Отцы­-основатели Энергодара: ценные воспоминания о строительстве города

1501
0

В преддверии полувекового юбилея Энергодара МедиаЦентр с помощью  известного фотографа Анатолия Маслёнкова решил начать рассказ об отцах­основателях городаю. 

Сегодня мы расскажем о Владимире Писчикове, который был главным геодезистом Управления строительства ГРЭС, ЗАЭС, а потом «Энергодарстроя» в период с 1970 по 2008 годы. Все, что построено в Энергодаре, основано на его расчетах – энергоблоки, дома, улицы. Это он «вышивал» карту Энергодара, тютелька в тютельку, как ниточки, связывая координаты, высоты, горизонтали и профили. И не ошибся ни разу.

Владимир Писчиков родился и учился на Урале. После окончания института начал работать на строительстве Качканарского ГОК. А в Энергодар приехал по приглашению Рэма Хеноха. Одним из первых заданий было строительство жилых домов. В самом первом доме геодезист и получил квартиру, куда въехал с женой и детьми.

Строительство электростанций было Владимиру Писчикову знакомо еще по работе на Чиркейской ГЭС в Дагестане. Там приходилось строить плотину в ущелье на горной реке – дело непростое. Но в Энергодаре решили построить ЛЭП через водохранилище, что было делом незаурядным.  «Такого раньше нигде не делали, ­ говорит Владимир Писчиков, ­ а быть первопроходцем всегда рискованно, но очень интересно».

Строились опоры ЛЭП на берегу в осушенном котловане. Потом котлован заполнялся водой. Благодаря тонкому расчету опоры всплывали и катерами буксировались на подготовленные основания, где предварительно чистили дно, насыпали и выравнивали щебень. Всплывут – не всплывут опоры, оставалось под вопросом до последнего момента. Когда Владимир Писчиков с помощью нивелира определил, что многотонная железная махина вместе с бетонным фундаментом оторвалась от земли и стала подниматься вместе с повышающимся уровнем воды, доложил руководству, и радости строителей не было предела. Все аплодировали. Вышки были расставлены точно по проектному положению. Стоят уже почти полвека, как влитые. Главный инженер проекта, проверяющий работу, не сдержал эмоций, сказав геодезисту, что так точно не строили еще даже на суше.

Еще большей точности потребовало строительство АЭС, особенно монтаж реакторов и парогенераторов. Огромные готовые приехавшие с завода конструкции должны были сойтись на месте, как родные. Подшлифовать напильником шероховатости потом бы не получилось. Иногда точность была нужна до доли миллиметра. «У нас все сошлось, ­ улыбаясь, говорит Владимир Писчиков, ­ не на всех АЭС была достигнута такая точность».

Не во всем создатели Энергодара соглашались с проектом города, разработанным в Киеве, многое построено с изменениями, на которых настояли неравнодушные строители. К примеру, ДК «Современник» мог выглядеть совершенно иначе.

Как вспоминает Владимир Александрович, изначально проектом предполагалось строить небольшой, кирпичный, сельского типа ДК на месте, где сейчас «АТБ», рядом с гостиницей. Уже выкопали котлован, но Рэм Хенох посчитал, что Энергодару нужен большой Дом культуры и самый современный на тот момент. Сам нашел в каком­то городе подходящий проект, доработал его, добавив еще один пролет в зрительный зал. Владимир Писчиков предложил эту громадину построить чуть дальше от гостиницы и добавить простора для большой площади перед будущим ДК.

Потом, когда началось строительство АЭС, оказалось, что с «Современником» не прогадали и он вместе с площадью оказался в самый раз, став настоящей душой города.

Работы было много. Во время возведения АЭС порой телефонным звонком срывали ночью  – нужно было срочно приехать и решить задачу. Много работали по выходным, когда площадка пустела и никто не мешал. Но, конечно, строители Энергодара не только работали, но и отдыхали. В выходные собирались примерно там же, где сейчас Набережная и пляж. С палатками, удочками, гитарами, иногда оставались ночевать у костров. Было весело, но все понимали, что городу нужно место для культурного отдыха.

К созданию городского парка подошли ответственно и с душой, опять не согласившись с предложенным свыше проектом. «План предполагал проложить от ДК к пляжу прямую дорогу, а значит, вырубить почти весь лес, ­ рассказывает Владимир Писчиков, ­ мы же постарались деревья вообще не рубить. Летний театр, танцплощадку, трансформатор и все остальные объекты разместили на имевшихся в лесу полянках, а дорогу пустили в обход».

Владимир Писчиков работал на энергодарских стройках до самой пенсии, но и потом еще нередко привлекался к проектам. Прошло много времени, но Владимир Александрович не сомневается в своих расчетах. На вопрос журналиста, нет ли спустя столько лет желания что­то изменить и построить иначе, геодезист отвечает отрицательно: «Мою работу сделать лучше было нельзя. Все построили правильно, не стал бы ничего менять».

Порой слышишь от горожан много негатива об Энергодаре – слишком много нерешенных проблем,  город выглядит хуже, чем еще даже несколько лет назад. Надеемся, рассказ об истории создания города прибавит оптимизма – Энергодар построен хорошо, и строили его люди, умеющие решать сложные технические и организационные задачи. Может, стоит чему­то у них поучиться? Трудолюбию, уверенности в своих знаниях и силах, умению работать командой? С благодарностью и уважением МедиаЦентр надеется продолжить свой рассказ о тех, кто построил Энергодар и вдохнул в него жизнь, в следующих публикациях из серии «Отцы­основатели Энергодара».

Фото строительства предоставлены Анатолием Маслёнковым.

Александр Брежнев