Закончилось время подготовки к Великому Посту. Перед нашим духовным взором прошли образы мытаря и фарисея, блудного сына, картина Страшного Суда и изгнания из рая. Церковь напоминала нам о молитве простой, смиренной и сердечной. Церковь напоминала нам о безграничном милосердии Божием. Церковь напоминала нам о вечной жизни и конечном суде Божьем. Подготовительные недели перед Великим постом кончились. Теперь начинается пост, святая Четыредесятница
Во время Великого Поста по церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. Рыба разрешается всего лишь два раза — на Благовещение и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу можно вкушать икру. Обычай воздерживаться от некоторых видов пищи для очищения души и тела был известен еще в Ветхом Завете. Так, люди, посвящавшие часть своей жизни Богу, давали обет назорейства, в котором кроме всего прочего входил отказ от употребления вина и других возбуждающих продуктов. Пищевые ограничения, прекращение увеселений являлось символом скорби, покаяния.
Ветхозаветный обычай получил особое развитие в христианской Церкви. Сам Спаситель предупреждал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими…» (Лк. 21, 34). Для христиан такое воздержание служит утверждением приоритета духовных ценностей над телесными. В частности тому, чтобы удовлетворение естественной человеческой потребности в еде, данной человеку его Творцом, не превращалось в служение своему чреву. Человек живет не для того, что бы есть, а ест для того, чтобы жить — об этой простой истине напоминает пост. Не голод, не отказ от некоторых видов пищи является главной целью поста. Нет. Его назначение состоит в том, чтобы нравственно возвысить человека. И телесное очищение должно обязательно сочетаться со смягчением нрава, преображением души. Пост не мыслим без подвига милосердия и любви. «Что пользы, когда мы проводим пост без добрых дел? Если скажет иной: «Я постился всю четыредесятницу», — ты скажи: «Я имел врага и примирился с ним, имел привычку злословить и оставил ее…» Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от Поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь… Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от греха, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза…», — писал о посте святой Иоанн Златоуст.
Общепризнано, что разумное воздержание полезно для человеческого организма. Наоборот — неумеренность, причина многих болезней. В то же время Церковь облегчает пост для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом.
Святой апостол Павел об этом говорит так: «Наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приближается: так отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим.13,11-12). Что же это за дела тьмы, братья и сестры, от которых нам следует отвратиться, очистив свой ум, свою волю и сердце, и что такое дела света, к которым призывает апостол Павел каждого человека? Дела тьмы есть грех — это все нечистое, греховное и постыдное, что мешает и препятствует человеку быть настоящим человеком, с достоинством, носящим в себе образ и подобие Божие. А дела света — это все противоположное тьме, это все праведное, радостное и светлое, что уподобляет нас, людей Богу и Ангелам.
Сегодня мы вступаем в особое время, милостью Божьей и любовью святой Церкви предназначенное для нашего исправления и совершенствования. Мы вступаем в спасительный пост — период особого труда, молитвы и покаяния. Как всякий путешественник, чтобы достигнуть цели, старается взять с собой в путь самое необходимое, так и мы, вступая в период святой Четыредесятницы, берем сегодня в святом храме в первую очередь благословение Господне и молитвы святой Церкви.
Как же современному человеку, привыкшему жить свободно по своей воле, объяснить, что есть пост! Ведь для многих, Пост — это просто воздержание в пище и все, некая диета или голодание. И совсем не стоит во главе угла путь от тьмы к свету, от Диавола к Богу, а лишь некая лечебная процедура. Даст ли такой пост какие-то плоды… А Церковь устами Святых угодников своих, опытом постигших покаяние и навыкших молитве, учит нас: «Постимся братие духовно»! Невозможно достигнуть духовного просвещения, если только воздерживаться от пищи. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Постящийся подобен птице, которая хочет взлететь, но если она будет взмахивать только одним крылом, то буде кружиться на месте. Так и постящийся, если только воздерживается от пищи, но не молиться и не кается в своих грехах, не пытается исправиться от дел тьмы, которые пленяют его сердце, то он также будет кружиться на месте ничего не приобретет в духовной жизни. Но если совокупит две эти добродетели и пост и молитву, то подымится на духовную высоту и приобретет, так всеми желаемы мир духовный». Пост — это семь недель, семь духовных ступеней, которыми мы восходи к Богу, к чистоте. И осознавая свою немощь и скудость духовную, мы обращаем свой взор, свое сердце и разум к Церкви, которая как любящая мать научает нас и подсказывает, что и как нам нужно делать.
Святое Евангелие предлагает нам, вступающим в Пост, взять с собой мир и любовь. Это Богом дарованное нам время просить у Бога помощи и прощения за все наши грехи и беззакония, исправиться и милостью Божьей духовно возродиться. Невозможно получить, учит Святое Евангелие, прощения о Бога, если мы не прощаем людей, согрешивших против нас. Только простивший людей получает прощение от Бога. Только примирившийся с окружающими, может надеяться на божественный мир.
Отчего же в жизни так часто не только из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, зависть, богохульство, гордость, безумство? От того, что не хватает в наших сердцах любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает» (1 Кор.13, 4-8). Святой апостол Петр говорит: «Имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4, 8), а книга Притчей и больше того говорит: «Любовь покрывает все грехи» (Притч.10, 12). Если нет среди нас мира — значит, нет любви; если есть среди нас зависть и гордость — значит, нет любви; от того и ум лукавствует, что нет в нем любви; от того и сердце излучает злые помыслы, что нет в нем любви; оттого и ноги человеческие избегают путей правды и мира, что нет любви. Это дар — божественный дар, он необходим всегда и особенно сегодня, когда каждый из нас готовится заглянуть, глубоко проникнуть в свою душу и сердце и сделать из этого полезные и благоприятные выводы.
Все Божественное Откровение, пророчества, сущность евангельского благовестия, сам смысл нашей жизни и нашего конечного назначения строятся на двух божественных заповедях: любовь к Богу и людям и человеку. Не случайно Христос Спаситель, обращаясь к людям, говорит: «Заповедь новую дам вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Сегодня, на пороге Великого Поста, об этой божественной добродетели, мы просим Бога, что бы Он ниспослал в мир, в наши сердца этот великий чудодейственный дар, благодаря которому мы можем найти в себе силу и мужество испросить себе прощения и простить другим.
Усилия каждого из нас в борьбе с самим собой, в борьбе со злом должно восприниматься верующим человеком, как участие во всеобщем искоренении зла на земле и созидания добра. Бог есть любовь, говорит Слово Божье, и прибывающий в любви прибывает в Боге.
Каждому хочется получить мир и тишину, любовь и прощение. Испросим же, братия и сестры, прощения у Бога и у людей и сами простим других, чтобы получить мир свыше, радостно вступить в дни Великого Поста. Они ведут нас не только к обновлению, но и ко встречи с Воскресшим Христом, к вечной радости. Испросим же, братия и сестры, друг у друга прощения и мысленно простим тех, кого рядом нет ради Господа нашего Иисуса Христа, что бы радость Пасхи Христовой воистину сделалась для нас радостью для Вечной Жизни.