Днепр на грани исчезновения

1091
0

Через 20­-30 лет Днепра как реки не будет. Такую мысль высказал генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко на «круглом столе» в Агентстве региональных инициатив. По его мнению, спустя несколько десятилетий главная водная артерия Украины  превратится в болото, а все потому, что стоки, попадающие в реку, фактически не очищаются.

Днепр — основной водоем, который питает 15 областей Украины, от него напрямую зависит судоходство и сельское хозяйство, поэтому на сегодняшний день река нуждается в помощи. Согласно данным руководителя АРИ Александра Павлова, предельно допустимая концентрация марганца в Днепре превышает норму в 3­7 раз, меди — в 13­23 раза, фенола — в 4­6 раз, железа — в 4 раза, цинка — в 1,5 раза. Еще один «убийца» реки — фосфат.

— Его нужно было запретить 15 лет назад, — говорит профессор, доктор биологических наук Александр Рыльский.  — В реку годами сбрасывается большое количество моющих средств и порошков, содержащих фосфаты,  это смертельно для реки, ведь данное вещество образует пленку на воде и она (вода) не может природным образом очищаться.

В ходе «круглого стола» также выяснилось, что никто не контролирует автомойки на  предмет наличия очистных сооружений. А ведь они используют моющие средства с большим содержанием фосфатов.

По словам профессора Рыльского, на сегодня большую угрозу для Днепра также представляют нефтепродукты и поверхностно­активные вещества (ПАВы): «Если вы поплывете на лодке по Днепру, то увидите, что после весла на поверхности остаются «бульбы» —  это так проявляются ПАВы, а вода после очистки вообще не должна их содержать», — говорит Александр Рыльский.

Не особо хорошо выглядит река и на берегу. Прогулявшись вдоль Днепра, мы увидели, что вода черная не только на глубине, а и в метре от суши. На поверхности ­ белая пена, а в реке уже буйно цветут водоросли, и это 25 мая! Впечатляет и  то, что на мокром песке от волн остаются полосы зеленого цвета. Прошлым летом отдыхающие на реке сетовали, что после купания ощущают на коже какую­то липкую пленку. А вот на вопрос: «Безопасно ли купаться в Днепре?» профессор Александр Рыльский ответил кратко: «Я не купаюсь!».

Катастрофическое ухудшение состояния воды произошло буквально за 20 лет, отмечает Максим Остапенко: «Раньше Днепр выглядел так — кристально чистая вода, белый песок, немного водорослей и очень много рыбы. В реке водились осетр весом до 200 кг, сом 3­4 метра в длину. В течение последних 7 лет я фактически не вижу под водой рыбы».

Стоит отметить, что Днепр обеспечивает водой 85% населения. Наибольшими  потребителями днепровской воды, по данным Государственного агентства водных ресурсов Украины, являются  Киев, Днепр, Запорожье, Николаев, Черкассы и Херсон. И если Днепр перестанет быть питьевым, то это будет катастрофа пострашнее Чернобыля. Самая плачевная ситуация в нашей области — Днепр является единственным источником воды, а другие области имеют еще и артезианские воды.

— По данным ЗОГА, всего 2% сточных вод попадают в канализацию. Все остальное, включая различные гербициды и пестициды, попадает в грунтовые воды и потом в малые реки и Днепр. Соответственно 79% подземных вод нашей области загрязнены, — рассказывает независимый журналист, руководитель общественной организации «Экосенс» Татьяна Жавжарова. —  Мы 10 лет рассказываем о вреде фосфатосодержащих веществ, и лишь в 2018 году Министерство экологии и природных ресурсов Украины начало понемногу мониторить ситуацию, которая сложилась с главной водной артерией Украины.

Из Днепра исчезает рыба

Некоторые виды рыб, которые обитали в Днепре еще 50­60 лет назад, сейчас занесены в Красную книгу. Численность выхода рыб из личинок уменьшается из­за ила. Об этом рассказал ихтиолог Запорожской областной организации Украинского общества охотников и рыболовов Александр Марченко. Сейчас в реке обитает преимущественно карась, который не требователен к качеству воды.

Что касается ила, который покрыл дно реки, он появляется из­за большого количества растительности на дне, говорит Александр Марченко: «Ил ухудшает газообмен, качество воды, что отражается на способности рыбы нормально существовать и нереститься».

А вот на вопрос: «Можно ли есть днепровскую рыбу?» ихтиолог ответил: «Можно, но качество воды прямо пропорционально качеству рыбы».

— Многие люди не понимают, насколько опасен пластик, а отсутствие раздельного  сбора мусора приводит к тому, что Днепр превращается в помойную яму, — добавляет Максим Остапенко. — В реку выбрасываются различные отходы, которыми затем питается рыба.

О загрязнении Днепра не понаслышке знает  вице­президент Запорожской областной федерации подводной охоты, дайвинга и рыбалки Алексей Матюшкин:

— Силами федерации мы дважды в год чистим Днепр. Под водой находятся 15­20 человек, которые со дна достают минимум 1,5 тонны мусора — бутылки, пластиковые баклажки, колеса и т.д. В нижней части Днепра находим очень много  браконьерских сетей, в которых есть гнилая рыба. Приятно, что к нашим акциям присоединяются рыбаки. Также члены федерации сдают взносы, которые идут на зарыбление Днепра.

Сейчас  организация бросила «клич» по сбору средств на осеннее зарыбление реки, собрали уже порядка 20 тысяч гривен. В общей сложности федерация подводной охоты за 7 лет выпустила в Днепр более 30 тонн рыбы.

Можно ли очистить реку?

Спасать Днепр нужно комплексно. Так, профессор Александр Рыльский предложил воспользоваться разработкой украинского ученого Петра Гвоздяка — «ВИЯ».

— Для того чтобы убрать из воды всю грязь, нужно, чтобы микроорганизмы, которые ее перерабатывают, сконцентрировались в одном месте, — говорит профессор.

Очистка естественных нерестилищ от иловых отложений,  ежегодное зарыбление на государственном уровне, установка искусственных нерестовых гнезд — вот основные направления, которые нужно развивать. Но в первую очередь нужно начать строительство на всей территории Украины, в том числе и в поселках, современных очистных сооружений с новейшими биотехнологиями очистки воды.

Яна ПЕТРОВА, фото автора