11 сентября 2012 года в ливанском городе Бенгази стало по-настоящему жарко. В 22:00 по местному времени американское консульство подверглось атаке террористов. В результате гранатометного обстрела главного здания погибли посол и представитель дипломатической службы. Эвакуация остальных же осуществлялась совместными усилиями ливийских военных и американских служб безопасности. В полночь новая атака унесла жизни ещё двух американцев, а уже через пару часов контроль над ситуацией был восстановлен. Позже Абдель-Монем аль-Хурр, пресс-секретарь верховного комитета безопасности Ливии, скажет: «Один американский сотрудник умер, многие получили ранения в ходе столкновений. Происходят ожесточенные столкновения между ливийской армией и вооруженными боевиками за пределами консульства США». На следующий день появилась версия, что нападение на консульство было приурочено к 11-й годовщине терактов 11 сентября. Двух из четырёх американцев, погибших во время штурма, идентифицировали как бывших спецназовцев ВМС США.
Читайте также: Кинопремьера «Девушка из Дании»: история художника-транссексуала
Вот так выглядят сухие статистические сводки той злополучной ночи. Впоследствии американские чиновники скажут, что акция в Бенгази была заранее спланированным террористическим актом, а профессор журналистики Митчелл Зукофф напишет об этом книгу. Несложно заключить из написанного, какие именно события легли в основу нового боевика «13 часов: Тайные солдаты Бенгази». Однако не стоит бояться спойлеров. Майкл Бэй не был бы собой, если бы не пошел в обход реальности под предлогом «я режиссер, я так вижу». «13 часов» — третий фильм режиссёра, основанный на реальных событиях. До этого он снял «Перл-Харбор» (2001) и «Кровью и потом: Анаболики» (2013). Первая «проба пера» прошла с пафосом, домыслом и зрелищностью не без претензии на историчность. В ней американцы стоически перенесли трагедию на Перл-Харборе и «отомстили» коварным азиатам сполна. Недавние же «Анаболики» презентовали совершенно другого Бэя: того самого, который в 1994 году заставил говорить о себе бодрым экшеновым капустником «Плохие парни». Отойдя от подробного пересказа реальных фактов, режиссер создал в «Анаболиках» свою вселенную с туповатыми качками-шутами и выстроил повествование в крайне увеселительном ритме черной комедии. И вот здесь, собственно, зарыта собака. Съемки «Перл Харбора» велись на внушительные 140 миллионов американских рублей, в то время как бюджет «Анаболиков» (которые, напомним, младше на 12 лет) довольствовался в семь раз меньшей суммой. Косвенно это доказывает, что Бэй относится к редкому типу режиссеров, которым гигантские бюджеты противопоказаны, как водка – грузчику на работе. Дело в том, что зрелищность стала идефиксом Бэя, его почерком. И при всем совестном подходе к постановке, каждый потраченный пенни переводится в формат сочных спецэффектов, в ущерб всему остальному. Собственно, отсюда растут ноги в резонных упреках за «попкорновость» его фильмов. А когда каждая копейка на счету, Бэю не остается ничего, кроме как выкручиваться за счет качественной изобретательности.
Читайте также: Кинопремьера «Пятая волна»: красиво, но пусто
В «13 часах» бюджет составил относительно скромный «полтинник» с шестью нулями. С учетом того, что на момент событий в фильме Бенгази полыхал в огне восстания, на пиротехнические кульбиты этих средств хватит с лихвой. А вот в остальном ожидания лучше заранее скорректировать. Так или иначе, а военные темы для сверхпатриотичных американцев – готовый повод к самохвальству. Особенно в неспокойное время глобального террора. И события 11 сентября 2012 года в фильме подаются с «особой» позиции – со стороны спецслужб, которые могли вмешаться исключительно в критической ситуации. И вот с проникновением группы исламских боевиков на территорию дипломатического представительства США такой момент настал. А значит стоит быть готовым к палящему Солнцу, пыльным улицах, хмурым арабам с АК-47 и шестерке бравых американских вояк «крайнего» реагирования. А с ними и к сценарию, который пестрит не менее пафосными заявлениями: «ты готов умереть за свою страну?» или «вы не обязаны идти, но мы их единственная надежда». И все, что остается – это надежда. Надежда, что за «шестеркой» непосед, лихо отстреливающих смуглых бородачей в тюрбанах во имя американской демократии будет хотя бы просто интересно наблюдать. Не во имя демократии, но во имя взрывоопасного экшена и зрелища. Вот только отечественному зрителю даже «под пиво» найдутся варианты поинтересней, чем очередное спасение интересов заокеанской державы. Тут бы свою спасти…-