На днях в эфире вижн-радио «На дотик» состоялось обсуждение проблемных вопросов, связанных со строительством обогатительной фабрики и разработки карьера на территории Павловской громады Вольнянского района. В качестве экспертов выступили экологи, представители комбината, специалисты лабораторного центра, научные сотрудники и общественные активисты.
В настоящее время при Запорожской облгосадминистрации уже заседает специальная рабочая группа, которая решает вопросы законности разрешений на строительство карьера, безопасности размещения производства вблизи населенных пунктов, судьбу особо ценных почв, наличие необходимых для добычи каолина лабораторных исследований и многое другое. Однако журналисты решили создать неформальную площадку, где могли бы прозвучать разные мнения, которые помогли бы прийти к разрешению всех спорных вопросов. Такой площадкой стала радиостудия «На дотик», где ведущие Ольга Вакало и Павел Мирошниченко предложили не только озвучить проблемные моменты, но и найти пути их решения.
Юрист Беляевского обогатительного комбината Елена Нестеренко рассказала, что в продолжение нескольких лет муссируются слухи о том, что в Павловской громаде планируют добывать вовсе не каолин. С одной стороны, это выглядит смешным, но с другой — манипуляция людьми дошла уже до крайних степеней. В результате, несмотря на полноценный инвестиционный проект, проведенные исследования, людям пытаются навязать ошибочную точку зрения и ввести в заблуждение относительно их безопасности и здоровья.
«Все исследования были проведены до того, как начали разрабатывать проект и воплощать его в жизнь, — рассказала Елена Нестеренко. – Тем не менее, начиная с 2017 года, в Интернете развернута информационная кампания по обработке местных жителей, направленная на то, чтобы нас там не было. При этом если взять, например, документы, разработанные Вольнянским райсоветом — а именно концепцию развития — то выяснится, что там еще в 2015 году приоритетным направлением развития была названа разработка месторождения каолина. Возникает вопрос: почему же, когда мы пришли в 2016 году, это вызвало такой ажиотаж и возмущение среди местных жителей»?
Представитель запорожской эко-коалиции Татьяна Ярмохина подчеркнула, что данное «каолиновое» противостояние далеко не новое, и в администрации этот вопрос рассматривают уже в третий раз.
«Я детально ознакомилась с отчетом по оценке воздействия на окружающую среду – это 484 страницы. Я тщательно искала что-либо по вопросам гидрогеологии. Нужно понимать, что проблема любой добычи – будь то карьер с открытым типом или шахта – все это подземные воды, напорные или безнапорные. Водоотведение или дренаж может привести к тому, что в колодцах у людей будет отсутствовать вода или же, напротив, ее может быть слишком много. Перед строительством должны быть проведены изыскательные работы. Мы запросили у Беляевского обогатительного комбината графические материалы, карты, разрезы, расчеты дебита скважины по водоносным горизонтам, схемы депрессионных воронок. Это, правда, важно, а что касается радиации, то я разговаривала со второй стороной конфликта и прямо сказала, что не вижу проблемы в радиации вообще», — рассказала Татьяна Ярмохина.
Представители Беляевского комбината подчеркнули, что в процессе проектирования использовались материалы гидрогеологии, проведенной в предыдущие годы.
«Для того чтобы снять социальное напряжение, мы согласились провести дополнительные гидрогеологические исследование, пробурить скважины в соответствии с действующим законодательством на этапе до начала работ. Согласно отчету ОВД, мы обязаны и будем постоянно наблюдать за уровнем вод через скважины. Мы готовы нести дополнительные затраты и будем проводить эти исследования, информировать людей через официальный сайт, соцсети и идти на встречу с громадой», — рассказал советник директора Беляевского комбината Геннадий Боровиков.
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой международной экономики, природных ресурсов и экономической теории Дмитрий Бабминдра подчеркнул, что экономические и экологические проблемы должны быть решены в одной связке.
«Сейчас не может быть лишь одна погоня за прибылью. Экономика развивается активнее, и важно иметь социальный результат. Жизнь не может быть качественной при ухудшенной окружающей среде. Если разрабатывается карьер, то обязательно должна быть проектная документация со всеми обоснованиями», — отметил Бамбиндра.
Специалист Запорожского областного лабораторного центра МОЗ Евгений Тулушев рассказал, что строительство карьера – это строительство так или иначе промышленного предприятия, а это вопрос компромиссов между экономикой и экологией. При этом он обратил внимание, что две стороны конфликта оперируют одними и теми же данными, но интерпретируют их по-разному. По нашей информации, если в Беляевском комбинате эти данные и цифры трактуют сертифицированные лаборатории и профильные эксперты, то активисты не обладают такими ресурсами и в каких-то моментах полагаются на свое мнение. В связи с этим и возникает множество недопониманий по тем или иным результатам.
«Интерпретация результатов может быть политизирована, а сами исследования – это рутинная работа лабораторного оборудования или каких-то механизмов для определения тех или иных веществ. А уже в оценке результатов может быть политика. Вот только что ваши гости (представители Вольтерра, — прим. ред) интерпретировали результаты в ту или иную область. Вот, пожалуйста, а цифры ведь одни и те же», — подчеркнул Евгений Тулушев.
Интересно, что ранее в Павловской ОТГ также провели рабочее совещание межу чиновниками, инвесторами и активистами, где тоже рассмотрели проблемные вопросы, включая проведение гидрогеологических исследований и эколого-геологического, радиологического и технического анализа подземных вод, исследование по наличию или отсутствию особо ценных грунтов, а также целесообразность проведения химического анализа.
«ООО «Беляевский обогатительный комбинат» как социально-ответственное предприятие предложило за собственные средства провести дополнительные исследования с целью избежания манипуляций, снятия социальной напряженности и доведения до сведения общественности объективной информации о радиационной обстановке вокруг места добычи каолина», — рассказали на странице комбината в сети Facebook.
По итогам многочисленных заседаний, совещаний и обсуждений представители общественной организации «Вольтера», которые позиционируют себя как экологи, упорно продолжают утверждать о радиационной угрозе в случае добычи каолина. Руководитель организации Дмитрий Буркот честно признается, что не является экспертом по радиационной безопасности, но при этом, опираясь на свои внутренние убеждения (поскольку никаких реальных доказательств этому нет), утверждает, что в самом каолине нет радиации, а вот якобы в грунтовых водах радиация есть, а также якобы есть превышения по урану.
Эти тезисы разбили другие эксперты – специалисты немецкой компании AKW APPARATE, которая разрабатывала проект; представитель эко-коалиции Татьяна Ярмохина, специалист по радиационной гигиене Запорожского областного лабораторного центра МОЗ Михаил Костенецкий и доктор геологических наук Дмитрий Пикареня, которые не подтвердили превышение радиационного фона.
В таком случае возникает вполне логичный вопрос: зачем каждый раз спекулировать на теме радиации, когда за этим ничего не стоит? И почему активисты, которые так ревностно относятся к вопросам экологии, в упор не замечают того, что в регионе есть и другие уже действующие промышленные и химические предприятия, в выбросах которых отмечается превышение концентрации загрязняющих веществ, и это ежедневно отравляет жителей всего региона.
По всей вероятности, активисты просто ведут свои «войнушки» с одним частным инвестором, руководствуясь личными интересами и втягивая в этот разрушительный и неконструктивный процесс неосведомленных жителей района, пугая их страшилками о радиации и уране, потому что других аргументов противники карьера так и не смогли собрать.
Показательным в этой ситуации является тот факт, что представители Беляевского обогатительного комбината нашли в себе смелость и осознанное стремление пойти на компромисс и диалог с громадой. В частности, готовы провести дополнительные исследование по всем показателям, установить датчики измерения радиации в Павловской ОТГ и Вольнянске, выкладывают в открытый доступ все разрешительные документы уполномоченных органов. А вот общественные активисты заявили, что не хотят никаких компромиссов и всем своим видом демонстрируют, что диалог им не нужен, потому что у них совершенно другие цели.
На правах рекламы