Теперь всем нам стало известно, что общий долг Украины составляет 77 млрд долл., а текущий долг перед МВФ — 12 млрд долл. С возвращением президента из Давоса долг, надо полагать, вырос еще на один миллиард, который мы получим от МВФ к весне текущего года. Формулой украинского успеха стало «кредиты + долги».
Среди украинских политиков стала наконец-то нарастать тревога, и зазвучали призывы прекратить отношения с МВФ. Поздно, господа, с такими долгами нас МВФ никуда не отпустит, да и бежать некуда. Формула успеха обернулась формулой поражения – «не растущая экономика + невыплаченные долги». МВФ никому денег не навязывает, но если уж попались на их удочку, то соскочить с нее не удастся и долги придется выплачивать. В лучшем случае они могут быть реструктуризированы, т.е. выплаты будут растянуты во времени, но ни одного цента нам не забудут
Другой выход из подобной ситуации предложил в свое время американский сенатор Дж. Бейкер. Должник продает акции своих предприятий кредитору или предложенным кредитором компаниям не по рыночной, а по номинальной цене с перспективой овладения контрольным пакетом акций. Умный, точнее хитрый ход проникновения во все экономические структуры должника. Появляется последняя формула «экономическое закабаление + политическая зависимость = утрата национального суверенитета». Экономическая политика власти загнала в тупик не только население Украины, которое взвалило на себя все тяготы требований МВФ, но и все национальные государственные компании, которые вынуждены будут продавать акции за бесценок. И, похоже, «план Бейкера» известен украинскому руководству, ведь принятые ВР законы о приватизации открывают дорогу иностранным компаниям к контрольному пакету акций украинских предприятий. От этого плана спасает лишь одно захотят ли иностранные кредиторы покупать акции политически и экономически ненадежных предприятий. А если не захотят, то долг полностью ляжет на плечи простых украинцев. Обратите внимание, МВФ выдает кредиты под разные условия, но главное среди них – снижение материального благосостояния населения, сокращение затрат на социальную политику, что и является надежной гарантией выплаты долга.
Есть еще один выход из создавшейся ситуации – привлечение инвестиций в страну. Инвестор получает доход и прибыль согласно договору, но не претендует на владение компанией или отраслью, в которую вкладывает деньги, но его деньги работают на экономику. Это честный путь по сравнению с «планом Бейкера», но он не избавляет от той же проблемы – инвесторы не желают приходить в Украину. Вот уже четвертый год г. Порошенко читает свою мантру в Давосе, приглашая инвесторов в Украину и обещая им все блага, но инвесторы верят не ему, а своим глазам. Эти глаза видят печальную картину убегания национального капитала из страны, в том числе личного президентского, и не желают замещать этот убегающий капитал. Так какие же факторы и условия могут привлечь инвестиции?
В первую очередь, это политическая стабильность, четкое законодательство и правила игры, отсутствие коррупции и преемственность власти, т.е. те условия, которые напрочь отсутствуют в Украине. Инвесторы внимательно изучают экономические тенденции в мире и в конкретной стране и политический климат. Политический климат в Украине ознаменовался появлением нового института – Национальной дружины, которую сначала поспешно и неправомерно сравнили с советскими «добровольными» дружинами, патрулировавшими улицы. Советские дружины это были безоружные люди, выходившие вечером на улицу по приказу партии и с показным энтузиазмом. Другое дело – хорошо экипированные бравые ребята, прошедшие войну, скрывающие «балаклавами» свои лица и, как опасаются многие люди, способные устанавливать на улицах свои порядки, от ответственности за которые их и будут спасать «балаклавы». А причем здесь инвесторы, спросите вы. А при том, что формирование и приведение к присяге нового силового института не имеет серьезного законодательного подкрепления и под закон о гражданских организациях эти военизированные отряды не подпадают. Происходит прямое нарушение Конституции, и инвесторы стороной обходят подобные страны. Если в стране нет закона и уважения к собственной Конституции, то о каком уважении к чужим деньгам может идти речь? Инвесторы могут опасаться откровенного рейдерства, прикрытого бравыми ребятами и их вооруженными отрядами. Возможно, у страха глаза велики, и все эти опасения абсолютно беспочвенны, а патриотично настроенные дружинники будут просто помогать полиции и выполнять закон, но так могут рассуждать все, кроме инвесторов.
Многие эксперты усмотрели связь новоявленных дружинников с приближающимися выборами. И инвесторам хорошо известна теория «циклов деловой активности» американского экономиста Р. Нордхауса, которая гласит: будьте осторожны и осмотрительны в странах, где приближаются выборы, и не спешите туда с инвестициями. А если выборы обещают проходить под охраной и управлением военизированных структур, то рисковать своими деньгами становится вдвойне опасно. Если какаялибо партия теряет доверие людей, то ради власти она может опираться на силовые структуры. Ну и где вы найдете инвестора, который рискнул бы своими деньгами в условиях подобных рисков?
Татьяна НИКОЛАЕВА