«Пластмассовый мир победил», — пел еще в 1988 году рок-музыкант Егор Летов, хотя 33 года назад нынешние масштабы использования пластика никто не мог даже себе представить. Незаменимость во многих сферах этого материала определяет высокий уровень его использования человеком. Герметичная и простая в производстве пластиковая упаковка упростила хранение и транспортировку продуктов питания и воды, что критично для растущего населения планеты.
Сейчас во всём мире производится около 400 млн тонн пластика в год. Всего же с 1950 г. по настоящее время произведено около 9 млрд тонн пластика, из них переработано 9% и сожжено — 12 %. Таким образом, в окружающую среду попадает огромное количество пластиковых отходов. Засоряется грунт, водоёмы (от малых рек до морей и океанов). Исследование показало, что 84% переносимых по воздуху микрочастиц пластика поднимается от автодорог трасс — таков результат естественного износа шин. Это загрязнение иногда вызывает пластиковый дождь — новую разновидность губительного для всего живого кислотного дождя.
Основные опасения связаны с тем, что пластмассы, попадая в землю, воду и воздух, распадаются на мелкие частицы и выбрасывают в окружающую среду химические вещества, добавленные в них при производстве. Это может быть хлор, различные химикаты, например, токсичные или канцерогенные антивоспламенители. Эти химические вещества просачиваются в грунтовые воды и другие источники воды, что наносит серьёзный вред тем, кто пьёт эту воду.
Как пластик проникает в организм
Среднее время разложения пластмассовых изделий, созданных по разным технологиям, колеблется от 400 до 700 лет. Полиэтиленовые пакеты, повседневно использующиеся людьми, в природе разлагаются от 100 до 200 лет. Это обратная сторона прочности и долговечности пластиковых изделий.
Попадая в океан, пластик распадается на миллионы мельчайших частиц под воздействием солнца, ветра, постоянного столкновения друг с другом. Изделия из пластмассы в этих условиях не подлежат биодеградации, пластик только распадается на всё более мелкую фракцию, при этом сохраняя полимерную структуру. В результате образуются мельчайшие частицы, размером по несколько миллиметров, которые плавают в поверхностном слое океана на гигантских территориях. Морские обитатели питаются этой крошкой, принимая её за планктон, и пластик включается в пищевую цепь животных.
В настоящее время масса пластикового антропогенного мусора в зоне мусорных пятен океана больше массы находящегося там зоопланктона в семь раз; специалисты называют такие места «пластиковым супом». Пластиковое загрязнение способно отравить животных, что, в свою очередь, может негативно повлиять на качество продуктов питания человека. Исследования предполагают, что тела 90% морских обитателей содержат в себе пластик.
К сожалению, уже и человек – не исключение. Итальянские ученые обнаружили в плаценте человека частицы микропластика, причем в тканях как со стороны матери, так и со стороны плода. Ранее в человеческом организме пластик находили только в пищеварительной системе, что вполне объяснимо, учитывая, что мы едим, из чего мы едим, во что, как правило, упаковываются продукты. То есть уже и мы становимся пластмассовыми.К тому же некоторые из химических веществ, используемых в производстве пластмасс, попадают в организм человека посредством поглощения кожей. Некоторые из химических веществ, используемых в производстве пластмасс, могут вызвать дерматит.
В последние годы появляется всё больше данных о том, что пластмассы при опредёленных условиях могут вредить здоровью людей. Пластмассы содержат много видов химических веществ в зависимости от их типа. Добавление химических веществ является основной причиной, почему пластмассы стали настолько многоцелевыми, однако это создаёт и проблемы. Например, в поликарбонатных пластиках содержится биологически активное химическое вещество бисфенол А (BPA).
В США, где провели соответствующее исследование, бисфенол А обнаружили в моче 95% взрослых людей. Ученые считают, что это приводит к снижению рождаемости, нарушению полового созревания и другим последствиям для здоровья. Но изучить комплексное воздействие пластиковых предметов на здоровье человека пока проблематично даже в такой высокоразвитой стране, как США.
Есть ученые, которые считают, что в плане долговременного влияния пластик вреднее дыма, потому что дым нестоек, он все-таки вступает в реакцию, улетучивается и т.д. А пластик — это полимер, он изначально для того и синтезирован, чтобы быть стойким к окружающей среде. В момент его создания, видимо, никто не предполагал, насколько он заполонит планету, что он окажется в желудках животных, а затем, по пищевой цепочке – и людей. К тому же, наша пагубная привычка все содержать в пластике, а не в стекле, приводит к появлению опасных химических компонентов в организме. Да, существует очень много видов пластика, в том числе очень качественный и экочистый, но все равно пластик можно только переработать в другой пластик.
Мир, осознавший пластиковую угрозу
Европа постепенно отказывается от применения одноразовых (но не всех) изделий из пластика, там, где для пластика есть замена. Это касается только отдельных категорий изделий — пластиковой посуды, трубочек, ватных палочек и других вещей, которые трудно поддаются раздельному сбору и вторичной переработке. При этом в ряде сегментов одноразовому пластику пока нет сопоставимой по характеристикам альтернативы: бутылки для питьевой воды, памперсы. Но на территории ЕС к 2030 году вся полимерная упаковка должна быть перерабатываемой и пригодной для повторного использования. Также существуют организации и объединения, стимулирующие переработку.
К примеру, Pledging Campaign — кампания Европейской комиссии по увеличению объёма вторичных полимеров, используемых в промышленности, в три раза.
Более глобальная европейская инициатива связана не с запретом, а со стимулированием переработки пластиковых отходов. Прежде всего она касается бутылок — на них приходится от 20 до 40% пластиковых отходов, при этом они могут быть переработаны на 100%. В Британии, например, перерабатывают около половины ПЭТ-бутылок, а в некоторых странах, — в частности, в Германии, Нидерландах — больше 90%.
Большинство крупных компаний пошло по пути развития цикличной экономики. Так, компания Coca-Cola объявила своей целью «собирать и перерабатывать 100% своей упаковки к 2030 году». PepsiCo, Amcor и Unilever обязались перерабатывать 100% многоразовой, пригодной для переработки и компостируемой упаковки к 2025 году. Johnson & Johnson теперь производит ватные палочки с бумажной основой.
Запрет на использование микропластика для эффекта пилинга в косметике вступает в силу в США, Канаде, Великобритании и ещё четырёх странах. Бьюти-компаниям придётся искать экологичные аналоги микропластика.
Развивается и внедрение биоразлагаемой упаковки. Здесь, правда, не все так просто. Существует экспертное мнение, что биоразлагаемая упаковка — как правило, миф. То, что за неё выдаётся производителями, является в большинстве случаев био-деградирующими полимерными материалами, которые не разлагаются за 1-2 года, как уверяют потребителей, а лишь распадаются на мелкодисперсные частицы, обладающие повышенной миграционной способностью в природной среде. Их сдувает ветром со свалок и полигонов бытовых отходов, смывает сточными водами. Они попадают за пределы мест утилизации, нанося больший вред природе, чем обычные полимеры.
Недобросовестные производители псевдо-биоразлагаемой упаковки из пластика массово вводят в заблуждение потребителей, играя на их чувстве экологической ответственности. К тому же так называемый биоразлагаемый пластик по мере разложения может высвобождать метан, который является очень сильным парниковым газом, что вносит существенный вклад в глобальное потепление.
Но все же есть и компании, которые действительно разрабатывают новые способы ускорить процесс разложения пластика и придумывают новые виды биоразлагаемых пластиков, которые распадаются за три-шесть месяцев. Такие материалы делаются не из нефтепродуктов, как обычные, а из крахмала, жиров, кукурузы или других биомасс. Но здесь нужно учесть, что для увеличения производства этих материалов придется расширять посевные земли за счет сокращения лесов и других природных зон.
Украина на краю пластиковой пропасти
Каждый год в нашей стране образуется 10 тонн отходов в расчете на одного жителя, что в 2 раза больше показателя стран Европейского Союза. На сегодняшний день, по разным подсчетам, от 4% до 7% территории Украины занимают свалки. То есть более 40 тыс. кв. км в Украине завалены отходами, и в ближайшие 300 лет эта земля не пригодна для сельскохозяйственной деятельности, лесопосадок и т.д. По данным Госкомстата, ежегодно в Украине производится более 350 млн тонн отходов, из которых перерабатывается или сжигается до 5%. Таким образом, общее количество мусора в нашей стране составляет уже более 12 млрд тонн. Ежедневно более 500 тонн мусора прибавляется и на запорожском мусорном полигоне. И значительная часть этого мусора — именно пластик.
В подавляющем большинстве случаев раздельного сбора мусора у нас нет. И редкие исключения лишь подтверждают правило. Не так давно силами социального проекта «Кольорові відра» и сети супермаркетов «Сильпо» на Хортицком шоссе и улице Победы были оборудованы два общественных пункта приема вторсырья. Люди, которые приносили сюда пластик, стекло, макулатуру и т.д., получали бонусы при покупке товаров в сети «Сильпо». Но проект, увы, оказался убыточным и существовал недолго. За время работы пунктов было собрано всего около 38 тысяч пластиковых бутылок.
Так что по-прежнему важнейшую социальную функцию сортировки отходов выполняют преимущественно социально опустившиеся люди, которых огульно называют бомжами. Именно они являются первичным звеном – поставщиками для сотен приемных пунктов вторсырья, принадлежащих десяткам различных предприятий (если, конечно, они работают легально). Но эти предприятия, как правило, пластик не перерабатывают. Они его только прессуют для дальнейшей транспортировки.
В последние годы стоимость вторсырья заметно упала. В разы. А чем меньше стимул, тем меньше и результат. Связано это с тем, что в Украине лишь около 35 предприятий занимаются переработкой пластика.
Небольшие предприятия-переработчики есть и в Запорожье. Например, частное предприятие Производственно-коммерческая фирма «Полимер» занимается, среди прочего, сбором и переработкой отходов полипропилена, полиэтилена, полистирола и других пластических масс. В цехе по переработке пластмасс есть оборудование по очистке, дроблению сырья и три линии по производству вторичной гранулы полиэтилена низкого давления, полиэтилена высокого давления, полипропилена, полистирола, полиамида и других пластмасс. Выпускаются и товары народного потребления. Например, горшки для цветов…
Как проинформировал руководитель производства пластмасс Владимир Кацимон, «Полимер» принимает на переработку не ПЭТ-бутылки, которые составляют львиную долю пластикового мусора, а сломанные пластиковые ведра и тазы, банки для бытовой химии, мебель, пленку…
Конечно, и за это спасибо. Тем более, что полиэтилен и пропилен при определенных условиях способны выделять такое опасное вещество, как формальдегид. Но надо признать, что мощности всех запорожских предприятий, занимающихся переработкой, в сравнении с объемами выбрасываемого в городе пластика – это как Московка, на которой расположен «Полимер», в сравнении с Днепром.
К сожалению, у нас пока нет действительно мощного предприятия, такого, как «GREENSTEP» – суперсовременное производство в сфере рециклинга производственных отходов, расположенное в Харькове. Там выпускают не только вторичные ПЭТ-гранулы, которые используются как сырье для новых пластиковых изделий. В ассортименте – и холофайбер, и синтепон, и прочнейшее волокно (ткани), и струтопласт (полиэфирный нетканый материал из трех слоев для производства матрасов), и биг-бэги (строительные сумки-мешки, выдерживающие груз до 2 тонн) и еще много другого.
Нетрудно догадаться, что в Харькове пластиковое вторсырье стоит значительно дороже. Некоторые запорожские предприниматели, владеющие пунктами вторсырья, возят его именно туда. Значит, и нам нужно такое предприятие. Спрос рождает предложение. Чем больше спрос, тем больше стимулов будет у запорожцев для раздельного сбора мусора, тем меньше будет засоряться природа.