С тех пор, как братья Люмьер представили миру свой аппарат для съемки и проекции кино, все шесть материков включились в синематографическую гонку: каждый старался представить общественности свое виденье, понимание и особенности мировосприятия. Кино завоевало сердца людей быстрее, чем все остальные виды искусства. Праздник кинематографа отмечают на международном уровне, готовится ко Дню кино и Украина
Праздник начали отмечать на государственном уровне почти сразу после становления независимости в стране, по указу экс-президента Леонида Кучмы. Документ был подписан 12 января 1996 года, и гласил о том, что новый профессиональный праздник организован в честь работников кинематографии Украины и будет отмечаться во вторую субботу сентября. В этот год отечественному кинематографу исполнялось ровно сто лет. Так как первые документальные короткометражки были отсняты в Харькове фотографом Альфредом Федецким еще в далеком 1896 году. Первый звуковой фильм украинского производства «Симфония Донбасса» был представлен публике позже, в 1930 году.
ГОРОДСКИЕ СЮЖЕТЫ
Живописные пейзажи Запорожья всегда привлекали режиссеров, вдохновляли сценаристов и открывали насыщенные виды операторам. Массивная индустриальная атмосфера в тандеме с природным очарованием открывали большие возможности для киносъемки. Доказательством этому служит обширный перечень фильмов, отснятых на территории города. Картина, произведенная Одесской киностудией в 1956 году и ставшая классикой советского кинематографа, «Весна на Заречной улице», была по большей части отснята здесь. В сюжете фигурирует две школы, № 4 и № 47, парк «Дубовая роща», ДК имени Кирова, и, конечно же, гиганты производства: заводы «Днепроспецсталь» и «Запорожсталь». Во время проката на территории СССР, картина собрала у экранов более 30 миллионов зрителей, и с тех пор, о ней не забывают: в 2010 году сюжеты приобрели яркие краски, была проведена колоризация киноленты. В этом году знаменитый телеведущий Дмитрий Шепелев даже показал зрителям, как выглядит та самая улица Заречная в эпоху современности. Прогулка звезды по ухабистым дорогам проводилась в рамках концерта «Весна на Заречной улице», организованного телеканалом «Интер» в честь Первомая. К слову, часы влюбленных, установленные на бульваре Шевченко, играют мелодию из этого кинофильма.
Годом позже, в 1957-м, режиссер Андрей Тутышкин под эгидой «Мосфильма» снимает картину «К Черному морю». По сюжету двое влюбленных направляются к Южным украинским берегам, решив попутно отпраздновать бракосочетание, и путь их проходит через Запорожье. Из видов мы можем насладиться только фоном ДнепроГЭС, но это не умаляет значимости города в масштабе съемок, ДнепроГЭС была звездой советского кинематографа, потому что выступала как символ труда по всему Союзу. В 1958-м плотина засветилась в ленте «Шофер поневоле», в 1960-м в фильме «Бессонная ночь», этот фон любили на киностудии имени Горького и на студии «Ленфильм».
Чистый и аккуратный (в далеком 1980 году) Ждановский пляж тоже стал участником съемок. В его акватории купался главный герой культового фильма «Каникулы Кроша». В элементах этого советского детектива можно рассмотреть и здание популярного в прошлом кафе «Снежинка», расположенного на улице Анголенко.
Промышленной серостью запорожских заводов были восхищены режиссеры Игорь Апасян, снявший здесь фрагменты картины «В одну-единственную жизнь» и Николай Розанцев, увековечивший заводские фоны в эпизодах фильма «В твоих руках жизнь».
Российский режиссер Иосиф Хейфиц, родившийся в Минске, а трудившийся в Санкт-Петербурге, был просто влюблен в Запорожье! Иначе как объяснить то, что всю картину «Единственная» он снял именно здесь? Звездой фильма был Владимир Высоцкий, но плотный график не позволял ему приехать в Запорожье. Тем не менее, Иосиф Хейфиц не стал подстраиваться под график актера, и локацию съемки не сменил. Места, где в кадре фигурировал Высоцкий, просто отмечали, а эпизоды с его участием досняли позже.
Национальный заповедник Хортица является не только излюбленным местом туристов, к острову неравнодушны и создатели кино. В 1981 году силами Одесской киностудии здесь был снят фильм «Я – Хотрица», повествующий об освобождении этих земель во времена военных действий 1941 года. Что касается недавнего прошлого, то всего пять лет назад, в 2009 году здесь родилась на свет знаменитая историческая кинолента «Тарас Бульба».
— Эпизоды снимали на Хортице, в крепости, на фоне очень мешала плотина на заднем плане, приходилось выбирать определенные ракурсы съемки. Костюмы выдавали уже на месте, не особо выбирая размер. Тем, кто соглашался брить голову налысо, цепляли «оселедець» и ставили на передний план. Платили за «пожертвование прической» вдвое больше. Было много известных актеров: Богдан Ступка, ИгорьПетренко, Владимир Вдовиченков и Михаил Боярский. Больше всех в чисто человеческом смысле понравился Ступка, он оказался очень обаятельным и веселым мужчиной, со всеми шутил, обнимался, без проблем раздавал автографы и фотографировался с массовкой, которая в основном за этим туда и пришла. Вдовиченков неприятно удивил. Когда мой брат попросил сделать с ним совместное фото, он без лишних сантиментов, прямым текстом послал его куда подальше. Петренко вежливо отказывался фотографироваться, но его сильно и не доставали, Боярский тоже отказался давать автографы и со всеми держался сухо и холодно. Был один интересный момент, когда снимали сцену, в которой герой Ступки узнавал, что его жену убили, брал её тело на руки и нес за кадр. Все бы ничего, но Ступка, мягко говоря, был уже не молод, а «жена» весила килограммов 65-70, нести ее актеру было тяжело. Но он отказался от дублера и решил отыграть эпизод самостоятельно. Дубль удался, но когда начали просматривать отснятый материал, увидели, что «мертвая» жена очень явно помогает Ступке, держась за его шею, пока он её несет. Тем не менее, Богдана Сильвестровича было не сломить, он пошел «на второй заход» и справился! Ему все аплодировали минут 10, — рассказывает о процессе съемок актер массовых сцен Роман Жидких.
ДУШЕВНЫЕ ЭПИЗОДЫ
Прямая принадлежность горожан к веяниям кинематографа подчеркивается ежегодным проведением кинофестиваля отечественного кино «Запорожская синерама». В этом году мероприятию исполнилось пятнадцать лет, последние четыре года фестиваль уделяет усиленное внимание восходящим звездам запорожского кинематографа: в его рамках проходит фестиваль молодого кино. Короткометражные фильмы от креативных создателей демонстрируются с целью привлечь внимание инвесторов. Не секрет, что данная культурная отрасль имеет определенные проблемы с финансированием. Но в целом, проект не коммерческий, здесь встречаются молодые таланты, обмениваются опытом, создают творческие коллективы. Атмосфера фестиваля наполнена тонким ароматом искусства и гордостью за деятелей, славящих Запорожье в сфере кинопроизводства. Гордиться действительно есть чем. Мультипликационные работы Максима Краснова и его команды занимали призовые места на фестивалях, в частности, мультфильм на тему «новые технологии, новые возможности» занял третье призовое место в финале Всеукраинского Чемпионата «Золотой Байт — 5» в Киеве. А тем временем, известным запорожским режиссером Антоном Жадько, который работает в экспериментальном жанре, заинтересовался сам Тимур Бекмамбетов. Тимур плотно работает с Голливудом и является «иконой» российского кинематографа. В рамках престижного российского кинопроекта «Игры в темноте» он обратил внимание именно на работы нашего земляка. Антон Жадько презентует свои картины на фестивале «Запорожская синерама», поимо знаменитого буриме, в качестве премьеры представлен его фильм «Козацькі байки».
В целом, фестиваль продемонстрировал запорожцам 23 картины с участием нашего города, жюри отсмотрело около 50 картин, заявленных на участие в конкурсе молодежного кино, определило победителей в номинациях за лучший фильм, лучшую мужскую и женскую роль, и отметило самых ярких режиссеров, сценаристов, операторов и монтажеров. Победители были награждены статуэткой «Золотой казак».
Параллельно с синерамой в городе прошел первый молодежный фестиваль изящных искусств «АМПЛУА», в ходе которого были представлены эксклюзивные авторские работы в области культуры, в том числе – кино.
СЛОВО ДЕЯТЕЛЯМ
Специалисты, ежедневно сталкивающиеся с реалиями запорожского кинематографа, поделились с «Верже» своим мнением относительно развития кино-отрасли в регионе.
Директор продюсерского центра «Granovskih Production», Руслан Грановских:
— На сегодня продюсерский центр «Granovskih Production» позиционирует себя, как творческое объединение талантливых и креативных людей шоу-бизнеса. Мы занимаемся раскруткой артистов и организацией их деятельности, тем не менее, к киноиндустрии имеем особое отношение. Первым опытом нашей студии в данном направлении были съемки промо-роликов для артистов, которых мы продюсируем. Это очень трудоемкая работа, требующая времени, смены локаций, полной отдачи от актеров и просто невероятного творческого потенциала. В дальнейшем мы планируем сделать не один масштабный проект, который будет выступать не просто рекламным продуктом, а самостоятельной картиной, рассчитанной на массового зрителя. У Запорожья, несомненно, есть огромный потенциал в киноиндустрии, потому что важно не «где снимать», а «что снимать». Наша земля богата талантами, нужно только воплощать идеи в жизнь и руководствоваться главным правилом: что бы ты ни делал, делай это с любовью и отдачей, тогда Вселенная поможет тебе!
Режиссер Антон Жадько:
В настоящий момент, к сожалению, до нужного уровня, готового качественно поддержать развитие отечественного кинематографа, не доросли не только потенциальные спонсоры будущих фильмов, но и большинство самих кинематографистов. В этом легко убедиться при ознакомлении с большинством работ на сценарном этапе создания фильмов (два года назад я был одним из со- основателей киношколы, в рамках которой успел прочесть очень много сценариев местных сценаристов). А когда знакомишься с уже реализованными проектами начинающих режиссеров, становится еще печальнее. Неудивительно, что финансовая поддержка не спешит быть оказанной некачественному продукту. Однако дело еще и в нашем менталитете — большинство людей, в силах которых оказать финансовую помощь производству художественного фильма, не видит смысла вкладывать свои ресурсы в культуру, так как это вложение не приносит моментальной прибыли. Вот это, на мой взгляд, самое печальное. Со временем кинематографисты наберутся опыта, и качество их работ существенно возрастет, но вот менталитет изменить никому не под силу. Тем не менее, я верю и на своем опыте знаю, что потенциал в контексте киноиндустрии у нас есть, причем, завидный! К примеру, свой последний фильм «Козацькі байки» я снял исключительно на территории о. Хортица. Все актеры, включая заслуженного артиста Украины Олега Григорьева, Виктора Гончарова и многих других, работали бесплатно. За идею, что называется. Ощутимую поддержку оказали и партнеры фильма (Максим Остапенко, Максим Вершина, Юрий Капишинский), предоставляя все условия для того, чтобы он был воплощен в жизнь (локации, костюмы, всевозможные разрешения на съемку, даже постановка боев была на высоком уровне благодаря помощи специалистов в этом искусстве). Отдельные слова благодарности хочу высказать руководству киноконцертного зала им. Довженко — Людмиле Николаевне Зеленюк. Честь и хвала таким людям! Просто, для того, чтобы сделать следующий качественный шаг и приступить к съемке конкурентоспособного художественного фильма на нынешнем рынке фильмов, без капиталовложений никак не обойтись. А тут мы вновь возвращаемся к менталитету. Моя позиция такова: сделать все, что в моих силах для развития кинематографа в родном городе и области. А если это не даст ощутимых результатов, тогда придется что-то кардинально менять.