Потребительская депрессия: запорожцы живут в условиях повальной экономии

1-koshelek-s-grivnami-zarplata-premiyaУхудшение экономического положения в нашей стране вполне прогнозировано отмечается и на самочувствии людей. Рост цен, колебание курса валют, очередная волна повышения тарифов на оплату услуг ЖКХ – все это напрямую «бьет» по карману каждого украинца. И, несмотря на все заверения власть имущих о том, как они рьяно поднимают экономику страны и трудятся на благо каждого жителя, люди все более ощущают проблемы, которые продолжают сотрясать Украину

Стоит отметить, что за последние три года курс гривны упал в три раза, что спровоцировало и увеличение цен практически на все группы товаров. Во-­первых, «скакнула» стоимость на импортную продукцию, а во-вторых позже подорожание коснулось и продукции отечественных товаропроизводителей, включая продукты питания.

Однако даже рост цен на продукты и различные группы товаров оказался не самым страшным явлением, по сравнению с ситуацией, которая сложилась с тарифами на жилищно­коммунальные услуги. Уже этой зимой во время отопительного сезона потребители, мягко говоря, были шокированы платежками, которые они нашли в своих почтовых ящиках. По некоторым позициям (к примеру, отопление) рост цен составил 100 и более процентов.

Такая ситуация не могла не сказаться на социальном самочувствии населения. И негативная динамика данного критерия оценки уровня жизни была зафиксирована и социологами. Так, проведенные исследования за прошлый и текущий годы показывают буквально критическую ситуацию того, как население оценивает уровень своей жизни.

Депрессивные настроения запорожцев

В частности, маркетинговая компания «MLSgroup» провела социологический опрос, показавший, что оценка своего уровня жизни у населения области явно негативная. Так, еще в мае 2015 года большая часть респондентов (51,8%) оценили сложившуюся ситуацию, как «терпеть наше бедственное положение уже невозможно». При этом повторный опрос, проведенный в марте уже 2016 года, показал увеличение столь негативной оценки на 13%. В итоге 64,8% (!) респондентов фактически считают сложившуюся ситуацию невыносимой.

Нетрудно догадаться, что, несмотря на все заверения руководства страны и области об увеличении социальных стандартов и постоянном росте средней заработной платы, на самом деле жители региона не ощущают на себе каких­-либо улучшений.

Руководитель направления маркетинговых исследований и консалтинга «MLSgroup» Надежда Кузьмичева отмечает, что есть сразу целый ряд причин, которые непосредственно влияют на оценку ситуации в Запорожской области со стороны жителей. «Если говорить о факторах, которые носят системный характер – это, во-­первых, уровень заработной платы и цен на основные товары и услуги. За последние два года нет существенных изменений уровня доходов населения, в то время как наблюдается рост цен, тарифов и т. д. Соответственно, исчерпывается кредит доверия к органам власти, и люди все чаще испытывают апатию, депрессивное настроение. Такая ситуация обостряется и политическим кризисом, а также переходом военного конфликта на Донбассе в перманентное состояние. Нерешенность как социально­-экономических проблем, так и военной ситуации также повышает чувство тревоги у жителей, что и является фактором, вызывающим такие негативные оценки», — отмечает эксперт.

При этом, стоит отметить, что если в областном центре и крупных городах областного подчинения ситуация более менее терпимая, то что касается сельских жителей, ее можно смело назвать патовой. В частности, по районам области показатель «терпеть наше бедственное положение уже невозможно» выбрали 70% респондентов, и лишь 5% оценили ситуацию как «все не так плохо и жить можно».

Режим экономии

Рост цен и другие упомянутые негативные факторы влияют не только на оценку запорожцев качества своей жизни, но также провоцируют режим повальной экономии. И если на спросе на продукты питания это влияет не настолько заметно, то предприниматели, торгующие товарами не первой необходимости, ощутили на себе изменение покупательной способности горожан и жителей области. По различным группам товаров видно, что покупатели стали все больше задумываться о возможностях экономии семейных бюджетов.

Так, в частности, по мебели и бытовой техники предприниматели заметили спад спроса на дорогие модели. В то же время, все больше начали продаваться наиболее дешевые аналоги продукции. В мебельных магазинах отмечают, что большим спросом стала пользоваться отечественная продукция, уступающая по качеству и выигрывающая в цене у импортной.

В сфере сантехники отмечается увеличения спроса на комплектующие, однако все реже покупатель обращает внимание на готовую продукцию. То есть, если еще год назад большинство людей предпочли бы заменить вышедший из строя кран или смеситель, то сейчас они нацелены на ремонт сломавшейся вещи.

Продавцы сувенирной продукции и игрушек отмечают, что их клиенты не перестают радовать себя и своих чад разного рода безделушками, однако они также преимущественно интересуются небольшими и дешевыми товарами, игнорируя качественные и крупные игрушки, которые существенно возросли в цене из­за курса валют.

Наконец, в приватных беседах представители компаний, принимающих платежи за коммунальные услуги, говорят, что все больше клиентов игнорируют квитанции об оплате, попросту отказываясь оплачивать полученные дорогостоящие услуги. Правда, коммунальщики признаются, что первые волны подорожания тарифов спровоцировали намного меньшую задолженность, чем они ожидали. Однако уверенный рост цен, который запланирован уже на следующий отопительный сезон, по всей видимости, лишь ухудшит ситуацию, и долги населения будут только расти.

То есть, если в целом даже на товары не первой необходимости спрос упал несущественно, то вполне заметны изменения в его структуре. Все реже запорожцы обращают внимание на элитную продукцию, предпочитая менее качественные, но менее болезненные для своего кошелька аналоги.

Кто виноват и что делать?

При этом негативная динамика, которая зафиксирована как социологами, так и предпринимателями, будет продолжаться, если ситуация с ценами и уровнем доходов граждан не изменится в обозримом будущем. Эксперты отмечают, что рецепт успеха в целом банален, однако сложно реализуем – необходимы реальные пошаговые реформы, которые позволят для начала поднять экономику, а потом уже дадут возможность для реального, а не декларируемого роста социальных стандартов. При этом реформы должны проводиться публично и открыто, чтобы люди могли наглядно увидеть их результаты, вернув кредит доверия и веру в успех.

«Для улучшения ситуации необходимо реформирование тех сфер, которые являются базовыми для жизнедеятельности общества. Однако пока что создание Новой полиции является чуть ли не единственным примером реформы в действии с сохранением кредита доверия у населения»,  — отмечает Надежда Кузьмичева.

В итоге мы видим, что пока реальных предпосылок того, что ситуация будет выравниваться, к сожалению, нет. Это говорит о том, что динамика распространения депрессивных настроений у запорожцев будет сохранена, а магазины все больше будут простаивать, ожидая своего покупателя. И возникает один логический вопрос: сколько еще в таком режиме апатии и повальной экономии запорожцы смогут выжить, не выходя на протестные акции, желание которых все больше зарождается в их сердцах?

РЕКЛАМА REDTRAM

Loading...

0 Responses to Потребительская депрессия: запорожцы живут в условиях повальной экономии

  1. Протестное желание чего?
    Жизнь сама не улучшится, нужно банально работать на успех.
    Привлекать инвесторов.
    Если что то этому мешает, расскажите об этом. Конкретно, для запорожцев. Интересно будет послушать, какие проблемы мешают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О Нас | Контакты | Рекламодателям