В туристическом центре Запорожья рассказали об истории исследований старинных кораблей «Чайка» и «Бригантина», которые были подняты со дна Днепра еще в 1999 и 2004 году.
На презентации собрались запорожские историки, учителя, представители власти и СМИ. В рамках встречи спикер и заведующий отделом охраны памятников и археологии в Национальном заповеднике «Хортица» Дмитрий Кобалия сообщил, что исследуемые артефакты остались после событий первой российско-турецкой войны в 1736-1739 годах, передаёт РепортёрUA.
Часть флота была затоплена и спустя сотни лет стала доступна для исследований. Ее сохранность обусловлена водной средой реки Днепр, и в то же время специфика течения и состав воды приводит к быстрому разрушению древесины. Поэтому в последние десятилетия запорожские исследователи заинтересованы вопросом «спасения» подводных реликвий.
Инициатором масштабной инспекции дна еще в 1998 году стал Валерий Нефедов, к которому позже присоединились остальные участники проекта. Год спустя со дна реки был поднят казацкий корабль «Чайка». Был запущен процесс консервации, а после – реставрации. А в 2004 году благодаря помощи меценатов, в рамках проекта «Запорожская бригантина», был поднят большой корабль, который сейчас находится на реставрации на Хортице и входит в список достопримечательностей Национального заповедника. С этого и началось формирование экспозиции музея кораблей.
Как сообщает Вячеслав Зайцев, проект реставрации последнего корабля финансируется за счет грантов. В частности, с помощью посольства США и других.
Процесс поднятия судов со дна очень сложный, поскольку тяжело определить состояние корабля и древесины, которая сотни лет пролежала под водой. Это серьезная технологическая проблема.Процесс предусматривает подводное исследование, подводное монтирование металлических конструкций, которые нужно подвести под корабль, поднятие на берег и транспортировка в место будущей реставрации на суше. Последний этап часто является самым сложным.
Как рассказал спикер встречи Дмитрий Кобалия, из-за недостатка опыта и ряда других причин во время поднятия кораблей возникали сложности. Например, во время поднятия «Бригантины» неожиданно выяснилось, что кран не рассчитан на высокий подъем и не может переместить корабль на сушу из-за забора. Его пришлось спилить. Или в случае с той же «Бригантиной» выяснилось, что она едва проходит в амбар с зазором всего в один сантиметр. В целом к проекту приобщилось огромное количество людей. И этот проект также является первым ярким примером общественного проекта такого масштаба.