Журналист «Верже» работал кондуктором в местной маршрутке
Двадцать минут страха, и ты на месте. Так между собой посмеиваются запорожские водители маршруток, вспоминая оживленное движение на проспекте. Подобным образом они характеризуют и поездки на междугородних маршрутках. А с наступлением холодов, вообще, считай, пропало. Говорят, вместо привычных сорока минут в одну сторону, на линии можно застрять на 5-6 часов. Всему виной – сугробы почти в человеческий рост, которые на прошлой неделе «выросли» на трассе. Об этом журналистке «Верже» в приватной беседе рассказал водитель одной из городских маршруток. Встретила его в «отстойнике» (так работники «баранки» называют конечные остановки). Сначала пожилого мужчинухотела только «попытать». Но слово, за слово, и у меня возникла более интересная идея:
— Возьмите прокатиться! – выпалила я.
— Садись, коль не боишься. Будешь моим кондуктором, — развел руками он.
Уже в дороге я выяснила, какие дороги в городе считаются проклятыми, как узнать, когда прибудет твоя маршрутка и появятся ли в Запорожье электронные табло на остановках.
Ну что, красивые, поехали кататься?
В Запорожских маршрутках пенсионеры «выходят» на ходу
Салон маршрутки, в который я попала, был выполнен в лучших традициях советских времен: сидения в клеточку, и не поверите – стеклянная ручка с розочкой. Причем, последнюю, водитель установил пару лет назад. Так сказать, в память о временах консервов и дефицита.
По радио звучит «Земфира». Внутри маршрутке – жара невыносимая. Поэтому водитель едет в легком свитерке, слегка приоткрыв окошко. А пассажиры истекают ручьямипота.
С водителем условились сразу – я не называю его фамилии. Хотя, поверьте, как гласит рабочий бейдж, она очень смешная! А он, в ответ, откровенно отвечает на все каверзные вопросы. Поэтому, дальше моего собеседника буду называть просто Иван.
Начала расспрос, естественно, с зарплаты. При заработке в 3-5 тысячи гривен, «налево» мужчина отдает почти 2 тысячи, не считая налогов. Эти деньги собирает высшее руководство. По слухам, в последствие, их тратят на обустройство остановочных комплексов, палисадников и другие нужды.
Чтобы получить свой «куш», водитель каждое утро встает в 4 утра. Рабочий день начинает в 5.30. Его маршрут лежит по трассе, соединяющей ряд сел. Так как путь неблизкий – и цена за проезд соответствующая – 3.50 гривен. Сразу удивило то, что пассажиры называют мужчину «Иван» или «Иван Леонидович». Он также почти всех знает по именам.
— Работаю на этом маршруте уже почти 10 лет, — откровенничает он. – Все меня знают. Некоторые предпочитают выехать на работу на 15 минут позже, зато со мной. Стоячих мест в салоне у меня нет. Все пассажиры обычно берут с собой газету, и присаживаются на нее.
За это время у мужчины тьфу-тьфу-тьфу, крупных аварий не было. Лишь однажды он резко затормозил на светофоре, пытаясь пропустить автомобиль-нарушитель. И в этот момент с его лобовым стеклом «поцеловался» один из пассажиров. Тогда Иван, доехав до конечной, покинул маршрут и отвез пострадавшего в больницу. Там бедолагадолго отказывался называть причину травмы. Мол, не хотел, чтоб у Ивана Леонидовича были проблемы с ГАИ. Но водитель настоял ,чтобы его вину зафиксировали документально.
— Так надежнее, — объясняет он. – Парень на следующий день может передумать, и тогда я буду считаться сбежавшим с места аварии. Это не профессионально и не по-мужски. Привык отвечать за каждого пассажира в салоне.
К слову, в подобных случаях, все расходы за лечение пострадавших попутчиков, ложатся на плечи водителя. Если тот не хочет оплачивать лечение добровольно, на него может повлиять суд. Правда, в этом случае пассажир вынужден доказать свое присутствие в маршрутке во время аварии. Ондолжен предъявить билет. Да, в идеале на входе, в обмен на «заветные» 2.50 его нужно получить у водителя.
Еще в момент аварии важно уследить за тем, чтобы сотрудник автоинспекции правильно оформили протокол. В нем пострадавший должен значится, как жертва ДТП. Об этом должны написать и медики. Обычно, это стандартная процедура. При поступлении на стационар врачи указывают причину травм (как в истории выше). И этот пассажир автоматически попадает в сводки ГАИ. Чтобы облегчит процесс компенсации, разбившийся пассажир может собрать чеки с перечнем купленных лекарств и спецсредств.
Далее, желательно, еще до входа в общественный транспорт, окинуть быстрым взглядом его номерной знак. На всех официальных маршрутах он носит желтый окрас.
Еще один нюанс – табличка с номерным знаком и подробным описанием рейса должна висеть не только на лобовом стекле, но и на боковом. Это говорит о том, что перевозчик, которому вы доверили свою жизнь, имеет лицензию. Документ, подтверждающий это, всегда расположен в маршрутке на видном месте. Плюс, возле него, обычно вывешивают «Правила поведения в салоне» и контактные данные для жалоб и похвал.
Кому интересно, лицензию перевозчику выдает территориальный орган центрального аппарата исполнительной власти на транспорте – лицензионное бюро.
Также на руках у водителя постоянно находится договор с горисполкомом и разрешение на право обслуживания маршрута, маршрутный лист с отметками о прохождении ежедневного медицинского осмотра. Его проводит врач на предприятии. Кроме этого в начале рабочего дня механик осуществляет техническую проверку машины.
В пакете документов должен присутствоватьстраховой полис обязательного страхования ответственности автовладельца, билеты и книга учёта расчётных операций.
Признаюсь, весь перечень у Ивана не проверяла. Просто убедилась в том, что тугая папка, набитая важными бумагами ,при нем.
Изучая взглядом, содержимое, задаю мужчине вопрос о перевозке старушек. Мужчина отвечает на него спокойно, будто знал о подвохе заранее:
— Я не отказываю никому. По этому, видно, до сих пор хожу «с голой жопой». А вот мои коллеги в этом плане более принципиальны. У нас даже был случай, когда из маршрутки на полном ходу водитель выбросил пенсионера. Дедушка отказывался покинуть салон и хамил. Хоть на тот момент в нем уже находилось трое льготников. Не осуждаю этот поступок. Но и не поддерживаю. Каждый сам для себя решает, за какие ценности бороться, — философствует Иван.
Но был на этом же маршруте и другой случай. Как-то в салон забежала дряхлая бабушка и попросилась проехать несколько остановок. Водитель ей сухо отказал, закрыл двери и стал отъезжать от остановки. Но тут со своего места подорвался один из пассажиров, сунул «шоферу» деньги и тихо прошептал: «За бабушку». После этого маршрутка остановилась, сдала назад и открыла двери перед пенсионеркой. «Заходите» — послышалось приглашение. Глаза старушки округлились, она не могла поверить своему счастью.
«Дай тебе Бог здоровья, сынок» — сказала она водителю. Интересно, в этот момент ему стало стыдно?
Запорожские «шумахеры» отправляют пассажиров на тот свет
Немного о грустном. В прошлом году Запорожье захлестнула волна ДТП, участниками которых стали маршрутные такси. Одно из них произошло в начале лета на дамбе. Там водитель маршрутки на большой скорости врезался в троллейбус. В результате столкновения пострадали около 20 пассажиров, находящихся в салоне. К сожалению, для одной из жертв эта поездка стала последней.
-Я сидела на самом последнем двойном сиденье. Помню только сильный удар, меня всю залило кровью. Четверых человек выносили, остальные выходили сами через задние двери. Маршрутка не была забита, можетвсего 2-3 пассажира стояли, — говорит пострадавшая пассажир Елена. — Мне наложили швы на лоб, диагнозпока не озвучивали. По сравнению с другими пассажирами можно сказать, что мне повезло. Я слышала разговор женщины в кабинете рентгена. Она помнит только, как ее зовут и больше ничего. Спрашивала, а чтоэто за город, а почему она здесь.
К слову, после этого происшествия, на «шумахерском» участке городские власти навели порядок. Теперь на этом отрезке дороги выделена специальная полоса для общественного транспорта. По ней маршрутки следуют друг за другом без права обгона.
Еще одна резонансная авария ушедшего года произошла в Заводском районе прошлой весной. Тогда маршрутка, с несколькими десятками людей, наехала на бордюр и перевернулась.
В результате столкновения погиб молодой парень. Еще десять пассажиров оказались на больничной койке.
Чтобы избежать печальных инцидентов в будущем, власти ввели ряд новшеств на дорогах.
Отныне автоинспекция борется с превышением скорости с помощью автоматических комплексов «Гарпун». Они развешены по центральным улицам города.
Во время презентации оборудования заместитель начальника отдела ДПС Управления ГАИ в Запорожской областиСергейТригубенко рассказал о его преимуществах.
— Этот прибор устанавливается в специальный антивандальный бокс, — отметил он, — Контроль за дорогой осуществляется дистанционно при помощи блока «Гарпун». Оператор принимает видеосигнал на ноутбуке. Инспектор видит и фиксирует нарушение, находясь при этом либо в помещении стационарного поста ГАИ, либо в автомобиле. В данном случае исключается так называемый человеческий фактор.
В целом купленные «Гарпуны» будут «гастролировать» по нескольку десятков антивандальных боксов. Поэтому водители не будут знать точно, где расположены новые системы.
Кроме этого градоначальник Александр Син пообещал в ближайшем будущем наладить систему поминутного передвижения маршруток. Существует даже проект, который предусматривает наличие электронной таблице на остановочных комплексах.
На них ожидающие смогут следить за движением нужного маршрута. А пока для этих целей существует сайт bustrack.com.ua. Он появился летом прошлого года. Там на электронном табло «светятся» все маршрутные такси ,в которых уже установлены GPS-навигаторы. Сайт презентовал начальник управления транспорта горсовета Юрий Дроздов.
По его словам, при наведении мышкой на конкретную машину, можно увидеть имя перевозчика, номер «Спринтера» и даже скорость его движения. За этим следятдиспетчеры и выявлять нарушителей. До конца года навигаторы должны появиться во всех маршрутках города.
Добавлю, за оснащение транспорта отвечают сами водители. Как рассказал наш герой –Иван, эта аппаратура обошлась ему в 200 гривен.
По данным городского головы Александра Сина за прошлый год 450 маршруток обзавелись GPS-навигаторами.
А вотН=начальникотделатехническогоконтроля УГАИ в области Роман Кучерявыхпредложилдополнительнобороться с маршруточникаминеобходимоинформацией о них самих.
— Мы уже не первый раз предлагаемперевозчикам, которыенанимают на работуводителя, обращаться к нам за информацией, — подчеркнул Роман Кучерявых. — Этопозволитсоставитьадекватную характеристику водителя, узнать о егопредыдущихнарушениях. Мы по своейбаземожемих «пробить» и даватьответы на запросыперевозчиков. А то получается, ониберутсегодняводителя на работу, лишьбы кого-то взять, а в результатеэтотчеловекотвечает за жизни людей.
«Черный» список местных дорог
К наведению порядка на городских дорогах подключились и журналисты. С их помощью в Запорожье был составлен список самых опасных участков движения. И так, «Верже» представляет подборку таких мест. В Запорожской области, в Коммунарском районе самыми опасными местами являются: пер. Пр. Ленина-Автовокзал-пл. Комсомольская; пер. ул. Космическая-ул. Совхозная до ул. Радио, д. 100; пер. ул. Совхозная-ул. Культурная; пер. ул. Чумаченко-ул. Малиновского; пер. ул. Чумаченко-ул. Олимпийская; участок ул. Чумаченко д.№36-40.
В Жовтневом районе самым опасным участком дороги считается пересечение проспекта Ленина и улицы Грязнова, также опасен выезд с Набережной магистрали на улицу Запорожскую.
Орджоникидзевский район «славится» аварийными ситуациями на пересечении проспекта Ленина и бульвара Шевченко. Часто ДТП случаются на перекрестки того же проспекта и улицы 12 Апреля. Еще опасен перекресток на Гагарина. Жители Ленинского района десятой дорогой стараются объезжать район Металлургов. Также пиковым для аварий считается перекресток на улице Богдана Хмельницкого. С него, к слову, и начался вал ДТП с общественным транспортом городе. Там пострадал «14 маршрут». Он не поделил дорогу с грузовой машиной.
В Хортицком районе нужно быть внимательным при переезде моста Преображенского со стороны Бабурки. А в Шевченковском – пересекая соединение улиц Мокрянки и Молочной.
Эти участки дорог попали в «черный» список из-за количества произошедших там аварий.
Новодители, каждоеутро, выезжая на маршрут, стараюся не вспоминать о тревожных статистиках. Такжеони не верят в различныеприметы.
— Никогда не называемостановкупоследней. Стараемсяупотреблять слово «крайняя», — задумливо говоритИван. – В остальном на все воля Божья. Волков бояться –в лес не ходить.
Пассажирам на заметку
В Запорожье существует общая «горячая линия», на которую пассажиры «стучат» на нерадивых перевозчиков. Вся информация, которая туда поступает, фиксируется и оперативно передается перевозчикам, чьи водители нарушают правила дорожного движения. Они же, в свою очередь, принимают соответствующие меры. Водители, которые чаще всего будут фигурировать в жалобах, будут уволены, а другие перевозчики, зная причины его увольнения, не будут их трудоустраивать на своих предприятиях.
Сообщать о нарушениях правил дорожного движения водителями общественного транспорта можно уже сейчас по телефонам: (098) 844-45-51, (066) 476-04-72.
А деньгигде?
Автомобильныйперевозчикимеет право отменить рейс своихтранспортныхсредств и возвратитьденьгипассажирам, которыеони заплатили за перевозку. Если же поездкабылапрекращена по техническим причинам, перевозчикдолженобеспечитьпроездпассажиров до остановкиилиместаназначения по маршруту без дополнительных затрат.
В случае поломки автобуса пригородногоили же междугородногосообщения, водительобеспечивает пересадку пассажиров в другой автобус, которымпассажирыбудутдоставлены на ближайшуюавтостанциюиликонечный пункт назначения. В такомслучае, на пригородноммаршрутепассажирувозвращаетсяполная, а на междугородном — не использованнаястоимостьбилета.
Если же поломалась маршрутка, перевозчиквозвращаетпассажирамполнуюстоимостьпроезда. А за дальнейшуюпоездкупассажирплатит сам.