Никто никому ничего не должен: управляющие компании Запорожья отчитались за год своей работы

2529
0

Порядка 2,5 тысячи жилых домов сегодня обслужи­вают КП «Запорожрем- сервис», ООО «Місто для людей Запоріжжя» и ООО «Мрія». 1 ноября 2017 года пред­ставители этих управляющих ком­паний приступили к выполнению своих обязательств, о результатах которых руководители отчитались на пресс-конференции в Агентстве региональных инициатив. Так что же хорошего сделали управители?

ОТЧЕТЫ ЗА ГОД

По словам заместителя директора департамента по управлению жилищ­но-коммунальным хозяйством Запо­рожского городского совета Геннадия Борисова, все прописанные в договорах обязательства представители управляющих компаний за год выполнили. За это время представители департамента и управители регулярно встречались на плановых и вне­плановых совещаниях.

Что касается работ, то, по словам ди­ректора управляющей компании оОо «Місто для людей Запоріжжя» Евгения Деркача, за год они сделали оценку жилого фонда, который обслуживают, а это 47% всего жилого фонда Запорожья, и утвер­дили титульный список текущих ремонтов на 5-7 лет вперед. Также заключено 112 индивидуальных договоров, в которых пересмотрели тариф для жильцов.

  • Мы начали активную работу по взаи­модействию с жителями через колл-центр «15-80» и наши собственные «горячие линии», на которые ежедневно поступает по несколько сотен заявок от жильцов: на­чиная от внутридомовых сетей и заканчивая кровельными работами и ремонтами подъ­ездов, — сказал Евгений Деркач. — Из-за аварийных ситуаций текущие ремонты ин­женерных сетей мы проводим ежемесячно. Что касается ремонтов подъездов, то такие статьи требуют значительных финансовых ресурсов и накопления средств. Как только «на доме» накапливается нужная сумма, мы приступаем к работам. Отмечу, в утверж­денных тарифах на текущий ремонт предус­мотрено 30% от всей суммы. Если уровень платежей по дому составляет 70-80%, мы «закрываем» только аварийные ситуации.

В свою очередь, генеральный ди­ректор управляющей компании «Мрія» Арам Калоян сообщил, что представители компании выполнили все, что планировали, даже с учетом дефицита средств.

  • Мы сделали упор на замену инженер­ных сетей и кровель, это «невидимая» часть работ для жителей, т.к. никто в подвалы и на крыши не ходит. Да, хочется видеть красоту своими глазами, но в этом году мы отремонтировали лишь один подъезд, т.к. больше не видели в этом необходимости, — сказал Арам Калоян. — В течение 3 лет планируем заменить все инженерные сети.

Гендиректор «Мрії» отметил, что резуль­таты их работ были наглядно продемон­стрированы во время старта отопительного сезона. Проблем, по его словам, было в

разы меньше, чем в прошлом году. Что касается «видимой» части работ, для того чтобы провести ремонты там, где их не де­лали 10-30 лет, представителям компании нужно больше года.

  • Некоторые обращаются и в депар­тамент по управлению ЖКХ Запорожского горсовета, пишут жалобы, приходят к де­путатам на личные приемы, при этом люди не платят за содержание дома, а на вопрос «почему?» отвечают: «Почему мы должны платить? Мы же не видим, что было сдела­но». Ну, а то, что они не видят результаты работы, не значит, что ничего не делается.

Что касается итогов годовой работы КП «Запорожремсервис», то, по словам ди­ректора предприятия Сергея Ращепки- на, на сегодня они обслуживают наиболее старые дома в городе, порядка 100 домов имеют статус «ветхих».

  • Финансовых влияний такие дома должны получать больше — многие кон­струкции пришли в негодность. На «текущий ремонт» в тарифе на эти дома предусмотре­но ничтожно мало средств. Мы неоднократ­но обращались к депутатам и в департамент по управлению ЖКХ с просьбой выделить дополнительные деньги из бюджета на ремонт данных домов, — сказал Сергей Ращепкин.

Что касается остальных домов, то в КП «Запорожремсервис» также решили за­няться инженерными сетями, чтобы в даль­нейшем избегать подтопления и, как след­ствие, деформация домов. Как это было в марте 2018 года, когда дом по адресу: бульвар Шевченко, 42 из-за подтопления начал «трещать по швам».

Также, чтобы снизить тарифы, работни­ки КП установили в домах приборы учета электроэнергии.

Что касается, капитальных ремонтов домов, то все управители пока их откла­дывают, хотя в них нуждаются порядка тысячи домов (т.е. 40% жилого фонда). Как отметил Геннадий Борисов, на капремонты домов из бюджета города-2018 выделено более 380 млн грн., в том числе 100 млн грн. — на дома ОСМД. Это очень мало!

ВЗЫСКАНИЯ

Руководители управляющих компаний тактично умолчали о неприятных моментах. Но не стоит забывать о том, что управление защиты экономики в Запорожской области в июне передало в суд обвинительный акт (ст. 364 ч. 2. УК Украины «Злоупотребление властью/служебным положением») на ди­ректора КП «Запорожремсервис». По данным управления, в 2017 году по результатам про­веденного тендера КП заключило договор о закупке 160 тыс. литров топлива стоимостью более 3,2 млн грн.: «Далее, действуя в инте­ресах ООО, директор КП безосновательно заключил дополнительные договоры, кото­рыми увеличил стоимость и уменьшил объем закупаемого топлива. Преступными действи­ями директора было недополучено более 26 тыс. литров топлива, ущерб составил 540 тыс. грн.». Санкция статьи предусматривает лишение свободы от 3 до 6 лет с наложение штрафа от 8,5 до 17 тыс. грн.

В начале ноября 2018 года стало извест­но, что всех трех управителей оштрафовали

за допущение загромождения придомовых территорий и несвоевременную уборку бытового мусора. 7 должностных лиц, в том числе руководители управляющих компаний, оштрафованы на сумму от 850 до 1360 грн.

КАК ЧЕРЕЗ ГОРСОВЕТ

ПОВЛИЯТЬ НА УПРАВИТЕЛЕЙ?

На пресс-конференции в «АРИ» также присутствовали представители Запорож­ского городского совета, к которым запо­рожцы часто обращаются за помощью.

Так, по словам замдиректора город­ского департамента по управлению ЖКХ Геннадия Борисова, «осознание того, что городские власти не должны отвечать за все, потихоньку приходит к запорожцам. Хотелось бы, чтобы люди полностью пони­мали: никто никому ничего не должен! Есть рыночные отношения: управляющая ком­пания продает услуги, жильцы оплачивают выполнение работ. Эти отношения исклю­чительно между жильцами и управителями/ председателем ОСМД. Людям нужно актив­нее принимать участие в жизни дома».

Сложно как-то прокомментировать фор­мулировку «никто никому ничего не должен». Нет, это не оговорка, ведь данное выражение еще несколько раз произносилось в рамках пресс-конференции. Из слов представителей городского совета стало четко понятно, что если у людей возникли проблемы с управите­лями: месяцами не выполняются заявки, ре­монты и т.д., то жильцам нужно звонить/ехать в управляющую компанию и разговаривать там, а вот городские власти подключаются только в крайнем случае.

А ведь полтора года назад именно го­родская власть провела «честный» конкурс и навязала запорожцам новых управителей, которые сразу подняли тарифы на свои услуги в несколько раз. Теперь же люди «расхлебывают» коммунальные проблемы самостоятельно и вдобавок спонсируют как бы работу управителей.

Хотелось бы отметить, что интересо­ваться жизнью, безусловно, нужно, но вот как общаться с управителями? В социаль­ных сетях люди жалуются, что дозвониться в управляющую компанию сложно, да и в телефонном режиме далеко не все вопро­сы можно решить, т.е. нужно ехать в офис предприятия. Но вот незадача — рабочий день среднестатистического человека с 8:00 до 17:00. И вы не поверите, но и офис управляющей компании работает приблизительно по такому же графику, да еще и 5 дней в неделю. Выходит, если у вас возникли вопросы к работе управителя, вы берете отгул на работе (соответственно, из зарплаты за это вычтут деньги) и отправля­етесь в офис. Возможно, ездить придется не один раз, и тогда такое «содержание дома» влетит вам «в копеечку».

Впрочем, в случае обращения жителей города в профильный департамент/к де­путату с проблемой они пока еще могут помочь в решении проблемы.

— Сначала человек обращается в управляющую компанию, если вопрос не решается, не устраивают сроки выполнения и т.д., люди делают письменное обращение в департамент по управлению ЖКХ. Мы, в свою очередь, адресуем уведомление на управляющую компанию с просьбой выпол­нить определенные работы по заявке жиль­ца. Если и это не дает толчок, а это единич­ные случаи, то человек приходит на личный прием, у меня есть таблица с адресами, проблематикой и сроками выполнения работ, а также есть данные о том, платит ли заявитель за содержание дома, — говорит Геннадий Борисов. — При этом нужно по­нимать, что жильцы должны оплачивать услуги, предоставляемые управляющей компанией. Зачастую приходят люди, у ко­торых большие долги, и говорят: «Я платить не буду. Вот сделают, тогда я заплачу». В такой ситуации мы просим жильцов сначала оплатить содержание дома, а потом будут выполняться работы.

Отметим, что департамент по управле­нию ЖКХ контролирует сроки выполнения заявок на колл-центр «15-80».

В свою очередь, депутат Запорожско­го городского совета от политической фракции «Объединение «Самопомощь» Олег Королев сообщил, что к нему на прием часто приходят люди по «личным вопросам»: «Не включили в квартире ото­пление, замена лампочки на лестничной клетке, установка детской площадки во дворе, отсутствие уборки территории и т.д. Непонимание того, что делается в доме, заключается и в том, что управляющие компании не всегда, а может, и никогда не озвучивают планы своих работ. Зачастую люди приходят и что-то требуют, вместо того чтобы спросить».

Иными словами, Олег Королев просит почаще приезжать в офис управителя, тра­тить большое количество своего личного/ рабочего времени (а когда это у нас ком­мунальные вопросы решались быстро?) и решать все накопившиеся вопросы.

  • Всегда можно внести пожелания жильца в план работ — управителю без разницы, что делать за деньги жителей в этом доме. В свою очередь, управляющим компаниям нужно как-то доносить до людей отчеты о выполненных работах и планах будущих работ — в платежках писать или на e-mail скидывать. Когда большинство жителей понимает, что, как и когда будет делаться, на какие суммы, кто платит, а кто нет, тогда будет толк. Соседи смогут влиять друг на друга, чтобы все платили за содержание дома (авт. — хороший вариант столкнуть лбами соседей и ждать, когда они будут «выбивать» деньги из должников). На­лаживание вот этой коммуникации сдвинет с мертвой точки улучшение качества обслу­живания, — сказал Олег Короленко.

Также депутат горсовета высказал мне­ние, что, возможно, работы на доме не вы­полняются из-за отсутствия специалистов.

Что касается общения с жильцами, то данный вопрос управляющие компании, по их словам, решают при помощи сайтов, где есть информация о выполненных работах и будущих, а каждый управитель создал свою «горячую линию» для заявок.

Что касается ремонтов, то их в первую очередь делают там, где «приятно рабо­тать», т.е. где процент оплаты за содержа­ние дома среди всех жильцов более 90%.

  • В таких домах мы делаем все и вы­полняем дополнительные работы: установку окон, ремонт коммуникаций, кровли. Там приятно работать, ведь платой за содержа­ние дома люди подтверждают, что уважают свою собственность и берегут, — сказал Арам Калоян.
  • Мы провели анализ: примерно 10% населения за год ни одной оплаты не сдела­ли, — дополняет Сергей Ращепкин. — При выходе на место увидели, что там живут не бедняки (обшитые балконы и двери, пла­стиковые окна). Если люди не поймут, что надо инвестировать в свое жилье, которое должно стоять и служить долгие годы, то толку не будет.

А может, дело в том, что за последние 6 лет произошла настоящая чехарда с КП: в 2012 году начало свою работу «Основание», осенью 2016 года его сменило «на посту» «Наше місто», и, проработав год, его заме­нили на три новые управляющие компании. Шесть лет людям выставляют счета, а вот работы фактически не выполнялись. Каж­дое вновь прибывшее КП (ООО) говорило: «Нужно накопить средства, чтобы начать ремонты подъездов, кровель, коммуника­ций», а результат трудов КП, как говорится, «на лицо». К вновь прибывшим управителям у людей настороженное отношение — ни­кто не может гарантировать, что они будут работать долго, а не «свернут конторку», как только накопят нужную для себя сумму.

Напоследок отметим, что на пресс- конференции руководители управляющих компаний озвучили процент платежей. Так, среднегодовой процент платежей КП «За- порожремсервис» составил 80-85%, ООО «Мрія» — 87%, но за последние 3 месяца процент оплаты повысился до 96%. Средне­годовой показатель ООО «Місто для людей» — 90%, а за последние месяцы — до 96%.

Иванка ВОЛОЩУК