АТО отчитывается о зачистках, дончане бегут из городов
По состоянию на 3 июня руководство Антитеррористической операции отчиталось о сотнях уничтоженных боевиков. На официальном сайте и.о. президента Украины Александра Турчинова появилась информация о том, что от вооруженных сепаратистов полностью зачищен север Донецкой области. «Уничтожены опорные пункты и военные лагеря боевиков в этом регионе, захвачен их главный укрепленный район в населенном пункте Семеновка, установлен контроль над городом Красный Лиман», — говорится в сообщении. По словам Турчинова, перед украинскими силовиками открылась возможность освобождения от террористов центрального Донбасса. Издание «ЛИГАБизнесИнформ» со ссылкой на источник в руководстве АТО сообщает, что в результате боев под Славянском убиты более 500 террористов, ранены 1,5 тысячи. Группа «Информационное сопротивление», освещающая военные события с начала аннексии Крыма, сообщает о более чем 300 убитых террористах по всему Донбассу с начала недели. С украинской стороны, согласно официальным источникам, потери за все время операции составили не более 50 человек.
Сообщения Турчинова вызывают удивление, стоит лишь взглянуть на карту. Именно на севере Донецкой области, который, как сообщает и.о. президента, освобожден от террористов, находятся города Славянск и Краматорск, под которыми продолжают гибнуть люди с обеих сторон. Либо в АТО не считают боевиков, захвативших эти города, террористами, о зачистке которых отчитываются, либо же в очередной раз выдают желаемое за действительное, рассчитывая на то, что смотреть на карту аудитория официальных сообщений не станет. Как бы не стремилось нынешнее руководство создать накануне инаугурации Порошенко, назначенной на 7 июня, видимость контроля над Донбассом, удается это из рук вон плохо.
А за день до очередной «активной фазы» как минимум восемь мирных жителей погибли в результате атаки на захваченное сепаратистами здание Луганской ОГА. Кадры изувеченных людей, лежащих вперемешку с трупами после взрыва, не решаются тиражировать даже российские СМИ. Возможно, потому что на сегодня существует две версии произошедшего — атака на здание украинской авиации, либо же выстрел по зданию из ПЗРК, произведенный неумелыми сепаратистами, целившимся в самолет украинских вооруженных сил. Не проявлявшая ранее ангажированность миссия ОБСЕ склоняется все же к первому варианту — ОГА разрушена авиаударом. В любом случае, появились неопровержимые факты гибели мирных людей в ходе боев на Донбассе. За этим неизбежно последует новый виток риторики с обеих сторон, сепаратисты уже обвиняют в жертвах «киевскую хунту», Украина — боевиков донбасских республик, прикрывающихся невооруженными гражданами. Мирным жителям Донбасса в этой ситуации стоит понять одно — находиться вблизи вооруженных людей опасно для жизни. То, что раньше казалось игрой в Майдан («им можно, а нам нельзя?!») превратилось в полноценную войну, а она подразумевает, что вооруженный человек не только атакует противников светлой жизни Донбасса, но и является целью. По той простой причине, что он вооружен. И, возможно, не стоит особо радоваться, когда в город въезжает очередной грузовик с бородатыми людьми, сотрясающими автоматами.
Это поняли уже многие дончане и даже «гуманный» самопровозглашенный мэр Славянска, Вячеслав Пономарев, предложивший жителям захваченного города эвакуироваться. Вот так Донбассу, «никогда не стававшему на колени», намекают на то, что уж лучше проделать эту процедуру и покинуть родные края, чем стоя встретить пулю. По сообщению Донецкой ОГА, областной центр покинули уже более 15 тысяч жителей. Часть из них нашли временное убежище в Запорожье.
В Запорожье дети из Донецка приняли салют за выстрелы
Две семьи из Донецка и одна из Славянска разместились в одном из пансионатов нашего города. Во всех семьях по несколько несовершеннолетних детей
— Услышав салют, дети испугались, подумали, что снова стреляют, — рассказывает отец одного из семейств, — пришлось успокаивать. Для них это серьезная травма.
Дончане прибыли из района аэропорта — там, где бои шли на прошлой неделе. По их словам, переехать вынудила невозможность жить в условиях, когда собственный дом превращается в тюрьму, так как из него нельзя выйти без страха быть убитым. Кроме того, в Донецке постепенно отмирает любой бизнес, за исключением поставок продуктов. Работать становится негде, что вынуждает людей мародерствовать.
— Мы не ожидали, что люди, жившие с нами на соседней улице, начнут грабить все подряд. И это не приезжие бандиты, это наши соседи, с которыми мы прожили долгое время, — рассказывает мать.
Прибыв в Запорожье, наводненное украинскими флагами, переселенцы были удивлены внимательным и заботливым отношением местных жителей. Пока в Запорожье известно о трех семьях, бежавших из Донецка, а сколько их будет через месяц? На прошлой неделе командир добровольческого батальона «Донбасс», ведущего бои с ополченцами самопровозглашенных республик, Семен Семенченко в интервью журналистам заявил, что антитеррористическая операция продлится не меньше года. Значит, слово «дончане» будет приобретать для нас новый смысл — люди, бежавшие от войны.
Вирус войны: хроническая стадия
На фоне событий в Донецке картина в Запорожье кажется идиллической. И этот контраст — одна из характеристик нашего времени
Речь о чувстве, которое появляется при просмотре военных хроник — «хорошо, что не у нас», «хорошо, что не меня». Но оно очень может быстро смениться другим — «опять не меня, снова не я», это когда стрельба идет уже в непосредственной близости, а вокруг гибнут люди. Конечно, никого не стоит пугать зря, но нужно отдавать себе отчет в том, что эскалирующий ужас происходит всего в 300 километрах от Запорожья, 4 часах езды.
Теперь, когда в грохоте канонады потонули разговоры о неуслышанном Донбассе, о притесненном русском языке, о памяти воевавших дедов и дивных перспективах русского мира, становится все более очевидным — война превращается в вещь в себе, становится организмом со своей экономикой, монстром, питающимся ненавистью и алчностью. Ему уже не нужны митинги и заявления, ему нужны новые жертвы, которые будут оправданием новых жертв. Сообщения об очередных заявлениях и назначениях в ДНР и ЛНР незаметно вытеснились из новостных лент другими заголовками: убиты, ранены, захватили, окружили, атаковали, разрушили. Избавиться от вируса войны можно было вначале, сейчас болезнь перешла в хроническую стадию. Именно поэтому, важно не допустить попадания военной заразы в другие города, в том числе и в наш прекрасный край. Война разгорается там, где для нее есть необходимый градус ненависти. В Запорожье эту температуру удалось сбить без жертв. А дальнейшая профилактика проста. Люди, прекращайте ненавидеть! Вам есть, что любить.