Запорожские СМИ публиковали материалы, посвященные намерению Департамента культуры, туризма, национальностей и религий Запорожской облгосадминистрации, который возглавляет Владислав Мороко, закрыть Запорожскую областную библиотеку для юношества. Информация вызвала общественный резонанс, поэтому, кратко очертив основные моменты, попробуем проанализировать ситуацию с точки зрения цифр.
Для тех, кто хочет поддержать библиотеку и выразить свое несогласие с ее возможным закрытием, публикуем ссылку на электронную петицию на сайте Запорожского областного совета: https://petition.zor.gov.ua/petition/22?fbclid=IwAR3tG31pUgYFMXkUnEtuA1zcFw2ozxx6sSKL0ZnjUCuWlHfpRkpRnqd0-Fw
Также на пользу делу будет письмо в Министерство культуры Украины: gromadyanyn@mincult.gov.ua или подписание бумажной петиции непосредственно в самой библиотеке. Теперь по сути.
Несмотря на комментарий Владислава Мороко телеканалу UA: Запорiжжя о том, что без согласования с Минкультом закрытие библиотеки невозможно, он так и не сделал главного заявления, которого от него ждали: о том, что документ, попавший в распоряжение СМИ — фальшивка, вымысел, и в Департаменте культуры, туризма, национальностей и религий его не разрабатывали. Значит все с точностью до наоборот — документ реальный, но заверить его и дать ему ход элементарно не смогли из-за происшедшей утечки и последовавшего за ней возмущения громады.
Кроме того, Мороко так и не встретился с сотрудниками библиотеки, чтобы публично заверить их в том, что никакого закрытия не предвидится. А в личной беседе с директором библиотеки Викторией Писанец и вовсе посоветовал ей искать защиты и справедливости в Министерстве культуры.
Даже если оставить за кадром морально-этический и культурологический аспекты вероятного закрытия, не брать во внимание популярность библиотеки и ее достижения в работе (а они несомненны), посчитать домыслом версию о приглянувшемся в центре города помещении (общей площадью 506,4 кв. м), углубленный анализ ситуации выявляет личные мотивы и непрофессионализм Владислава Мороко.
В январе 2015 года постоянная комиссия облсовета по вопросам бюджета рекомендовала Запорожской облгосадминистрации проработать целесообразность дальнейшего функционирования двадцати коммунальных учреждений, в числе которых были и две областных библиотеки: для юношества и «Юный читатель». Тогда общественность сумела отстоять библиотеки. При этом Владислав Мороко выступал отнюдь не на стороне запорожских читателей. Пытаясь пройти между капель, он рассказывал о новых форматах работы, оптимизации кадров, озвучивал другие сентенции, явно не владея реальным положением дел. Между тем, обе библиотеки уже в то время вовсю осваивали современные методы работы, адаптируясь к реалиям массовой диджитализации, и за последующий период серьезно эволюционировали.
Что немаловажно, эти библиотеки являются форпостами патриотического воспитания и поддержания национальной украинской идентичности среди посетителей.
Но за пять без малого лет в восприятии Владислава Мороко что-то кардинально изменилось, и неожиданно руководимое им ведомство подготовило проект решения, которым одну из двух библиотек просто собралось закрыть. При этом если зайти на страницу Мороко в Facebook, обнаружится, что он регулярно размещает там сообщения о деятельности «Юного читача», тогда как работу библиотеки для юношества полностью игнорирует. Ввиду этого не удивительно, что как только стало известно о вероятном закрытии последней, их коллеги по цеху написали у себя на странице:
«Шановні друзі, колеги, читачі! Соціальними мережами розповсюджується неправдива інформація про закриття Запорізької обласної бібліотеки для дітей «Юний читач». Хочемо запевнити всіх наших поціновувачів, що ми працювали, працюємо і будемо надалі працювати задля наших читачів: дітей, батьків, вчителів, організаторів дитячого читання. Завжди раді бачити вас в нашій бібліотеці! Не вірте чуткам і непровіреній інформації!»
А Владислав Мороко поспешил воспользоваться этой «поддержкой» и репостнул ее у себя в Fb.
Сложно представить, что в узком кругу библиотечных работников произошла такая путаница, что сотрудник «Юного читача» искренне опубликовал упомянутый пост. Что и говорить про Владислава Мороко, прекрасно обо всем осведомленного. Поверили разве что те читатели, которые по объективным причинам путают одну библиотеку с другой – на что, собственно, и был расчет.
Несмотря на то, что персональная страница Владислава Мороко в сети – это его личное дело, сам собой напрашивается вывод о том, что «Юний читач» у него сегодня в фаворитах, а вот библиотека для юношества – по неясным причинам в аутсайдерах. А когда понятиями вроде «люблю – не люблю», «казню – помилую», подменяются истинные критерии оценки работы подведомственных учреждений, можно смело говорить о непрофессиональном подходе к делу. Изучение цифр еще больше подтверждает это наблюдение.
Согласно данным, опубликованным на правительственном сайте, бюджет обеспечения деятельности библиотек областного подчинения в текущем году составил у нас 27,4 млн грн, из них за 10 месяцев освоено порядка 21 млн, что составляет 79%:
https://openbudget.gov.ua/local-budget/08100000000/local-expenses?class=program
Иными словами, деньги на содержание библиотек у распорядителя бюджетных средств есть. А что запланировано на следующий год? Оказывается, и на следующий год деньги в бюджете на библиотеки предусмотрены – в объеме 27,5 млн грн.
С учетом текущего и возможного удешевления энергоносителей этого более чем достаточно, а вот ввиду роста заработной платы на 12% с 1 января 2020 года – не совсем.
Какой будет реальная цифра, покажет время. И в конце концов областной совет уполномочен на своих сессиях корректировать бюджет. Но Владислав Мороко, похоже, решил сделать проще. Так как заработная плата сотрудников библиотек составляет львиную долю содержания этих учреждений, то и цифры расходов должны корректироваться прежде всего с оглядкой на этот показатель.
Следуя логике возрастания минималки, запланированные на 2020 год 27,5 млн грн было бы неплохо увеличить на 12% — то есть прибавить к ним еще где-то 3,3 млн грн. Но где же, спрашивается, их взять? Да все просто, решает Мороко, закрыть неугодную библиотеку, содержание которой в 2019 году, согласно его же пояснительной записке, составило 3 112 179 грн. А если прибавить к этой цифре 12-процентный рост заработной платы – то получится как раз та сумма, которая нужна, чтобы перекрыть недостающие 3,3 миллиона.
Несмотря на то, что это самый общий, грубый расчет, принципиально он верен и совершенно недвусмысленно демонстрирует логику оптимизатора Мороко.
Здесь сам собой напрашивается вопрос: можно ли считать такой подход профессиональным? Безусловно, нет. И вот почему.
Прежде всего, как уже было сказано, бюджет можно корректировать. Например, на финансовую поддержку театров в 2020 году предусмотрено аж 74 млн грн, на финансовую поддержку филармоний, художественных и музыкальных коллективов, ансамблей, концертных и цирковых организаций – почти 37 млн грн, обеспечение деятельности музеев и выставок – 14,5 млн грн, другие мероприятия в сфере культуры и искусств – свыше 5 млн грн. При этом, в отличие от театров и филармоний, библиотеки не берут платы за вход (хотя, понятно, чтобы сделать билеты доступными, как раз и нужны дотации).
Во-вторых, если уж сокращать библиотечных работников (чего на самом деле совсем не хочется), то сокращать во всех библиотеках, а не путем закрытия одной из них.
И, наконец, в-третьих, есть то, о чем Мороко не может не знать, но совершенно осознанно умалчивает и вводит тем самым в заблуждение депутатов облсовета — хотя они, по сути, делегировали ему компетенцию решать, что лучше, а что хуже для сфер, которыми управляет его департамент. Это зарплата библиотечных работников.
Насколько известно, штат Запорожской областной универсальной научной библиотеки составляет порядка 150 человек, из них собственно библиотекарей около ста. Штат «Юного читача» — порядка 40 человек. В библиотеке для юношества работает 26 человек, из них 18 библиотекарей.
Не в обиду всем нашим библиотекарям, важно пояснить, что чем больше в библиотеке отделов, тем выше зарплата ее библиотечных работников. Происходит это потому, что в Украине до сих пор действует устаревшая, с советских времен, формула определения категории библиотеки – от количества читателей. Хотя во всем мире давно критерием является не количество читателей, а количество посещений. Чем отличается одно от другого, понять несложно. При этом если у тебя несколько читальных залов и абонементов, то и количество читателей у тебя может быть в разы больше – достаточно записать одного реального читателя во все отделы. В результате имеем следующую несправедливость в оплате труда: в областной универсальной – первая категория, в «Юном читаче» — вторая, в библиотеке для юношества (читальный зал, абонемент, отдел искусств – всего по одному) – третья категория.
Чтобы не казалось, что третья категория – это миллионы, назовем реальную цифру. Библиотекарь Запорожской областной библиотеки для юношества ведущий специалист с 35-летним стажем работы получает сегодня 6 тыс. грн, остальные и того меньше. Иными словами, в пересчете на каждого библиотечного работника эта библиотека обходится областному бюджету дешевле всего. Но сказать, что ее сотрудники делают свою работу плохо, значит абсолютно погрешить против истины.
В этом контексте любопытно узнать, а сколько же получает «профессионал» в сфере культуры Владислав Мороко. Если зайти на сайт НАПК и посмотреть декларацию о доходах Мороко Владислава Валерьевича, выяснится, что его зарплата по основному месту работы увеличивалась год от года в приятной арифметической прогрессии: 2015 год — 86 773 грн (7231 грн/мес), 2016-й — 139 420 грн (11618 грн/мес), 2017-й — 206 280 грн (17190 грн/мес) и 2018-й — 413 939 грн (34494 грн/мес).
https://declarations.com.ua/declaration/nacp_d8da74bf-107a-457b-91de-8f0e06739c57
Здесь стоит пояснить, что если у госслужащего зарплата растет как на дрожжах, основным катализатором роста является не выслуга лет или повышение ранга (по закону от 2016 года, повышаться может раз в три года), а высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы (50-100% оклада). Выходит, что с одной стороны у Мороко зарплата суперэффективного управленца, а с другой – неспособность решить элементарную задачу оптимизации путем собственно оптимизации, а не банального урезания расходов через закрытие. Впрочем, и о личной предвзятости этого чиновника забывать не стоит. А вот что в его намерении закрыть библиотеку было определяющим, непрофессионализм или все-таки личные мотивы, покажет время.