ГАЗЕТА: Дорого. Мокро. Креативно. Запорожские коммунальщики продолжают борьбу с дорожными ямами

642
0

big_41419

В Запорожье, как и во всем мире, есть две беды. Первую мы упустим, но подробнее  поговорим о второй. С приходом весны как нельзя острее стала проблема ремонта дорог. В этом году городские власти потратят рекордную сумму из местного бюджета на обустройство тротуаров. Их реконструкция обойдется в 32 тысячи гривен, а содержание и остальные работы в 41 тысячу гривен

 

Особое внимание власти обещают уделять участкам возле школ, больниц и управлений.

Предполагается, что «скатерть постелят» на 90 тысячах квадратных метрах. Такие данные обнародовали на официальном сайте горсовета. Но это присказка, сказка только впереди…

 

Миллионы в ямы

 

Совсем недавно город всколыхнул скандал, возникший вокруг ремонтных работ на улице Победы в районе остановки Тюленина.

В ноябре прошлого года там проделали капремонт. При этом потратив 50% суммы, выделенной на реставрацию всех городских дорог — 20 миллионов гривен. За эти средства коммунальщики укатали 2 км проезжей части. Только вот асфальт не пережил даже зимы. С приходом оттепели дорога растаяла вместе со снегом. И теперь на этом участке одна за одной появляются выбоины. Также водители жалуются на «американские горки».

Местные жители пеняют на то, что асфальт специалисты «паковали» в лужи. Но городские власти знают, что ответить на подобные обвинения:

— Зимой асфальтобетонный завод не работает, мы заказываем сырье, специально выбираем подходящую погоду, но бывают и накладки. И если вдруг пошел дождь, мы не можем остановить работу. Возможно, все это не так красиво, как летом, но я хотел бы объяснить, что если мы сегодня не будем латать ямы, то летом они будут глубиной в метр. Допускаю, залатанные участки простоят два-три месяца, зато мы обеспечим автомобилистов нормальной дорогой,— отметил Александр Син.

Но существует еще одно объяснение образовавшимся ямам. По версии начальника службы Автодорог области Геннадия Тимченко, сбой иногда происходит из-за нарушения технологий.

Схема здесь проста: ради сохранения средств ремонтники ненароком не докладывают в смесь щебень. Стройматериал заменяют отсевом. Но в этом случае необходимо добавлять львиную порцию битума, который не портится под воздействием непогоды. Если же этого не делать, асфальт со временем проседает. И его не спасает даже спецкаток.

— Каток уплотнил, но качественные характеристики не сохранены, — объясняет Геннадий Тимченко.

По его словам, этот процесс должны контролировать заказчики. И при успешном выполнении работ, текущий ремонт будет необходим лишь через 3-4 года.

Несколько лет назад чиновники придумали еще одно запорожское ноу-хау. Тогда ямы начали латать тротуарной плиткой. Но и у этого способа есть свои недостатки. К примеру, дороги после ремонта теряют товарный вид. К тому же водители своей пятой точкой пересчитывают каждую плиточку, уложенную в углублениях. Но мелкие неудобства не отменяют преимуществ технологии: ямы, заложены тротуарной плиткой, исправно служат несколько лет.

В частности, этот подход дорожники испытали в Южном микрорайоне. Также плиткой «озолотили» Коммунарский район. В прошлом году перекресток улиц Чумаченко и Олимпийской выложили экономным материалом.

Кстати, вполне возможно, что плиткой будут ремонтировать и проезжую часть ДнепроГЭС.

— У дорожного покрытия плотины нет основы, — рассказал директор «ЭЛУАД» Александр Климов. — Фактически на листы металла просто уложен асфальт. Поэтому полотно так быстро разрушается плюс, конечно, крупногабаритный транспорт и высокие температуры дают свое. А брусчатка не так поддается деформации.

 

Наши руки не для скуки

 

На бумаге в текущем году значительно увеличивается финансирование ремонтов внутриквартальных дорог. Также чиновники обещают подлатать ливневые канализации, улицы и трамвайные переезды. Кто займется обустройством указанных территории, определят после проведения тендера. Но уже сейчас КП «Элуад» занимается рекламой будущих работ:

— Хотим подойти комплексно к этим работам: заменим ливневые канализации, бордюры по возможности, в некоторых дворах обустроим детские площадки, — заверил журналистов руководитель предприятия Александр Климов.

Тем временем жители дворов самостоятельно ликвидируют последствия разрушений. В частности, жители одного из дворов на улице Воронина Шевченковского района залили ямы… цементом.

— Дешево получилось, потому что цементным раствором делали. Но, к сожалению, это не очень долговечно. Асфальтобетон подороже будет. Да и катать чем-то надо, — рассказал «Верже» местный житель.

А вот активисты из Бердянска пошли дальше. Там неравнодушные граждане, устав ждать помощи от власти, решили взять дело в свои руки. Бердянцы сделали не только ремонт возле своего подъезда, но и оказывают помощь соседним дворам. Как рассказал инициатор проекта Роман Синица, бригада готова устранить выбоины совершенно бесплатно. Правда, жителям придется раскошелиться на материалы. Так, заделать квадратный метр ямы тротуарной плиткой (той самой:) стоит около 240 гривен.

— Мы на этом не зарабатываем! Мы только помогаем бердянским автолюбителям оперативно заделать глубокие ямы своими средствами, — рассказывает Синица.

Роман предлагает перечислять средства с указанием конкретного проблемного участка. Помечает, если «адреса» ямы не назвали, то ремонтники заделывают одного из претендентов.

Для облегчения задачи активисты создали группу в соцсетях. В ней ребята составляют топ-10 выбоин. Затем посетители голосуют за «претендентов». Отметим, бесплатные работы мастера проделывают в свободное время.

Их последним достижением стало устранение ямы на улице Правды, 3. Погасил стоимость стройматериалов там местный житель. Он выложил сразу 700 гривен.

 

Творческий подход

 

Но в условиях кризиса и подорожания «коммуналки» далеко не все жильцы могут или хотят  тратить часть зарплаты на борьбу с ямами. Потому они заделывают дыры подручными и совершенно бесплатными средствами.

К примеру, жители дома, расположенного в Запорожье по адресу улица Победы, 107а, в свое время стали настоящими «звездами» Интернета. Они «залатали» яму возле дома… ковром.

«Расщелина» терроризировала жильцов несколько лет подряд. Из-за нее машины не имели возможности заехать во двор. Но коммунальщики не предприняли ни единой попытки, чтобы устранить выбоину в асфальте.

Неожиданный выход из ситуации придумала одна из соседок. Она заприметила возле мусоропровода ковер и перетащила его на середину дороги. Кстати, кто бросил «красавца» на произвол судьбы, так выяснить и не удалось.

— Благодаря этому дорога стала ровнее, — похвасталась женщина. — Правда, чтобы «залатать» все ямы во дворе, нужно чтобы каждый житель дома принес по ковру.

К слову, вслед за запорожцами необычным ремонтом занялась вся страна.

Активисты Закарпатья, например, засыпали ямы болотом с добавлением щебня, предварительно устранив метлой лишнюю воду, оставшуюся после дождя.

Для большей надежности утрамбовали все это приспособленной металлической рейкой.

А в Киеве неравнодушные граждане садили в углубления в асфальте цветы. Таким нехитрым способом общественники пытались привлечь внимание к проблеме.

В Одессе же засыпают ямы битым асфальтом. Идея устранения опасности на дороге пришла в голову активисту общественной организации «Дорожный контроль» Сергею Дубенко.

Инна Воронова