«Школа – большая часть жизни любого человека.
И от того, какой она будет, во многом зависит,
каким станет взрослый человек», — Тамара Заварзина
— Тамара Васильевна, расскажите, как вы решили стать учителем?
— Мне повезло, что в моей школьной жизни были такие педагоги, на которых хотелось быть похожей. Можно сказать, что именно они и сформировали мое желание стать учителем в дальнейшем. Учитель – это важная и социально ориентированная профессия, которая всегда считалась престижной и значимой для общества.
— Что, на ваш взгляд, самое сложное в этой профессии?
— Самое сложное в нашей профессии – это держать себя в тонусе и сохранять свежесть восприятия людей и ситуаций (не начать мыслить штампами, не считать, что на все есть готовые ответы). Адекватно понимать качество образования как оптимальное соответствие его возможностям и потребностям учащихся. Создать в школе атмосферу взаимного понимания и уважения. Уметь слушать и слышать окружающих тебя людей, сделать так, чтобы и тебя слышали и воспринимали. Такая атмосфера возможна только в том случае, если отношения между людьми честные и построены на взаимном доверии.
— Какими основными навыками должен обладать человек, чтобы взять на себя ответственность учить детей?
— Человек, который выбрал для себя профессию педагога, прежде всего, должен быть ответственным, терпеливым, толерантным, всегда верить в людей и видеть в них только лучшее. Конечно же, учитель должен быть профессионалом в своем деле. К примеру, в процессе обучения студентов в вузе значительное внимание необходимо уделять не только знанию своего предмета и методике его преподавания, но также и глубокому изучению основ возрастной и педагогической психологии учащихся. Прежде чем оценить учебную деятельность детей, учителю следует спросить самого себя, научил ли он их соответствующим умениям, показал ли легкий и понятный способ необходимых действий. Очень хочется, чтобы молодые педагоги любили и понимали детей.
— Вы много лет возглавляете гимназию. Какие вызовы стоят сегодня перед вами как директором? Что сложнее заниматься административной работой, руководить или же преподавать?
— Видеть, по каким путям может развиваться учебное заведение – важная задача директора и всего педагогического коллектива в целом, решение которой зависит от инновационной, исследовательской и методической работы. Очень важно не допустить противоречия между новыми веяниями и сформировавшимися традициями.
— Есть ли в гимназии определённые традиции и какие?
Конечно, есть. К примеру, семейные традиции. Это кредит доверия, проявляющийся в том, что у нас учатся целые династии – братья и сестры, дети выпускников. Также хорошей традицией нашей гимназии являются теплые взаимоотношения в коллективе. Мы стараемся создать такие условия, при которых союз «учительученик-родители» строится на совместных целях и подходах к их решению. Ярким показателем этого подхода является тесная связь наших выпускников со школой, к примеру, запланированные и незапланированные встречи в школе, контакты в соцсетях и т.д.
— Изменились ли ученики (их подход к учебе) за последние 1520 лет?
— Конечно, изменились! Дети стали более мобильными, динамичными и креативными. А это в свою очередь предъявляет новые требования и к организации учебно-воспитательного процесса, и к учителю, который должен быть способным и готовым к творческому восприятию нового.
— Какие тонкости и секреты воспитания детей?
— Видеть в каждом ребенке личность с ее потребностями и интересами, воспринимать ребенка таким, каким он есть. Школа – часть жизни любого человека. И от того, какой будет школьная жизнь, во многом зависит, каким станет взрослый человек. Поэтому задача всех взрослых – сделать жизнь детей наполненной приятными впечатлениями, положительными эмоциями, дать ориентиры для успешной реализации себя как личности в современном динамичном мире.
— Ваше мнение по поводу новых реформ образования?
— Реформы должны носить комплексный характер и учитывать перспективы развития общества, интересы ребенка и требования социального заказа. Не только учитель своим трудом должен обеспечивать свой статус в обществе, а и государство должно возрождать престиж этой профессии. Сегодня и в нашем городе происходят большие изменения в системе образования, к примеру, возросло внимание органов местной власти к процессам в сфере образования, увеличилось финансирование учреждений образования, внедряются проекты департамента образования и науки, например, «Кадровая сотня управленческого резерва», «Ассоциация молодых педагогов Запорожья» и другие.
— Ваши пожелания молодым учителям, начинающим свой путь в профессии?
— Молодым специалистам желаю уважать себя в профессии и профессию в себе.
— Чем увлекаетесь в свободное время? Ваше любимое занятие, хобби?
— К большому сожалению, не могу похвастать большим количеством свободного времени. Часто задумываюсь, почему этого времени так мало. Но когда оно появляется, то люблю проводить время с семьей, читать, гулять, путешествовать. В общем, стараюсь заняться тем, что помогает восстановиться, получить заряд положительных эмоций.
Анастасия КАНДЫБЕЙ