Стоимость проезда растет, а состояние транспорта ужасает

1342
0

Пыль, витающая в воздухе, «засаленные» чехлы на сиденьях и грязный пол в салоне — вот с чем ежедневно сталкиваются запорожцы, заходя в общественный транспорт. Вдобавок ко всему — хамское поведение водителей и несоблюдение скоростного режима. Исправлять вышеперечисленные недочеты перевозчики не спешат. Напротив, говорят об очередном повышении проезда, и далеко не на 1 гривну…
В начале сентября жительница Запорожья Тоня Бора опубликовала в соцсети в группе «Типичное Запорожье» снимок, на котором запечатлено «прекрасное» состояние трамвая. На фото видно, что коррозия «съедает» двери, потолок похож на решето, краска отшелушилась, поручни едва приварены.
Неоднократно городской голова Владимир Буряк говорил о том, что в Запорожье начали собирать трамваи, даже несколько единиц выпустили на маршрут. Летом город закупил 12 «бэушных» вагонов в Европе. После модернизации они выйдут на маршрут. Как написал мэр на своей странице в Facebook: «Покупка европейских трамваев — возможность значительно пополнить трампарк в сжатые сроки за доступные нам средства». Но пока запорожцы ездят в «побитых жизнью» вагонах и ждут «покращання».
Троллейбусы находятся в чуть лучшем состоянии, чем трамваи, но ездить в них все равно некомфортно — порезанные сиденья (и это вина пассажиров), грязный пол и поручни, двери, которые не закрываются плотно.
С маршрутками вообще катастрофа. Этот транспорт жители города уже давно прозвали «скотовозками», и не зря. Водители не соблюдают скоростной режим и график работы на маршруте. Жители отдаленных от центра районов в «часы пик» долгое время не могут уехать домой, а когда дожидаются транспорта, «забивают» его под завязку. А водители этому не противоречат, наверное, если бы было можно, маршрутчики возили бы пассажиров на капоте и крыше.
Ну, и классика жанра — водитель, сидя за рулем, разговаривает по телефону/переписывается, курит прямо в салоне. Зимой они не хотят покидать «тепленькое местечко» и также курят в салоне, приоткрыв боковое окно. Особенно «везет» пассажирам, которые садятся на конечной остановке. Заходя в салон, они ощущают себя «ежиками в сигаретном тумане».
На замечания водители либо хамят, либо отмалчиваются, мол, «говорите, говорите, я все равно будут водить маршрутку так, как хочу».
В целом, санитарное состояние маршруток ужасное. «Засаленные» шторки на окнах и чехлы на сиденьях. Иной раз садишься на сиденье, а с него поднимается столб пыли, от которой судорожно начинаешь чихать. Поручни в маршрутке нередко шатаются, некоторые обмотаны изолентой, чтобы не отпали совсем. Стоит ли говорить о том, что их крайне редко протирают (о чем «говорят» пятна)? А ведь есть еще и крыши с «вентиляцией». Нет, речь идет не о люках, а о дырках, которые иной раз водитель заколачивает самыми обычными досками. По крайней мере, так решил проблему с протекающей крышей водитель маршрутки №90. Фото чудо­ремонта запорожцы опубликовали в сети. Впрочем, некоторые водители забывают сделать и это, и поэтому пассажиры во время дождя часто принимают «душ». Так сказать, система «ол инклюзив», в проезд за 5 гривен включен также душ.
С приходом зимы к вышеперечисленным недочетам еще добавляется снежная «каша» в салонах транспорта, которую никто не спешит убирать. Безусловно, на грязь в салоне маршрутки многие не обращают внимание. Куда важнее вопросы безопасности. Так, иногда у маршрутного такси отваливаются колеса на ходу, как это произошло 7 сентября в Бородинском микрорайоне на маршруте №88. К счастью, никто не пострадал, а водитель вернул пассажирам деньги за проезд. Теперь, заходя в салон, видимо, нужно уточнять, не отвалится ли у маршрутки на ходу колесо. А еще стоит требовать у водителя билет, ведь только так можно доказать, что вы ехали в этом транспорте.
Кто следит за состоянием маршруток?
В апреле 2017 года в Запорожье была создана рабочая группа, которая проверяет техническое и санитарное состояние городского транспорта. В ее состав входят представители управления «Укртрансбезопасность» в Запорожской области, Управления патрульной полиции в Запорожской области, общественной организации «Возрождение жизни после АТО», ОО «Запорожское объединение ветеранов АТО и бойцов отдельного отряда специального назначения «АЗОВ».
— За один месяц зафиксировано 13 нарушений. Составлены акты и направлены требования руководителям автопредприятий для устранения нарушений. Самое распространенное из которых — отсутствие билетно­кассового листа, билетов за проезд, отсутствие визуальной информации в полном объеме, — сообщили нам в управлении по вопросам транспортного обеспечения Запорожского городского совета. — За 2017 год было осуществлено 244 проверки и составлено 155 актов о несоблюдении договорных обязательств при перевозке пассажиров автотранспортом. Самое распространенное нарушение (авт. — кроме вышеперечисленных) — отсутствие заднего трафарета.
Что касается состояния транспорта, то, как нам пояснили в управлении транспорта: «Перевозчик обязан содержать транспортные средства в надлежащем санитарном состоянии. … Лица, занимающиеся автоперевозками населения города, обеспечивают проведение влажной уборки пассажирского транспорта после окончания рабочей смены с использованием средств дезинфекции».
Мы также поинтересовались в департаменте промышленности и развития инфраструктуры ЗОГА, как они контролируют санитарное состояние маршруток. «Контроль за состоянием автобусов перед началом работы, содержанием транспортных средств в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечением их своевременной подачи для посадки пассажиров и отправления согласно ст. 30 ч. 2 (абзацы 3 и 6) ЗУ «Об автомобильном транспорте» возложен на перевозчика, который работает на договорных условиях». За техническим состоянием общественного транспорта также следит Нацполиция, за санитарным — Госпродпотребслужба, а «Укртрансбезопасность» проверяет, соответствуют ли требованиям законодательства нормы и стандарты по организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В Управлении патрульной полиции в Запорожской области нас заверили, что круглосуточно контролируют соблюдение перевозчиками законодательства в сфере безопасности дорожного движения, состояние общественного транспорта согласно стандартам, правилам технической эксплуатационной и другой нормативно­правовой документации.
— С 23 июля на территории Украины проводится комплекс мероприятий, направленных на снижение аварийности при перевозке пассажиров, под условным названием «Перевозчик». Созданы мобильные рабочие группы, в состав которых входят сотрудники патрульной полиции и управления «Укртрансбезопасность», которые ежедневно проводят проверку автобусов, а выявленные факты нарушения фиксируют в соответствии с требованиями действующего законодательства. Основные несоответствия технического состояния автобусов — заблокированы аварийные выходы, неисправны ручки замков дверей, несоответствие шин правилам дорожного движения, а также укомплектованность транспортных средств, — сообщают в управлении патрульной полиции.
Коммунальный транспорт
С вопросом о санитарном состоянии общественного транспорта мы обратились и в КП «Запорожэлектротранс». На предприятии сообщили, что ежедневно осуществляется влажная уборка подвижного состава снаружи и внутри.
— Все внутренние поверхности — кабина водителя, пассажирский салон, включая пол, поручни, сиденья в трамваях, троллейбусах и автобусах, обрабатываются дезинфицирующим хлорсодержащим средством «Бланидас», которое разрешено для дезинфекции Министерством здравоохранения Украины, — говорят в КП. — Также совершается мойка окон подвижного состава. Все 35 автобусов марки МАЗ выходят на маршрут только после влажной уборки, обработки и дезинфекции салона. В электротранспорте и автобусах дважды в течение рабочего дня проводят дезинфицирующую обработку салона. Первая проводится утром перед выездом подвижного транспорта, вторая — днем после окончания первой рабочей смены.
Отметим, что только в КП мы получили четкие ответы на заданные вопросы. Многие, отвечая на вопрос о том, как часто проводится уборка салона, стираются чехлы и шторки, обошлись общими фразами.
В ответах госслужащие часто используют формулировку: «Содержание в надлежащем санитарном состоянии». Но ведь ее можно трактовать по­разному — кто­то пройдется по салону, соберет мусор, и на этом все закончится, а кто­то будет с дезинфицирующими средствами мыть транспортное средство.
Возникает вопрос: почему нельзя в договорах, которые заключаются с перевозчиками, прописать, что они должны, например, раз в неделю стирать чехлы сидений и шторы, в начале смены и в обед мыть салон (пол, поручни и т.к.) с дезинфицирующими средствами, не говоря уже о том, что нужно мыть окна в транспорте?
Помимо всего вышеперечисленного, мы также поинтересовались у представителей всех госструктур относительно температурного режима внутри салона. Ответ шокирующий: «Законодательством Украины не регламентируется температурный режим в салоне общественного транспорта. Температура в салоне подвижного состава зависит от температуры наружного воздуха». Комментарии излишни…
Проезд по 12 грн.?
На сегодня в Запорожье пассажирские перевозки осуществляют около 20 частных компаний, которые ежедневно выпускают на маршрут около 700 единиц транспорта. Чиновники говорят о том, что у большей части подвижного состава закончился срок эксплуатации, но они по­прежнему перевозят пассажиров, так как нет альтернативы.
7 сентября Владимир Буряк провел совещание с перевозчиками. Обсудили вопросы технического состояния подвижного состава и количество транспорта, который согласно договору должен выходить на маршрут.
В управлении транспорта отметили, что не все предприятия выполняют обязательство по замене маршруток на автобусы средней и большой вместимости. К тому же, перевозчики выпускают на линию меньше автобусов, чем предусмотрено договором, из­за чего люди часами стоят на остановках. Владельцы АТП отметили, что сейчас большое количество транспортных средств находится на ремонте, к тому же есть дефицит кадров.
— В целом, состояние транспорта осталось на том же уровне — не больше, не меньше, — сообщил начальник управления по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского горсовета Александр Власюк. — Шквал нареканий на работу водителей маршруток на Бабурке. Видео, на котором водитель заталкивал пассажиров в «Руту» на маршруте №58, переходит все границы. В ходе проверки выяснилось, что такая ситуация сложилась из­за того, что на маршруте работает меньше техники, чем прописано. Не соответствует она и по классу.
В свою очередь, перевозчики сетуют на то, что за год выросла минимальная заработная плата и курс доллара, взлетели цены на топливо и запчасти для машин — все это делает предприятие убыточным, водители не могут нормально зарабатывать, поэтому увольняются и едут работать за границу. На совещании перевозчики также высказали мнение, что тариф на маршруте, который соединяет Хортицкий район с центральной частью города, нужно поднять с 5,5 грн. до 12 грн., причем уже в этом месяце.
Любопытно, кто же будет ездить в этих маршрутках? Дорожает все, а вот зарплаты остаются на том же уровне. Неужели перевозчики думают, что кто­то сядет в «скотовозки» за 12 грн.? За 1 день никто не обновит автопарк — это технически и финансово невозможно.
Если будет установлен такой тариф жителям Хортицкого района, то за 20 рабочих дней запорожцы будут тратить на проезд 480 гривен (не учитывая пересадки).
В Интернете жители Бабурки бурно отреагировали на это высказывание. Кто­то вопрошал: «На Бабурке живут миллионеры, что ли?». Было также высказано мнение, что с таким тарифом людям проще кооперироваться по 4 человека и вызывать такси, чтобы доехать до работы.
Самое интересное, что на предложение поднять стоимость проезда мэр ответил: «За счет тарифа нельзя покрывать все свои убытки, тем более что скоро стартует отопительный сезон и все ляжет на плечи людей. В течение месяца­полтора будем смотреть, как вы выполняете работу (авт. ­ и условия договора), и тогда вернемся к вопросу тарифов».
Напоследок отметим, что Владимир Буряк поручил продолжить рабочей группе проверки общественного транспорта.

Иванка ВОЛОЩУК