Земельная афера: как государство (не) выполняет обязательства перед бойцами АТО

1986
0

DSC09373_новый размер

Пока запорожские власти салютуют о выделении земельных участков для воинов АТО, сами военнослужащие говорят о другом. Ситуация в отчетах и реальная обстановка отличаются. Солдаты и офицеры Вооруженных сил Украины, рисковавшие жизнью, защищая Родину, сталкиваются с непреодолимой бюрократией, пытаясь получить обещанное от государства.

После того как на востоке Украины начались боевые действия, для защиты суверенитета страны исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов выдал частично засекреченный указ № 405 от 14 апреля 2014 года, который предусматривал выделение земельных участков для военнослужащих, принимавших участие в Антитеррористической операции. Выполняться этот указ должен был уже на протяжении года, а вот что из этого получилось — попробуем разобраться.

Согласно законодательству Украины, выделением земельных участков занимается Гос­геокадастр. Это ведомство имеет данные о земельных участках и их целевом назначении. По официальным данным этой службы, в Запорожской области было подано более 700 заявлений о получении земли участниками АТО. При этом наш регион попал в число областей с наименьшим количеством поданных заявок.

Читайте также: Запорожье утонуло в волне криминала

Помимо Запорожской области, в которой зарегистрировано 744 обращения, наименьше заинтересованы в получении земли участники АТО из Одесской (254), Харьковской (213), Херсонской (702), Черкасской (821), Донецкой (2), Луганской (9) областей. Исходя из элементарной логики, отсутствие большого числа заявок на получение земли должно было способствовать активному выделению земельных участков для участников АТО в Запорожской области, но, как оказалось, это далеко не так.

Из всех заявлений о получении земли право на оформление земельных участков получило чуть более половины (338 человек). Из них 166 — на ведение сельского хозяйства, то есть не в городах.

^81989C5256CEC5570089A9D3ADF55BD55CE611B36E6E7CBC3B^pimgpsh_fullsize_distr

Мы пообщались с одним из запорожских ветеранов АТО, подававшим заявление на получение земельного участка, для того чтобы выяснить, как этот процесс выглядит изнутри, и попытаться понять проблему. Сергей Килык (бывший боец 93­й механизированной бригады) попал на фронт в первую волну мобилизации. Он согласился рассказать, как выглядело получение обещанного участка земли для него и его отношение к этой ситуации.

— Когда вы писали заявление о получении земли?

— Мой командир — хороший, но, к сожалению, погибший офицер — пришел на блокпост и сказал нам: «Землю давать будут». Что за земля? Все посмеялись, серьезно к этому не отнеслись. А когда зимой приехали в Запорожье, все­таки пошли с ребятами и написали заявления на получение земельного участка.

— И какой итог?

—Написали нам в ответ вежливо, красиво, что «на данный момент свободной земли нет».

— Сколько раз вы писали заявление?

— Вообще­то один раз. У меня просто нет времени заниматься волокитой. Знаю, что люди по несколько раз писали заявления, а землю все равно не дают.

— А сослуживцы землю получили?

— Я не слышал, чтобы кто-­нибудь из них получил землю. Если бы получили, все бы уже давно об этом знали, тем более я с многими из них общаюсь. Возмущает то, что, ладно, нет земли в Шевченковском районе, могу понять. Ну тогда предложите в другом месте. «Ну вот есть земля в селе». Зачем мне она? Я живу в Запорожье. Хотел бы землю в селе — просил бы там. Вы поймите, мы воевали не за землю. Когда мы шли воевать, ничего не было: ни участников боевых действий, ни земли. Но меня с детства учили: «Не можешь выполнить — не обещай».

107c93d-nugnaya

На практике получается, что вместо обещанной земли военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в зоне АТО, получают отписки. В случае отказа многие участники боевых действий уже не делают вторую попытку получить положенный земельный надел.

Чиновники, конечно, не обязаны ходить и предлагать землю. Правда, есть один нюанс. Законодательство Украины позволяет бесплатно получить во владение землю не только участникам боевых действий, а любому другому гражданину Украины. Статья 121 Земельного кодекса Украины предусматривает право получить определенную площадь земли под целевое назначение.

Таким образом, стимул для военнослужащих в виде земельного участка — не такой уже и стимул, раз большинство граждан Украины все равно имеют на это право. А может, привилегия заключается в большем содействии военнослужащим? Как мы видим на конкретном примере, участнику АТО даже не предложили земельный участок в другом районе Запорожья. Была сделана формальная отписка о том, что земли нет, и чиновника уже не волнует, получит ли землю военный.

Читайте также: «Подводные камни» запорожской мобилизации

В Главное управление Госгеокадастра в Запорожской области был направлен запрос о числе земельных участков, полученных в регионе на основании 121 статьи Земельного кодекса Украины. С 2013 года по июль 2015­го на этом основании землю в Запорожской области получило 1522 человека. В то же время участники АТО получили всего лишь 286 земельных участков.

Даже статистика говорит о том, что участникам АТО землю дают весьма неохотно. В Запорожской области участникам боевых действий выделили 164 земельных участка, а на основании 121 статьи ЗКУ — 431. На выходе мы имеем весьма скромные показатели по содействию военнослужащим в предоставлении земли, хотя им она должна была выделяться в первую очередь.

Данное государством обещание земли должно быть подкреплено пониманием специфики вопроса. К примеру, если в Запорожской области, по официальной статистике, большинство населения проживает в городах (по состоянию на 1 июня 2015 года — 1 759 716 человек), это значит, что и большинство мобилизованных в ряды ВСУ будут из городов.

Исходя из этого, власти должны рассчитывать на то, что участники боевых действий, вернувшиеся из зоны АТО, будут требовать земельные участки в городах, поскольку вряд ли хотя бы часть из них захочет выехать из города. Тем не менее частой причиной отказа в получении земельного участка является отсутствие земли в городах.

1407500569-8749

При этом странно выглядит тот факт, что заявлений на получение земли военнослужащими сравнительно немного. Если во Львовской области получить землю захотело почти 5 тысяч участников боевых действий, то в Запорожской области это количество более чем в пять раз меньше.

Пессимистично выглядит и тот, факт, что, как отмечают сами военные, когда закончится война, о них начнут забывать. Если в условиях непрекращающихся боевых действий мы видим, как со скрипом бюрократическая машина выделяет крохи от обещанного, нетрудно представить, что будет после окончания АТО.

Тем более для того, чтобы наладить действующую систему выделения земли, было достаточно времени: уже более года действует указ президента № 405. Помимо этого, в законодательство внесены требуемые изменения, дающие гарантии первоочередности получения земли участниками Антитеррористической операции.

Читайте также: Запорожский нардеп и замгубернатора по воле Киева начинают политические «торги»

Без комплексного подхода к этому вопросу решить непростую ситуацию не получится. Необходимо изменить сам подход к реализации права участников боевых действий на землю.

Старая система выделения земли гражданам Украины действует крайне плохо. Распределение участков всегда было источником коррупции. Сложная для неспециалиста бюрократическая процедура позволяет нечистым на руку чиновникам спекулировать вопросом земельных участков, и она действует десятилетиями.

При этом острота данного вопроса, теперь уже для воевавших людей, не достигла своего пика. Сейчас демобилизовалась лишь часть военных. На данный момент в стране еще проходят волны мобилизации, а это значит, что всё больше людей будет стараться отстоять свои законные права в будущем. Возможно, чиновникам и политикам стоит задуматься над этим вопросом и начать проявлять активность и заинтересованность в выделении земли военнослужащим.

Кроме непосредственного поиска подходящей земли, им нужно задуматься над сервисом: очеловечить свое отношение к участникам Антитеррористической операции и вместо сухих отписок предлагать действенные варианты решения проблемы.

Андрей ВАСЕЦКИЙ