Почему падает спрос на политический товар?

576
0


До выборов
остается меньше года, а потому предвыборные страсти  накаляются, правда, в основном между политиками. Среди избирателей, скорее же, нарастают апатия и равнодушие, что фиксируют различные социсследования. Различные социологические службы дают разные прогнозы, что часто вызывает  к ним недоверие. Вряд ли все соцслужбы сознательно манипулируют общественным мнением, создавая ложную картину, хотя и это не исключено в полной мере.

Различие в прогнозах объясняется тем, что  украинский электорат никогда не был таким сплоченным и  преданным одному лидеру, как в России. Украинский электорат отличается не только различными взглядами и убеждениями, но и тенденцией к расколу. По разным данным, вой тур  президентских выборов могут  выйти Ю.Тимошенко, П.Порошенко, Ю.Бойко, иногда серьезные шансы обещают А.Гриценко и В.Рабиновичу. Но у всех социсследований есть одна общая черта. Они показывают низкий рейтинг, не доходящий до 15%, абсолютно всех кандидатов и партий. В предыдущих избирательных кампаниях рейтинг ведущих кандидатов превышал 30%.  Сегодня социсследования показывают стремительное падение доверия людей ко всем политикам. Складывается ситуация, когда из худшего придется выбирать не лучшее, а точто есть, и эту ситуацию называют избирательным кризисом, или кризисом доверия. Скорее  же люди предпочтут не выбирать, что попало, а не приходить на выборы. На научном языке отказ приходить на выборы называется абсентеизмом.

Справедливости ради нужно признать, что абсентеизм – это общемировая тенденция, которая свидетельствует о кризисе демократии, ведь главным  признаком ее является высокая политическая и  избирательная активность населения. Я добавила бы, что высокая  избирательная активность – это необходимый, но недостаточный признак демократии. Честные свободные выборы при высокой явке избирателей, увы,  не гарантируют реализацию гражданских прав людей во всех странах мира. Например, коренное население западноевропейских стран недовольно миграционной политикой своих правителей, которые  вообще­то ведут себя демократично, спасая людей из других стран от войн, бомбежек и политических преследований. Но представители других культур и наций  часто ведут себя так, что вызывают недовольство коренного населения. Это недовольство люди переносят на своих политиков, обвиняя их в  нарушении  демократических прав. Нарастание террористической угрозы в мире заставляет западных политиков ужесточать законы и политические режимы в своих странах, что рассматривается гражданами как нарушение их прав и свобод даже при осознании опасности терроризма. Недовольство своими политиками люди проявляют в протестных акциях, где звучат и политические, и экономические обвинения.

Скепсис и абсентеизм украинских граждан имеют свою специфику.  Украинское население скатилось к такой бедности, которой не было даже в 90­е годы. Прожиточный минимум украинцев сравним только с африканскими странами, с той лишь разницей, что африканские лидеры не ведут свое население в ЕС. Украинские лидеры вводят европейские законы, цены  и тарифы в стране, но зарплату оставляют на уровне беднейших африканских стран. Обедневшему населению уже не до  Майданов, поэтому оно протестует политическим  равнодушием или массовым оттоком из страны. Кстати, все украинские социсследования фиксируют катастрофическое падение электоральной активности молодежи и катастрофический отток молодежи из страны. Опять же справедливости ради нужно признать, что молодежь в основной массе политически не активна во всех странах мира. Точнее, молодежь часто составляет костяк уличных протестных акций, но в электоральном отношении она достаточно пассивна. Протестная активность объясняется юношеским максимализмом и обостренным чувством справедливости. Избирательная  пассивность объясняется интересом молодежи к  получению профессии, хорошей работы и желанием завести семью, а не  заниматься политикой, хотя всегда есть та часть молодежи,   которая стремится реализовать себя в  политике.  И если в западных странах можно просто подождать, когда молодые люди вырастут, политически  созреют и научатся делать грамотный политический выбор, то в  Украине дозревать политически скоро будет некому. Украинская молодежь  будет учиться делать правильный политический выбор где­то, но не дома.  Конечно, и в других странах она может стать  жертвой общемирового абсентеизма, но нам от этого легче не станет. Экономическая и социальная активность и зрелость  этих людей будет служить другим странам,  но не Украине.

И вот здесь возникает вопрос: случайно ли в  предполагаемом пакете претендентов на президентское кресло могут появиться такие  представители, как В.Зеленский и С.Вакарчук, привлекательные для молодежи во всех отношениях? Не стоит обольщаться, что эти  талантливые актеры остановят молодежную эмиграцию, но презрение украинцев к традиционным политикам может сыграть злую шутку для страны. На сегодняшний день, слава богу, у этих талантливых ребят нет реальных шансов стать президентом страны, но кто  знает, что будет через 9­10 месяцев? Обозленные и уставшие украинцы могут сделать неожиданный  выбор назло всем, и страна покатится к очередной пропасти. Быть  артистом и политиком – разные вещи. Лучше оставаться  хорошим артистом, нежели плохим  политиком. И не стоит апеллировать к таким примерам  удачного политического лидерства, которые показали актер Р.Рейган и химик М.Тэтчер. Прежде чем стать президентом и премьер­министром, эти люди успели пожертвовать химией и Голливудом и прошли долгий путь политического опыта. А вот прыжок прямо со сцены в парламент или президентское кресло называется политическим  авантюризмом. Кстати, нам хорошо известны последствия прыжков  прямо с площади в политику, так что не стоит  наступать еще раз на те же грабли.

Татьяна  НИКОЛАЕВА