Джентльмены удачи по-запорожски: клады с чертями, военные мины и домашние коллекции монет

5037
1

обложка

И кто из нас в детстве не грезил дальними странами, пиратскими кораблями и таинственными сокровищами? Только вот некоторые «путешественники», спустя годы,  переболели этой хворью и отправились на занудную работу с 9 до 6, а некоторые – так и продолжают лелеять мечту о кладе. Такие люди по будням старательно работают на пенсию, а по выходным – отправляются на коп. Таким термином запорожские кладоискатели называют процесс поиска

И, кстати, не дай Бог вам,  при случайной встрече назвать этих людей черными археологами. Сразу же попадете под горячую руку. Как это случилось со мной.

— Вы ничего не знаете ни о данном хобби, ни о людях которые им занимаются. Большинство «тружеников пера» жаждет написать статью о «черных археологах» которые перепахивают курганы, ездят вооруженные не хуже спецназа, и продают кости немецких солдат. 95% из таких статей не соответствуют правде!!! – накричала на меня авантюристка Юлия, когда я обратилась к ней за интервью.

И знаете, уважаемые читатели, эти  слова не вызвали  обиды за всю «четвертую власть». Напротив, еще больше захотелось скорее докопаться до клада, точнее, до правды…

Тракторная «атака»

процесс разрывания кургана под мелитополемДавайте сразу разберемся. В Запорожье существует две категории людей, охотящихся за памятками истории. Одна из них —  те самые «черные» археологи. Они занимаются разграблением и уничтожением культурного наследия.  Вандалы обычно работают под прикрытием бандитских группировок. Их цель – нажиться на «кладе». Чаще всего они продают свои находки в частные коллекции. За последние несколько лет в Запорожской области произошло несколько «вопиющих» случаев подобной спекуляции.

В частности, в начале сентября 2009 года под прицел «черных» археологов попал самый крупный курган бронзовой эпохи на нашей территории неподалеку от села Старобогдановка в Михайловском районе. Он еще носит второе название — куляб-могила. Алчные кладоискатели с помощью трактора разрыли около 10 метров древнего сооружения. Тогда настоящие историки были в шоке от их поступка.

— Тот, кто это сделал, совершил огромную глупость. Скифские захоронения находятся в среднем на глубине в 15 метров. Добавьте к этому еще и одиннадцать с половиной метров высоты Куляб­могилы. Представляете, насколько все сложно? То золото скифской эпохи, что на сегодняшний день найдено – это результаты работы серьезных экспедиций по всей Украине. Они потратили кучу денег, уничтожили часть насыпи. Но найти лже-историкам  вряд ли что -то удалось бы. Восемь из десяти скифских захоронений были ограблены еще их современниками. На что надеялись люди – загадка, — возмущались специалисты.

После  акта вандализма, правоохранители поймали преступников на горячем. Их «загребли» в райотдел, но в тот же вечер отпустили. И чтобы вы думали? С раннего утра следующего дня настырные «черные» археологи снова были на том же кургане.

Аналогичный случай произошел 5 марта этого  года в Мелитопольском районе в селе Мордвиновка. Там мародеры  практически разорили уникальный курган 5 метров в высоту и 60 в обхвате. Причем, набег на него был совершен далеко не впервые.

— После того, как над памяткой «поработали» черные копатели,  курган стал напоминать перепаханное поле, — отметил на аппаратном совещании директор областного центра охраны культурного наследия Юрий Щура, —  разворовывая курганы, вандалы, забирают не только ценные находки, но даже обнаруженные человеческие кости.

На что глава области Александр Пеклушенко отметил, что самый серьезный вклад власти в расследование этого дела – небезразличие к происшедшему.

— У вас на площади в сотни квадратных метров ведутся промышленным образом раскопки, а вы ничего об этом не знаете, — отругал он глав этой территории. — Вы породили безразличие в районе и своими выступлениями продолжаете его культивировать. К ответственности будут привлечены все, кто не принял надлежащих мер в данной ситуации. Мы должны быть не безразличными — поверьте, это будет серьезным вкладом, — заявил губернатор.

Но  борьба с «черными» археологами в наших краях никогда не имела окончательного успеха. За все время привлечены к уголовной ответственности были лишь единицы из них.

Как нам рассказал сотрудник запорожского областного центра туризма и краеведения ученической молодёжи Дмитрий Янущенко, это связано с тем, что многие «пираты» имеют, так называемую, «крышу».

— Они работают не средь бела. Могут долго готовиться, а потом всё сделать буквально за ночь. Круг поиска вандалов достаточно узок, и вычислить, кто и когда орудовал на местах исторических памяток, в принципе, можно. А ловят только тех, кто без «крыши», — уверен археолог.

Тем не менее, так кусочек за кусочком продается история нашего края:

дмитрий янущенко 2— Эти люди варварски грабят курганы и древние городища, для истории данные памятники утрачиваются навсегда. Но  среди них тоже бывают люди разные, не всё однозначно, — считает Дмитрий.

Он отметил, что вопреки стереотипам, «копальщики» ищут не только ценные монеты и скифские сокровища.  Она ведутся еще на ножи, металлические наконечники, украшения, ордены и др.

Мест для «охоты» у лже-историков до сих пор предостаточно. Так как многие курганы на территории Запорожской области по-прежнему девственно нетронуты профессиональными археологами.

По подсчетам, на сегодняшний день на государственном учете состоит 8,5 тысяч памятников, находящихся на территории региона. По количеству памятников археологии (6722) Запорожская область занимает одно из первых мест в Украине. В течение же последних нескольких лет здесь было выявлено еще 400 памятников археологии.

Где зарыты «сокровища нации»

Но есть и другая сторона медали. Люди, о которых я уже упомянула в самом начале материала – авантюристы, охотники за сокровищами.  Они занимаются поиском самостоятельно либо группой по несколько человек. По подсчетам историков, таких людей в городе проживает около сотни. И только десяток из них берутся за дело «не по-детски». «На охоту» они ходят с металлоискателем — прибором, «видящим» изделия из железа и драгметаллов под землей.  Несмотря на то, что опасный  промысел также уголовно наказуем, от общественности они не кроются . Некоторые из авантюристов  открыто фотографируются с металлоискателем в руках для соцсетей  . Там я их и поймала.

Журналистов они опасаются. Пару раз, получив отказ от комментариев, я выбрала другую стратегию. Испытала ее на 28-летнем Евгении. Объяснила , что получила в наследство от умершего дяди металлоискатель и  теперь на досуге хочу попробовать разыскать настоящий клад. На удивление, парень с радостью взял на себя роль моего  учителя. И буквально за пять минут я выведала у него часть профессиональных  секретов. Главный из них – список мест, в которых теоретически могут покоиться сокровища.

Евгений—  Есть один способ – верняк, помогающий найти правильные координаты. Наведываешься в какую-нибудь заброшенную деревушку – расспрашиваешь местных жителей о здешних легендах про зарытые клады или заначки на «черный» день, — рассказывает Евгений. —  Большинство сказаний оказываются просто слухами, но некоторые – имеют правдивую основу. Слышал, таким способом как-то в одном из огородов нашли посуду с серебрянными монетами. Она принадлежала прадедушки владельца участка.

Мне удалось разыскать текст одной из старинных легенд. И «точность», с которой в ней  описано место клада, просто поражает воображение:

Историю о сокровище передавали из уст в уста в селе Вознесенка. Ее первоисточником стал здешний пенсионер. В молодости в Крыму он встретил таинственного деда. Тот и поведал эту тайну…

— Слышал, вы живете возле урочища Сагайдачного…  Там столько денег, что не только для вас — хватило бы на две губернии, — заинтриговал  старик. —  Никто не знает так Сагайдака, как я, не один год жил с ним в том урочище, которое по его имени названо Сагайдачным.

Затем новый знакомый рассказал, что гетьман  обитал неподалеку от Хортицы. В минуту опасности он  вскочил в землянку, выгреб из сундука серебряные и золотые талеры (хоть  историки считают, что золотых талеров не существовало — только серебряные), высыпал на две шкуры и понес на Среднюю скалу.

— Встряхнул Сагайдачный  шкуры — и пошли деньги между камнями… Он тогда вынес еще бочонок и ведро с деньгами неподалеку от скалы». Гетьман  погиб в тот же день, а клад остался нетронутым, — заключил долгожитель.

Но вернемся к реальности. По  словам Евгения,  особой популярностью у кладоискателей пользуются также  заброшенные огороды.   Частенько они располагаются на территории покинутых  сел. Найти бывших фазенды не так уж и сложно.

— В тех местах, где раньше располагался огород, трава растет более буйно. Еще их можно определить по мягкой земле, — советует Евгений. —  Даже если там не будет настоящей сокровищницы, то шансы накопать одиночных монет – довольно велики.

Плюс, нужно обращать внимание на своеобразные «банки» наших предков – большие деревья. Раньше многие старики, по традиции, у их подножия закапывали сбережения. Затем, когда местных жителей срочно «сгоняли» с мест (например, в период ВОВ),  ценности  оставались в земле на долгие годы. Обычно, глубина нахождения «сокровищ нации» под деревьями может достигать до 100 см.

один из домашних музеев кладоискателейЕще одними популярными  местами для «Джек-потта» считаются глубокие колодцы. Есть целая категория «копателей», которые занимаются  только ими. Хотя это работенка не для робкого десятка. Ведь многие колодцы со временем подряхлели. Особенно это касается деревянных сооружений. И авантюристов на дне может попросту засыпать рухлятью.

— Кладоискание это романтика и своеобразная свобода. Именно таких ощущений мне не хватает в реальной жизни, — объясняет выбор хобби Евгений. – Не понимаю, почему люди считают нас вандалами и черными археологами. Мы же имеем  кодекс чести. Честные кладоискатели никогда не тронут древнее захоронение или другие исторические места.

В поиске адреналина Евгений находится уже более  10 лет. За это время «археолог» собрал целую коллекцию старинных монет. Об их стоимости он предпочел умолчать. Но похвастался, что в земле также попадаются другие вещи:  древний штык, нож, магазин с патронами и орден. Продавать их парень не планирует. Находки украсили его домашний музей.

Черт с тобой

Хотя не все трофеи  достаточно безопасно хранить дома. С некоторыми из них случаются порой загадочные истории. Как рассказал кладоискатель с опытом крест проклятыйВладимир, однажды его друг наткнулся в земле на металлический крест, середину которого «поела» ржавчина. И после того, как «археолог» выкопал распятие, к нему в гости стал наведываться…черт. С наступлением ночи фигура нечисти появлялась на пассажирском сидение в машине.

Нежданный гость приходил к «копачу» несколько раз. После чего тот избавился от креста.

Теперь суеверный Владимир  носит на раскопки флягу со святой водой. Ею поливает  ценные находки. Ведь  древние легенды гласят, что хозяева клада, иногда накладывают на свое имущество определенное заклятье. Оно охраняет  сокровища от чужих лопат.

— Существует легенда о «Медведь-кургане»,  — увлеченно рассказывает Владимир. – В ней говорится, что где-то в наших краях «похоронен» медный медведь, набитый монетами. Если кто-то из охотников за сокровищами пытается его откопать, животное становится на дыбы и ревет. Таким образом, он отпугивает незваных гостей. Я, конечно, не верю в такие страшилки. Но найденные под землей кольца и другие украшения на себя бы не надел.

Есть и другая угроза для кладоискателей — она имеет вполне реальное лицо. Во время копа авантюристы периодически натыкаются на эхо войны – мины, снаряды и бомбы. Тогда и приходится делать выбор: сокровище или жизнь.

— Однажды во время копа я наткнулся на снаряд, — рассказывает кладоискатель 40-летний Артем , — Эта встреча произошла так же неожиданно, как знакомый монетный сигнал на выбитом поле. Коп проходил в лесу. Сигнал был чёткий, звонкий….Короче раскопал я миномётку, испугался, и не стал испытывать судьбу. Поэтому я ушёл подальше от взрывоопасного предмета. Кстати, в тот день, помимо несчастных советских монет нашел еще три миномётки. Каждый раз это очень неприятное чувство.

Но Артем не сообщил о своих находках в МЧС. Так как,  мужчина не хотел лишний раз «светить» свой нелегальный промысел. Кроме этого он посоветовал последователям никогда самостоятельно не разбирать опасные находки. А в тех местах, где звук металлоискателя особенно звонкий, не долбить землю штыком от лопаты. Лучше всего – обкапывать добычу, чтобы не задеть ее инструментом. Потому что никакие сокровища мира не стоят оторванных пальцев или даже жизней кладоискателей.

Самые известные мифические клады

Наши предки — скифы  имели традицию вместе с усопшими хоронить их оружие, доспехи, украшения и другие ценные вещи. Яркий пример – знаменитая пектораль. Ее стоимость исчисляется миллионами долларов США. Основная масса этих захоронений была очищена еще современниками скифов. Но кладоискатели надеяться, что в некоторых из них до сих пор хранятся ненайденные сокровища.

Другие авантюристы годами ищут легендарное золото козаков. Легенды гласят, что они закапывали монеты, отобранные у турков в честном бою, на островах, посреди Днепра. Воины, якобы, забивали золотом пушки, и опускали их на дно водоема. Чтобы как-то пометить клад, казаки привязывали к нему фепь. С ее помошью в дальнейшем поднять пушку на поверхность не составляло труда.

Самое известное сказание из этой серии – о неком Золотом коне. По истории казаки отлили из общего золота, а затем утопили в устье реки Скарбной. Этот водоем как-раз впадает в Днепр возле нашего города.

Но не все легендарные клады сосредоточены на территории нашей области. Много тайн хранят и карпатские горы. Там довольно популярна легенда о гуцуле Олексе Довбуше. Он, как украинский робин гуд, воровал золото у богатых и презентовал его беднякам. Считается, что часть наживы гуцул припрятал в одноименных скалах. Они в свое время служили Довбушу военным  убежищем.

Но не все сбережения было принято прятать под землей. Отличным пристанищем для них служило и море. Авантюристы очень любят историю об английском судне «Черный принц». Предположительно, она затонуло возле берегов Балаклавы. По крайней мере, там были найдены десятки исторических вещей, которые вероятнее всего принадлежали английскому экипажу. Там археологи обнаружили пушечные ядра, посуду, личные вещи матросов. Единственное, чего так и не удалось найти – бочки с золотом. Есть поверье, что на борту «Принца» в момент кораблекрушения находилось 500 тысяч фунтов золотом. Выражаясь современным языком – это 50 миллионов долларов. Правда, некоторые скептики утверждают, что английский капитан перед плаваньем оставил капитал в Стамбуле, чтобы перестраховаться…

Оставил после себя «золотой» шлейф и гетман Богдан Хмельницкий. Все ценности из шляхтицких домов, «текли» в главные поместья полководца — Чигирин и Субботов. Многие авантюристы полагают, что сокровища гетмана  до сих пор припрятаны в подземельях Чигиринской крепости. И так как, через 20 лет после смерти Хмельницкого,  она была взорвана, кладоискатели могли так до них и не добраться.

Другая «розовая» мечта «пиратов 21 века» – монеты Нестора Махно. Говорят, в тот период батько возил ящики с золотом на тачанке как «спецоружие».Как-то, спасаясь от погони, он разбрасывал их жменями на проезжую часть. Обрадованные красноармейцы бросились подбирать «подачку», и разбойник успел  скрыться. Пожтому весьма странным выглядел тот факт, что умер Махно во Франции в полной нищите. Специалисты  строят догадки, что его богатство осталось в роще под Гуляй-Поле, и в Мариуполе. Эти территории  махновцы завоевывали два раза.  Впрочем, есть и другая версия. Современники поговаривали, что за спасение своей жизни Махно сдал собранные сокровища государству.