивается в два раза.
Как будет выплачиваться «монетизация» на проезд?
«Деньги на проезд» местные органы власти будут начислять вместе с пенсией или социальной помощью на один и тот же счет. Людям, которые не получают соцпомощь сейчас, а также родителям детей-льготников нужно будет написать заявление, в котором указать реквизиты счета для зачисления компенсации.
Когда заработает «монетизация»?
Несмотря на то, что представители обладминистрации предусмотрели средства для монетизации, когда же нововведение «заработает» — непонятно. В Департаменте социальной защиты населения Запорожской облгосадминистрации отметили, что направили письма главам райгосадминистраций, городов областного значения и объединенных территориальных громад с просьбой проработать указанное распоряжение и принять соответствующие решения.
Здесь хочется вспомнить опыт Михайловской ОТГ. В громаде было принято решение, согласно которому школьники ездят в общественном транспорте бесплатно, так как они не зарабатывают деньги. А вот льготники платят за проезд 2 грн., так как имеют определенный доход.
Что касается внедрения монетизации в Украине, в каждом регионе установлена разная сумма на монетизацию. Например, в Киеве размер ежемесячной наличной выплаты составит 240 грн. В г. Моршине Львовской области, где уже внедрена монетизация, ежемесячно льготники получают по 135 грн.
Что касается Запорожья, по данным Управления социальной защиты населения Запорожского городского совета: «В настоящее время не принято решение о предоставлении льгот в наличной форме по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских маршрутах. Перечень категорий граждан, которые будут получать льготы в наличной форме, будет определен в случае принятия горсоветом решения о введении монетизации льгот на проезд».
Так что пока никаких изменений относительно монетизации не предвидится.
«Выиграют» ли перевозчики?
Идея «монетизации» льгот на проезд не нравится чиновникам, т.к. это дополнительная нагрузка на бюджеты области. А вот перевозчики только «за» такие изменения.
В предоставлении льгот на проезд в наличной форме есть положительные моменты: люди перестанут унижаться и спрашивать у водителя: «А можно по льготному?». В салон той же маршрутки могут зайти не 13 льготника, а все, кому нужно ехать. Отметим, что, по закону, количество льготных мест в маршрутке не ограничено, но поскольку городские власти не возвращают перевозчикам деньги за льготников, маршрутчики иногда берут до 3х льготников, а остальным говорят: «Платите деньги и поехали».
Отметим также, что на сегодняшний день 50% скидку на проезд для школьников (в соответствии с условиями договора) автоперевозчики предоставляют за свой счет.
Очень часто из уст местных чиновников можно услышать о том, что коммунальное предприятие работает в убыток. Одна из причин — почти 70% пассажиров льготники. По данным КП «Запорожэлектротранс», за 9 месяцев 2018 года было перевезено более 28,6 млн пассажиров городским электротранспортом и автобусами, из которых 20,2 млн льготники.
Мы поинтересовались у представителей Управления по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского городского совета, учитывали ли специалисты то, что «монетизация» льгот на проезд может повысить прибыль КП «Запорожэлектротранс»?
— Любые просчеты возможны только после принятия и экономического анализа решения о «монетизации» с конкретным перечнем льготных категорий и сумм компенсаций. Также отметим, что повышение тарифа на проезд пассажиров обосновано значительным повышением цен на горючесмазочные материалы, запчасти, а также повышение минимальной заработной платы. Расходы на перевозку льготных категорий пассажиров в экономическом обосновании тарифов не указываются, количество, сумма и порядок компенсации проезда льготных категорий определяются договором между предприятиемперевозчиком и управлением социальной защиты населения, — говорят в управлении транспорта.
P.S. Спустя 8 месяцев после вступления в силу постановления о монетизации местные чиновники только смогли установить размер ежемесячной выплаты — 105 грн. На наш прямой вопрос: «По какой причине «монетизация» до сих пор не внедрена в Запорожской области?» никто не дал ответ, отмолчались.
Неразговорчивость «власть имущих», в общемто, понятна. Выше были перечислены категории, которые попадают под монетизацию льгот на проезд. Но реально сегодня льготников более чем в 30 раз больше, если принять во внимание всех ветеранов, пенсионеров, инвалидов и других. А как быть с ними? Центральная власть сбросила этот вопрос на усмотрение местных органов власти, на региональный уровень и, как обычно, не подкрепила это финансовыми ресурсами. Как же быть?
Впереди очередная предвыборная кампания, и лишиться самых дисциплинированных избирателей вряд ли ктото осмелится. Выскажем предположение, что и в будущем 2019 году вряд ли чтото в монетизации льгот на проезд в общественном транспорте изменится.
Иванка ВОЛОЩУК