есь прошлый год мы рассказывали о привлекательности Запорожья туристического: о визитке города — Днепрогэсе, о его символе — Хортице и о Туристическом бизнесфоруме, на котором, в частности, речь шла об индустриальном туризме. Увы, один из важнейших объектов, который мог бы привлечь тысячи, в том числе и иностранных туристов, пока не может принять гостей. Речь о предприятии «Мотор Сич», на котором в связи с войной усиленный пропускной режим.
Как все начиналось
На «Моторе» нам посоветовали обратиться в Музей техники. Вернее, в Музей техники Богуслаева. Музей частный и создан усилиями Героя Украины, народного депутата и почетного президента АО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева.
Вот что нам рассказал директор музея, заместитель директора международного технического центра АО «Мотор Сич», кандидат исторических наук Олег Варяник:
Первый музей тогда еще при заводе №29 имени П.И.Баранова появился в 1936 году. Когда началась война и предприятие эвакуировали в Омск, туда же переехал и музей, где фактически и остался. Лишь в начале 1970х на моторостроительном заводе в Запорожье взялись за создание новой экспозиции.
Наша справка. Варяник Олег Валерьевич. Родился и вырос в Запорожье. Закончил университет имени А.И.Герцена в СанктПетербурге, там же защитил в 2007 году кандидатскую диссертацию. Выпускник Запорожского аэроклуба. Срочную службу проходил в войсках ПВО. Сослуживцами были писатель О.Бузина, бывший министр и глава СБУ В. Хорошковский, народный депутат А. Артеменко. С 1994 по 2011 год работал замдиректора музея «Усадьба Попова». Был заместителем, а теперь директор Музея техники. Автор 13 книг, по которым снято 15 видеофильмов на запорожских телеканалах.
До 2012 года музей находился на территории предприятия с весьма ограниченным доступом, горожане здесь бывали только в дни открытых дверей. Вячеслав Богуслаев стремился сделать общедоступное заведение. В 2000е годы было выкуплено это здание Центр юных техников. С тех пор отстроены коробка и купола, а внутреннее убранство было сделано в рекордно короткий срок с 3 января до 20 октября 2012 года.
Естественно, первый этаж посвящен АО «Мотор Сич», притом всему периоду со дня основания завода братьями Рафаэлем и Хацкелем Мознаим в 1907 году. Последний выпускал «сельскохозяйственные механизмы и инструменты, выполнял различные виды механической обработки, отливал изделия из чугуна и меди». В 1916 году предприятие выкупает Петроградское АО «ДЕКА» и начинает выпуск первого двигателя, который назывался М100.
Авиадвигатели
В музее представлена коллекция двигателей с 1916го по сегодняшний день, продолжает Олег Валерьевич. Среди них – двигатель М11, который устанавливали на множество довоенных самолетов. Здесь же девятицилиндровый М22 для самолетов И4, И16, АИР7, К5, К12. Уровень технологий и качество изготовления деталей в 1930годы просто впечатляли!
А вот двигатель АШ82ФН для самолетов Ла5ФН, Ла7, на которых воевал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Первый в СССР вертолетный двигатель АИ26В. Есть и двигатель АШ62ИР для легендарного самолета Ан2, рекордсмена долголетия в мировой авиации.
Здесь можно увидеть и уникальный двигатель Д18Т, который устанавливают на непревзойденные по своей грузоподъемности самолеты Ан124 «Руслан» и Ан225 «Мрія». Для понимания всего величия и технологичности этих самолетов приведем только один заголовок от «КП в Украине»: «Украинский самолет «Руслан» помог запустить ракету Falcon Heavy Илона Маска» (7.02.2018 г).
Гордостью предприятия и, естественно, коллекции музея является самый востребованный двигатель ТВ3117 для современных вертолетов семейства «Миль» и «Камов».
Экспозиция выстроена так, что рядом с двигателем модель самолета (вертолета), на котором он установлен, а также манекен в форме одежды соответствующего периода.
Коллекции
В музее есть две оружейные комнаты с личной коллекцией В.А. Богуслаева. Он от дедапрадеда охотник, и поэтому каждое ружье коллекции имеет свою историю. Здесь оружие из Англии, Чехии, России, Франции, Германии. Собрана и украинская коллекция. Есть ружья, которые принадлежали Брежневу, маршалу Гречко, маршалу Жукову, начальнику строительства Днепрогэса Александру Винтеру и генеральному конструктору АКБ «Прогресс» Федору Муравченко.
На втором этаже комната знаменитых уроженцев Запорожской области. Это Борис Луцкой (вместе с Г.Даймлером, Р.Дизелем — пионер европейского автомобилестроения), Нестор Махно, генерал Петров, Полина Осипенко, маршал Судец (командующий авиацией ПВО СССР) и т.д. В зале Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы уроженцев и жителей Запорожья есть оригиналы звезды Героя, орден Ленина, трех степеней ордена Славы…
Есть в музее и экспозиция самоваров, большая экспозиция мототехники (более 100 мотоциклов). Есть и ретроавтомобили, для них планируют возвести пристройку к музею в 3 этажа. Есть собрание старинных музыкальных инструментов. Здесь представлены граммофоны, патефоны, шарманки, фисгармония.
Гости
Со дня основания музея нас посетили 350 тысяч человек, продолжает О. Варяник. Половина Запорожья, одним словом! В год около 50 тысяч человек. Наш музей не работает только 1 января и на Пасху. Массовое столпотворение в мае, июне, сентябре, когда мы просто не успеваем принимать гостей.
Вячеслав Александрович требует, чтобы музей стал понастоящему научнокультурным заведением. В частности, с 2012 года мы издали 21 книгу об истории предприятия, оружии, с рассказами о выдающихся людях и героях Запорожского края.
Активно сотрудничаем с кафедрой технологии авиационных двигателей ЗНТУ. В музее иногда проходят лекции и занятия. Каждый год 1 сентября у нас в гостях студенты Авиационного колледжа. А 9 мая и 14 октября аншлаг с большим количеством мероприятий, концертной программой и праздничным салютом. Замечу, что рядом с музеем Братская могила расстрелянных гитлеровцами 6600 запорожцев. Она реконструирована предприятием, и мы за этой могилой ухаживаем.
Оплата за посещение музея символическая: для детей — 5 грн., для взрослых — 10 грн. Все удивляются, а как вы существуете? Нас поддерживает Вячеслав Богуслаев. Помню, я был против того, чтобы по технике лазили, но Вячеслав Александрович разрешает: «Это дети, вспомни, когда ты был ребенком, не хотелось ли тебе залезть на танк?».
Для маленьких детей мы установили две лошадки и два ослика. Правда, получилось так, что к этим «детским забавам» приезжают молодожены и фотографируются на них.
Но почему ваш музей не включен в экскурсионные маршруты, как Хортица, например?
Этот вопрос к чиновникам. Нам важно, что о музее знают не только в городе, и в какойто дополнительной рекламе мы не нуждаемся. Иностранцев в составе делегаций у нас бывает очень много, приезжают школьники со всей Украины. У нас бывали и первые лица государства, и сегодняшние кандидаты в президенты.
Гордость
Вячеслав Богуслаев мечтает создать коллекцию всех самолетов, на которые устанавливали наши двигатели, рассказывает далее Олег Валерьевич. Уже купили довоенный По2 и на подходе И16. Замечу, что в условиях военного конфликта есть сложности для переговоров и покупки экспонатов.
Наша гордость это ружья, которые принадлежали королям и выдающимся людям. У нас, например, есть грузинский уголок, а также ружья, которые принадлежали роду Мюрата — любимого маршала Наполеона. Есть верхняя одежда Мюрата, который являлся внучатым племянником Наполеона Бонапарта и внуком того самого короля и маршала Франции Мюрата. Когда приезжают делегации из Франции и Грузии, мы всегда показываем этот уголок.
Что касается ценных советских наград, мы их, как говорится, на свой страх и риск выставляем. Правда, у нас есть копии, но очень высококачественные, изготовленные в монетном дворе.
А еще есть два офицерских погона первых воздухоплавателей конца ХIХ века. Мне в Москве за них, между прочим, давали очень большие деньги…
А сейчас расскажу несколько историй. До войны конструктором завода «ДЕКА» был Борис Воробьев. Благодаря ему мир узнал никому не известного калужского учителя Константина Циолковского. Когда Воробьев был редактором одной из газет, посвященных авиации, ему какойто чудак начал писать. Дальше они познакомились, и все узнали о Циолковском. У нас хранится одна из первых книг серии ЖЗЛ «Циолковский» Воробьева. За нее он получил Государственную премию СССР.
Также есть и уникальная книга Циолковского под редакцией Воробьева с дарственной надписью «Герою Советского Союза №2 Николаю Каманину, командиру первого отряда космонавтов». Надпись датирована 23 апреля 1961 года.
Есть гаечный ключ братьев Мознаим, основателей завода.
Одна из экспозиций посвящена тестю Богуслаева — Серафиму Дмитриенко, нашему земляку, который прошел две войны — Финскую и Отечественную, заслужил 9 орденов, в т.ч. Ленина и Боевого Красного Знамени, Суворова и Александра Невского. Он участник Парада Победы. Его полк за взятие Кенигсберга был награжден орденом Кутузова. С 1947 по 1949 год служил комендантом Трептова (округа Берлина). Вместе со скульптором Вучетичем они устанавливали памятник Воинуосвободителю в Трептовпарке, одному из символов Победы в войне. У нас есть копия этого памятника…
Не так давно появился уголок, посвященный уроженцу Запорожской области, Дважды Герою Социалистического Труда, академику Николаю Доллежалю — создателю первого атомного реактора в СССР. Он ушел из жизни недавно, на 102м году жизни.
В музее установлены бронзовые бюсты всех знаменитых запорожцев. Мы работаем с замечательным запорожским скульптором Андреем Яромко, а завод их отливает.
Имена
Вячеслав Александрович дает каждому летательному аппарату имя одного из наших прославленных земляков, – продолжает директор музея. Например, вертолет МИ24 назван «Александр Красников». В 197080е годы он работал главным конструктором нашего завода. Самолет ЯК18 «Иван Проскуров», наш земляк, Герой Советского Союза. АН2 «Олег Антонов», легендарный генеральный конструктор семейства «Ан».
Вертолет МИ1 с первым запорожским двигателем АИ26, за который группа конструкторов во главе с Ивченко получила Сталинскую, а затем и Государственную премию СССР, назвали «Александр Анашкин» в честь одного из создателей двигателя, а еще автора всем известной пилы «Дружба».
По2 собираемся назвать в честь Героя Советского Союза Веры Белик, уроженки Акимовского района. Она на таком летала, а ее семья — работники АО «Мотор Сич». И16 назовем в честь Героя Советского Союза Сергея Щирова, воевавшего на этом самолете. Он тоже родился в Акимовском районе.
Танк Т34, который мы реконструируем уникальный, в нем 5 пробоин. Боевая машина названа в честь Героя Советского Союза Ивана Чупилко, бывшего работника нашего предприятия.
Замечу, что вся техника, например, те же мотоциклы на ходу. Здесь огромное спасибо начальнику транспортного цеха «Мотор Сичи» и депутату горсовета Михаилу Молчалову.
Среди экспонатов есть первый советский трактор «Запорожец», который выпускался в Токмаке. Эти тракторы даже в Иран экспортировали, а экземпляр №1 был подарен Ленину.
Впечатления
В завершение буквально два слова о впечатлениях. Восторг и восхищение! В триаде Днепрогэса и Хортицы Музей техники — это настоящая жемчужина Запорожья экскурсионного…
Светлана Третьяк