В Запорожье монетизация льгот на проезд «бьет по тормозам»

3071
0

В марте текущего года было принято постановление Кабинета Министров Украины о монетизации проезда для льготных категорий. Эта новость вызвала неоднозначную реакциюодни выступали «за», другие были категорически «против». Впрочем, «последнее слово» о материальной компенсации за проезд  Кабмин оставил за областными советами. Прошло 8 месяцев со дня принятия постановления

«За» и «против» «монетизации» 

Мы выслушали мнения запорожцев и их аргументы  о «монетизации». Так, Валентина Николаевна категорически против обналичивания льгот на проезд. Женщина отмечает, что «на руки» ей выдадут  копейки и как их должно хватить на месяц — непонятно.

— У меня минимальная пенсия, несмотря на то, что я работала всю жизнь, — сетует Валентина Николаевна. — «Монетизация» проезда только усложнит мне жизнь. Сейчас я передвигаюсь по городу и езжу за покупками туда, где дешевле, иначе не выжить, к родственникам и в гости также «по  пенсионному» езжу. А если мне выдадут наличными, то я не знаю, куда смогу ездить. Наверное, мне придется стать затворницей, сидеть в четырех стенах и никуда не выходить. Лучше б они пенсии повысили и с экономикой в стране разобрались, а то цены и тарифы растут еженедельно. Стоимость проезда даже повысили, а  пенсии «стоят» на месте.

А вот Татьяна Игоревна ­ «за» монетизацию проезда. Женщина рассказывает, что она еще не вышла на пенсию и ежедневно ездит на работу, оплачивая проезд, в то время как работающие пенсионеры ездят бесплатно.

— Каждый день я сажусь в 6 утра в троллейбус или автобус. Вместе со мной в транспорт заходят еще порядка 15­20 человек, и, кроме меня, за проезд никто не платит. Кто­то из них едет на базар с утра пораньше, т.к. там хлеб на 20 копеек дешевле или еще что­то. Со мной также каждое утро ездит женщина, коллега, которая уже на пенсии, но при этом продолжает работать. Вот сравните, «на руки» я получаю зарплату  5 тыс. гривен, при этом каждый день плачу за проезд. А у моей коллеги пенсия порядка 3­х тыс. и зарплата 5 тыс. гривен. Чужие деньги, конечно, считать неприлично, но почему такие неравные права? Пусть работающие пенсионеры платят за проезд, а не пользуются льготами. Я  ­ «за» «монетизацию», пусть перевозят, например, с 6:00 до 10:00 и с 16:00 до 20:00 льготников платно, а в остальное время ­ бесплатно. Можно установить бесплатный проезд для льготников 2­3 раза в неделю. Просто иногда в час пик транспорт «набит» пенсионерами, которые куда­то едут, а тебе приходится стоять на остановке, потому что не можешь влезть в «забитый» троллейбус, автобус и даже маршрутку, чтобы добраться на работу, — говорит Татьяна Игоревна.

Как видим, у каждого свой взгляд на ситуацию, и каждый в чем­-то прав. 

«Монетизация»  в Запорожской  области

Разговоры о внедрении «монетизации» были и в 2015 году, и в 2016. Но только в 2018 году было принято соответствующее постановление. Но в Киеве решили переложить все обязанности на областные центры, что вызвало дополнительную нагрузку на областные бюджеты. Именно представители облсоветов должны принять решение о выделении средств из бюджета на монетизацию льгот на проезд, размере выплат и категории людей, которые будут получать деньги на проезд.

Как нам рассказали в Департаменте социальной защиты населения Запорожской областной государственной администрации: «По состоянию на 1 октября 2018 года в местных бюджетах области предусмотрено чуть более 125 млн гривен, в том числе на льготный проезд:

▶ автомобильным транспортом — около 43,4 млн грн.;

▶ водным транспортом — почти 2,12 млн грн.;

▶ железнодорожным транспортом — около 12,6 млн грн.;

▶ электротранспортом — чуть более 67,1 млн грн.

Внедрение монетизации льгот на проезд отдельным категориям граждан и расширение круга категорий зависят только от решений, принятых местными органами исполнительной власти, и внесения изменений в местные программы».

Таким образом, на денежную компенсацию за проезд в размере 105 грн. могут рассчитывать порядка 20 тысяч жителей области, согласно данным ЗОГА.

Отметим, данное решение было принято до повышения стоимости проезда в общественном транспорте. Важно, что размер ежемесячной выплаты, согласно постановлению, должен увеличиваться при повышении стоимости проезда, но только с 1 января следующего года. Размер выплат рассчитывается на весь год, исходя из тарифа, который действует на 1 января текущего года.

Получается, в Запорожье с 1 ноября 2018 года стоимость проезда повысили на 40%. И если бы в нашей области уже «работала» «монетизация», то весь ноябрь и декабрь льготники должны были бы доплачивать свои деньги или экономить на передвижениях.

Напомним, под монетизацию подпадают такие льготные категории:

▶ лица, которые пострадали вследствие аварии на ЧАЭС, 1 категории;

▶ участники ликвидации аварии на ЧАЭС 2 категории;

▶ дети до 6 лет, пострадавшие от ЧАЭС, которым установлена инвалидность;

▶ участники боевых действий;

▶ лица с инвалидностью вследствие войны;

▶ дети до 6 лет из многодетных семей;

▶ ветераны силовых ведомств;

▶ родители военнослужащих, которые погибли, умерли или пропали без вести;

▶ дети с инвалидностью в возрасте от 6 лет и лица, которые сопровождают людей с инвалидностью 1 группы или детей­инвалидов;

▶ реабилитированные лица (политические репрессии).

При этом местные органы исполнительной власти имеют право расширить круг льготных категорий. В облдепартаменте также сообщили, что люди, имеющие право на несколько льгот, ежемесячно будут получать максимальную выплату. Размер выплаты для запорожцев, у которых есть право на льготный проезд на междугородные маршруты, автоматически увеличивается на 20%.

Для лиц с инвалидностью 1, 2 групп и детей с инвалидностью, которые учатся в вузах, учреждениях общего, среднего и профессионального образования, размер выплаты увеличивается в два раза.

Как будет  выплачиваться «монетизация» на проезд? 

«Деньги на проезд» местные органы власти будут начислять вместе с пенсией или социальной помощью на один и тот же счет.  Людям, которые не получают соцпомощь сейчас, а также родителям детей­-льготников нужно будет написать заявление, в котором указать реквизиты счета для зачисления компенсации.

Когда заработает «монетизация»? 

Несмотря на то, что представители обладминистрации предусмотрели средства для монетизации, когда же нововведение «заработает» — непонятно. В Департаменте социальной защиты населения Запорожской облгосадминистрации отметили, что направили письма  главам райгосадминистраций, городов областного значения и объединенных территориальных громад с просьбой проработать указанное распоряжение и принять соответствующие решения.

Здесь хочется вспомнить опыт Михайловской ОТГ. В громаде было принято решение, согласно которому школьники ездят в общественном транспорте бесплатно, так как они не зарабатывают деньги. А вот льготники платят за проезд 2 грн., так как имеют определенный доход.

Что касается внедрения монетизации в Украине, в каждом регионе установлена разная сумма на монетизацию. Например, в Киеве размер ежемесячной наличной выплаты составит 240 грн. В  г. Моршине Львовской области, где уже внедрена монетизация, ежемесячно льготники получают по 135 грн.

Что касается Запорожья, по данным Управления социальной защиты населения Запорожского городского совета: «В настоящее время не принято решение о предоставлении льгот в наличной форме по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских маршрутах. Перечень категорий граждан, которые будут получать льготы в наличной форме, будет определен в случае принятия горсоветом решения о введении монетизации льгот на проезд».

Так что пока никаких изменений относительно монетизации не предвидится.

«Выиграют» ли перевозчики? 

Идея «монетизации» льгот на проезд не нравится чиновникам, т.к. это ­ дополнительная нагрузка на бюджеты области. А вот перевозчики только «за» такие изменения.

В предоставлении льгот на проезд в наличной форме есть положительные моменты: люди перестанут унижаться и спрашивать у водителя: «А можно по льготному?». В салон той же маршрутки могут зайти не 1­3 льготника, а все, кому нужно ехать. Отметим, что, по закону, количество льготных мест в маршрутке не ограничено, но поскольку городские власти не возвращают перевозчикам деньги за льготников, маршрутчики иногда берут до 3­х льготников, а остальным говорят: «Платите деньги и поехали».

Отметим также, что на сегодняшний день 50% скидку на проезд для школьников (в соответствии с условиями договора) автоперевозчики предоставляют за свой счет.

Очень часто из уст местных чиновников можно услышать о том, что коммунальное предприятие работает в убыток. Одна из причин — почти 70% пассажиров ­ льготники.  По данным КП «Запорожэлектротранс», за 9 месяцев 2018 года было перевезено более 28,6 млн пассажиров городским электротранспортом и автобусами, из которых 20,2 млн ­ льготники.

Мы поинтересовались у представителей Управления по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского городского совета, учитывали ли специалисты то, что «монетизация» льгот на проезд может повысить прибыль КП «Запорожэлектротранс»?

— Любые просчеты возможны только после принятия и экономического анализа решения о «монетизации» с конкретным перечнем льготных категорий и сумм компенсаций. Также отметим, что повышение тарифа на проезд пассажиров обосновано значительным повышением цен на горюче­смазочные материалы, запчасти, а также повышение минимальной заработной платы. Расходы на перевозку льготных категорий пассажиров в экономическом обосновании тарифов не указываются, количество, сумма и порядок компенсации проезда льготных категорий определяются договором между предприятием­перевозчиком и управлением социальной защиты населения, — говорят в управлении транспорта.

P.S. Спустя 8 месяцев после вступления в силу постановления о монетизации местные чиновники только смогли установить размер ежемесячной выплаты — 105 грн. На наш прямой вопрос: «По какой причине «монетизация» до сих пор не внедрена в Запорожской области?» никто не дал ответ, отмолчались.

Неразговорчивость «власть имущих», в общем­то, понятна. Выше были перечислены категории, которые попадают под монетизацию льгот на проезд. Но реально сегодня льготников более чем в 30 раз больше, если принять во внимание всех ветеранов, пенсионеров, инвалидов и других. А как быть с ними? Центральная власть сбросила этот вопрос на усмотрение местных органов власти, на региональный уровень и, как обычно, не подкрепила это финансовыми ресурсами. Как же быть?

Впереди очередная предвыборная кампания, и лишиться самых дисциплинированных избирателей  вряд ли кто­то осмелится. Выскажем предположение, что и в будущем  2019 году вряд ли что­то в монетизации льгот на проезд в общественном транспорте  изменится.

Иванка ВОЛОЩУК