Наши дети вторую неделю занимаютс по новой школьной системе онлайн-обучения, где младшие ученики занимаются «классной» работой 10-20 минут на один предмет, а старшим отведено по 30-40 минут на урок.
Начнем с того, что, увы, далеко не у всех украинских семей ввиду отсутствия средств есть дома персональные компьютеры или ноутбуки, а на смартфонах такая форма обучения дает постоянные сбои. В итоге получается, что по статистике примерно треть класса (и, соответственно, школы) автоматически остается «за бортом» образовательного процесса и не имеет возможности полноценно в нем участвовать.
Другая, не менее сложная проблема связана с тем, что дистанционное обучение вызывает возмущение практически у всех родителей и учеников. В большинстве случаев педагог заканчивает «урок», набрасывает задания в гугл-классе или вайбере — и свободен. А родителям после работы приходится разжевывать «домашку» вместе с ребенком, что создает дополнительную психологическую нагрузку на всю семью.
Трудность еще и в том, что буквально 5-7 лет назад математику, например, преподавали иначе, чем сегодня. И теперь многие задания папы с мамами попросту не могут объяснить ребенку, поскольку техника решения устарела. В итоге нервничают все – дети, у которых не за горами ВНО, родители, которые понимают, что придется приглашать репетиторов, а это дополнительные расходы — удовольствие не дешевое.
Катерина Макаренко, мама ученика 3-го класса одной из школ Запорожья, рассказала, что сил на подобное образование лично у нее уже просто нет:
— Воспитываю ребенка одна, в технике понимаю не очень. Понятно, что все новое требует времени для адаптации, но на днях наш старенький планшет чуть не вылетел в форточку — сил и терпения объяснять ребенку материал, в котором сама ничего не понимаю, просто нет. И нас, считающих, что родители в этой ситуации не помощники детям, – предостаточно. Мы не обладаем должным уровнем знаний и подготовки, не имеем склонности к объяснениям и выдержки. Да и детям нужно живое общение, а не онлайн. В общем, ситуация изнурительная во всех смыслах и для меня, и для ребенка, — сетует Катерина.
Ее слова подтверждает и запорожанка Вика Малышенко, ученица 9-го класса:
— Не имею понятия, как сдавать ВНО, экзамены и, главное, как наверстать пропущенные, неосвоенные «участки» знаний. Онлайн-уроки у нас длятся 40 минут, из которых 15 минут учитель объясняет новый материал, а оставшиеся 25 ученики должны решать примеры на пройденную тему самостоятельно. И начинается кошмар — уточнить не у кого, не усвоив одну тему, цепочкой начинаются проблемы по всему предмету. Не хочется заниматься с репетитором по 200 гривен за занятие, но другого выхода пока не вижу, — говорит Вика.
А еще немалые сложности в таком образовании возникают и из-за некачественного Интернета: у многих жителей Запорожской области с ним и без эпидемии не все было, прямо скажем, гладко, а сейчас дела еще хуже. Связь скачет регулярно, увеличивая и без того гигантскую дистанцию между учителем и учеником. Во время занятий дети частенько ничего не слышат, пытаясь чуть ли не по губам догадаться о том, что хочет донести до них педагог.
И самое страшное, что никто – ни родители, ни учителя — не знают, когда же настанет время нормальных школьных занятий с уроками, общением, и «домашкой». Правительство предупредило, что карантин продлится до 24 января. Только руководство державы, видимо, до конца не понимает забот среднестатистической украинской семьи. Допустим, того, что не каждый начальник потерпит на рабочем месте детей своих сотрудников, пусть даже занятых уроками. Что родители падают с ног, объясняя после трудового дня школьный материал, когда просто необходимо отдохнуть. Что не в каждой семье есть няня, бабушка или дедушка, готовые сидеть с ребенком и грызть гранит науки.
Нелишне обратить внимание на то, что родители во время онлайн-уроков детей должны обеспечить им пространство для обучения, контролировать, чтобы у них было четкое расписание, а нагрузка, связанная с выполнением домашних заданий, — равномерной. Кроме того, следует следить за тем, чтобы дети выполняли физические упражнения и выходили на улицу.
Формат онлайн-обучения на 40% перегружает фронтальную кору у ребенка и просто необходимо давать больше физической нагрузки и отдыха от гаджета, Интернета и телевизора, отмечают педиатры. Правда, почему-то нигде не уточняется, как именно работающие родители должны «следить» и «контролировать». Также специалисты советуют папам с мамами позаботиться, чтобы у гаджетов, которые дети используют для обучения, был большой экран. Тогда, говорят они, не так устают глаза. Дельный совет, особенно если учесть, что многие остались без работы.
Министерство образования в свою очередь отчиталось, мол, учиться стало сложнее из-за того, что еще не настолько подготовлены учителя и материалы для такой работы. Только-только начинают эксперименты с онлайн-платформой обучения. Так что, уважаемые родители, боюсь, наши (м)учения только начинаются…
По моему мнению, дистанционное обучение гарантированно негативно скажется на качестве образования подрастающего поколения. По сути, обучающая онлайн-платформа выполняет функцию огромного контейнера, в который преподавательский состав регулярно загружает визуальные материалы, сканы учебников и тесты, домашние задания и ссылки на материал. А объяснение новых тем и выполнение «домашки» полностью ложится на плечи родителей. Последнее, кстати, необходимо отправлять учителям для проверки и ожидать оценки либо исправлений. Но эта система далеко не совершенна и влечет за собой целый ворох проблем. И последствия сегодняшних экспериментов не за горами – растет поколение нервных детей с весьма средненьким образованием.
У этой медали есть еще одна, не менее драматичная сторона. По мнению психологов, среди школьников в возрасте от 10 до 18 лет более половины будут переживать депрессию из-за удаленного обучения и невозможности общаться со сверстниками. Но решать эту проблему в ближайшее время, судя по всему, никому не интересно.
Напомним, С родителями школьников разных возрастов пообщался корреспондент в Мелитополе.
Марина УЛУНОВА