После обострения ситуации на востоке Украины и превращения Донбасса в кошмарное адское пекло вновь активизировалась международная общественность, и ее внимание сосредоточилось на нашей стране
Украинскому вопросу были посвящены заседания Совбеза ООН, Европарламента, «нормандской четверки» в лице министров иностранных дел Украины, Германии, Франции и России и даже экономического форума в Давосе. Мировые лидеры и бизнесмены, ежегодно собирающиеся на территории швейцарского лыжного курорта, и в нынешнем году обсуждали финансово-экономические вопросы развития мира, но в повестку дня был включен вопрос международных конфликтов, в первую очередь связанный с Украиной. Маленькая деталь, на которую обратили внимание все: приглашенный в Давос президент РФ не приехал по причине «катастрофической занятости». Чем же объясняется эта «катастрофическая занятость»?
Усилия г. Путина и попытки воздействия на страны ОПЕК с целью сокращения добычи нефти и неизбежного повышения цен на нее в ответ на это сокращение оказались безрезультатными. Страны ОПЕК находятся в надежной зоне влияния США и согласились на снижение цен на нефть, чтобы помочь американскому сланцевому газу продвинуться на мировом рынке. Помогать стратегическим партнерам — это святое дело. Смерть лидера Саудовской Аравии мгновенно отразилась на мировых ценах на нефть. Они несколько возросли, но страны ОПЕК наверняка помнят предсмертный наказ представителя клана Саудов снизить цены на нефть до 20 долларов за баррель. Так что, скорее всего, некоторое повышение цен на нефть будет кратковременным, а преемник Абдаллы продолжит его политику, невыгодную российскому президенту. Союз России с Венесуэлой в нефтяном вопросе, увы, оказался тоже недостаточным. Обида за такой удар по российскому бюджету и за все экономические санкции, наложенные на Россию западными странами, стала серьезной причиной отказа г. Путина участвовать в столь важном и престижном форуме.
Не исключены и факторы личной обиды амбициозного лидера, который недавно с позором удрал из Австралии, когда оказался там в ситуации полной обструкции и на всех мероприятиях — от обеда до памятного фото — оказывался на задворках и заднем плане. Это был тяжелый удар по достоинству самовлюбленного лидера, привыкшего, по крайней мере в своей стране, быть в центре внимания и обожания. Возможно, г. Путин побоялся, что в Давосе он окажется в компании прислуги, а не мировых лидеров, и, чтобы не искушать судьбу, решил показать характер.
Возможна и еще одна причина его отказа покинуть страну. В России все чаще стала мелькать тема возможного государственного переворота. Российский президент демонстративно не глушит данную тему, предоставляет журналистам неожиданную свободу слова, с удовольствием отвечает на их вопросы со свойственным ему юмором о том, что дворцового переворота не может быть, т. к. в России нет дворцов и монархов. Российская элита показательно демонстрирует единство и преданность обожаемому лидеру. Но, видимо, глубоко запрятанный страх заставляет не отлучаться из страны. Как говорил чеховский герой, «как бы чего не вышло».
Давосский форум стал поражением В. Путина, которое он решил не показывать собственному народу, и триумфом украинского президента. Речь г. Порошенко была названа трогательной, а обещания экономической помощи Украине со стороны мировых лидеров впечатляли своей щедростью. Украинская экономика должна получить 1,5 миллиарда долларов прямых инвестиций плюс кредиты и помощь от Германии, Канады, Японии, МВФ и Евросоюза. Ведь ошеломляющие цифры объемов экономической помощи и кредитов с момента украинского кризиса звучали неоднократно, но реально предоставленная помощь была намного скромнее. Так что давайте и в этот раз не будем обольщаться.
Все прочие международные встречи, особенно «нормандской четверки», были менее торжественными и более отрезвляющими. Заседание Совбеза ООН выглядело как заезженный спектакль, в котором актеры (политики) произносили заученные слова и реплики и старались, чтобы спектакль не сошел со сцены, т. к. порядком надоел зрителю. Однако драматургия спектакля остается крайне актуальной, а потому его нужно продолжать и делать всё, чтобы зритель (весь мир) наблюдал за сценой. Возможности ООН ограничены, но это та сцена, на которой любая страна может сделать заявление и донести до мира свою правду.
После встречи в «нормандском» формате министр иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайер честно признал, что участники не продвинулись в договоренностях ни на шаг, разве что согласились на проведение демаркационной линии и отведении от нее обеими сторонами тяжелой техники. Но будут ли выполняться эти договоренности? Лидер боевиков А. Захарченко прямо заявил, что вместо отведения тяжелой техники будет тяжелое наступление. Ни для кого не секрет, что обеспечить это тяжелое наступление может не г. Захарченко и его сброд, а только российская армия, сконцентрированная в количестве 50 тысяч человек на украинской границе. Вот вам и ответ на вопрос, почему г. Путин не приехал в Давос и чем он был «катастрофически занят» дома.
Но есть один настораживающий факт. В. Штайнмайер особо подчеркнул необходимость выполнения договоренностей обеими сторонами, а не только российской. А министр иностранных дел России, в очередной раз обвинив Украину в невыполнении Минских соглашений, предложил в качестве доказательства опубликовать полный текст этих договоренностей. Получается, мы не всё знаем об этой встрече. Что имел в виду г. Лавров? Не на тайный ли протокол к этим договоренностям намекал? Хотелось бы не верить г. Лаврову, но если тайный протокол существует, то это не добавит симпатий украинскому руководству. Пока существуют подобные тайные протоколы (если, конечно, они существуют), война не закончится никогда и гибель наших ребят будет не только героической, но и бессмысленной. А может быть, действительно стоит опубликовать полный текст Минских соглашений, чтобы убедиться, что первой жертвой войны всегда является правда…
Татьяна НИКОЛАЕВА