Что такое воля народа и сможет ли ее воплотить Зеленский

578
0

Шестой президент Украины наконец­-то обрел всю полноту власти, положенной ему по Конституции. Начало его каденции будет продолжением предвыборной борьбы, так как в стране стремительно приближаются парламентские выборы. Интрига нарастает и благодаря изощренным маневрам наших политиков, которые предпринимают почти загадочные действия и предлагают всей стране их разгадывать.

«Народный фронт» вышел из коалиции, которой вообще­-то не существовало последние четыре года, и, похоже, окончательно раскололся, судя по противоречивым высказываниям его представителей. Глава фракции НФ М. Бурбак исполнил на прощание оду нынешнему парламенту и несуществующей коалиции, отметив, что нынешняя Верховная Рада сделала для страны больше, чем все предыдущие ее составы вместе взятые, и пожелал стране дальнейших успехов. Спрашивается, если нынешняя «коалиция» была такой успешной, зачем нужно было из нее выходить?

Ответ на этот вопрос дал другой член фракции НФ Л. Емец. Он оказался честнее, назвав нынешнюю ВР бесполезной и полностью изжившей себя. Л. Емец привел пример, как на одно из заседаний его комитета пришел  только он сам, остальные члены так и не появились в тот злополучный день. Охотно верится, но не слишком ли поздно прозрел депутат? Свою бездарность Верховная Рада доказывала все пять лет, но запоздалое прозрение, видимо, связано с поисками своего политического будущего членами коалиции, многие из которых наверняка побегут на поклон к «Слуге народа» и будут клясться в верности новой партии, но отнюдь не украинскому народу. И это станет первым испытанием Владимира Зеленского. Если в его партию начнут подтягиваться члены несуществующей коалиции, страна не выйдет из кризиса никогда. Есть предположение, что подтягивание их к «Слуге народа» может преследовать две цели – либо развалить команду Президента изнутри, либо заставить следовать прежним курсом. Первая цель маловероятна, так как станет приговором для самих пришедших в «Слугу народа» засланных казачков, а уж о себе-­то они всегда заботятся. А вот вторая цель более  реалистична, только бы не стала реальной. Поэтому
В. Зеленскому следует позаботиться о чистоте своих рядов.

Нельзя не согласиться с Л. Емецем по поводу бездарности нынешней ВР, которая торопливо проталкивает законы не только с нарушением регламента, но и нарушающие права человека. Никто не сомневается в необходимости развития государственного языка, но в многонациональной стране право на  развитие разных национальных языков не менее священно.

В Швеции Конституция предусматривает возможность проведения всенародных референдумов в двух случаях – при изменении Конституции и при принятии законов, которые имеют принципиальный характер для народа, но не находят необходимого большинства в парламенте. Референдума по поводу изменения в Конституции в этой стране не было, а вот по поводу принципиально важных для населения вопросов аж четыре. В 30­-е годы ХХ века шведы на референдуме отвергли «сухой закон», принятый парламентом, но вызвавший широкий резонанс в обществе. Возможно, с точки зрения заботы о здоровье нации шведские парламентарии были правы, но воля народа оказалась сильнее. Кстати, глобальных негативных последствий этого отмененного закона в Швеции не последовало. Согласитесь, право на развитие родного языка намного важнее права на свободное употребление горячительных напитков. Вот поэтому в демократичности Швеции никто не сомневается, а вот в украинскую демократию  верят немногие.

Закон о языке стал подвергаться сомнению даже во фракциях за него проголосовавших, в частности в «Народном фронте» и «Батьківщине». Члены этих фракций после президентских выборов и изменившейся политической обстановки стали смелее в защите собственных, а не партийных интересов. Странно, что личная позиция может быть вполне демократичной, а вот партийная – не всегда. И если члены фракции не имеют права голосовать  по убеждению, а только по партийному приказу, то шведский опыт для нас необходим вдвойне. Кстати, В. Зеленский в одном из своих интервью тоже говорил о необходимости всенародных референдумов по принципиально важным вопросам. Разумеется, злоупотреблять референдумами тоже не стоит, да и принципиальных вопросов в Украине накопилось столько, что денег на все референдумы не хватит. Но отслеживать мнение людей, их отношение к важнейшим решениям придется, так как некоторые решения могут иметь роковые последствия. Уходящая власть убедилась в этом на себе, но народ и страна никуда не уходят, и новому президенту и парламенту придется считаться с народом.

Татьяна НИКОЛАЕВА