Запорожцам рассказали о тонкостях монетизации субсидий

982
0

Четверть украинцев не использовала монетизированную субсидию по назначению — не оплатила коммунальные услуги. Об этом сообщили в пресс­службе Министерства социальной политики Украины, ссылаясь на информацию генерального директора Директората семьи и социальной поддержки Министерства соцполитики Украины Виталия Музыченко

Еще до введения монетизации многие скептики говорили о том, что часть субсидиантов после получения средств «на руки» потратит деньги не на оплату жилищно­коммунальных услуг (далее — ЖКУ), а на свои нужды. Правда, в профильном министерстве смотрят на вышеприведенную статистику с оптимизмом: говорят, что 75% украинцев оплатили счета за ЖКУ и это является положительным результатом, учитывая, что это первый  опыт монетизации субсидий в истории Украины.

В Запорожской области, по данным представителей Департамента социальной защиты населения Запорожской ОГА, 151,4 тысячи человек получили субсидию «живыми деньгами»:  из них 116,2 тысячи — пенсионеры и 35,2 тысячи — лица трудоспособного возраста. Впрочем, некоторые столкнулись с трудностями. Жительница Запорожья Ольга в марте обратилась в отделение «Ощадбанка», имея при себе паспорт и идентификационный код, дабы получить субсидию денежным переводом через систему «Швидка копійка», но забрать положенные средства женщина не смогла.

— Когда сотрудница банка начала сверять мои паспортные данные с теми, которые внесены в базу данных, оказалось, что несколько цифр идентификационного кода не совпадали с указанными в оригинале документа. Т. е. была допущена техническая ошибка, — говорит Ольга. — Субсидию на руки не выдали, т. к. не смогли меня идентифицировать, хотя деньги на мое имя в отделении были. Сотрудница банка сказала, что мне необходимо обратиться в отделение соцзащиты населения Запорожского горсовета по месту жительства, чтобы исправить допущенную ошибку.

Специалист отделения соцзащиты, в которое обратилась женщина, внес необходимые изменения в базу данных. Но, несмотря на это, Ольга все равно не смогла получить монетизированную субсидию в банке.

— В итоге я получила субсидию за февраль «на руки» не в марте, а 11 апреля. А все из­за того, что исправить техническую ошибку должны были в Киеве. Я полмесяца металась между банком и отделением соцзащиты, но и там, и там  «разводили руками» и говорили, что нужно ждать. А на вопрос: «Как мне оплатить «коммуналку»?» посоветовали занять деньги у знакомых.

Мы решили уточнить у представителей Департамента социальной защиты населения Запорожской облгосадминистрации, как формируют списки тех, кто получает субсидию «на руки», и каким образом могла произойти ошибка.

— Для выплаты монетизированной субсидии на жилищно­коммунальные услуги в структурных подразделениях по вопросам социальной защиты населения формируют реестры — отдельно для пенсионеров и трудоспособного населения. Затем данные из реестров передают представителям Министерства социальной политики Украины, — говорят в профильном департаменте. — После данные передают в Пенсионный фонд Украины и «Ощадбанк» и формируют общий реестр получателей субсидии в наличной форме. И только после этого представители Минсоцполитики переводят средства для выплаты монетизированной субсидии в Пенсионный фонд Украины и «Ощадбанк».

Как видим, схема формирования реестров получателей субсидии непростая. Ошибка в одной цифре — и человек не может получить «на руки» такую необходимую помощь для оплаты коммунальных услуг.

— Из­за технических проблем часть пенсионеров, которые получают субсидию, не  была идентифицирована в Пенсионном фонде Украины как получатели пенсии. Как  следствие — выплату этим лицам жилищной субсидии в наличной форме осуществляли через «Ощадбанк», — говорят в профильном департаменте.

Также мы получили ответы относительно технических ошибок из 8 районов Запорожской области. Так, в Великобелозерском, Токмакском, Васильевском и Розовском районах не было зафиксировано ни единого случая ошибок в документах.

А вот в Управлении труда и соцзащиты Новониколаевской райгосадминистрации нам сообщили, что был выявлен один случай.

— С ошибкой в документах столкнулся субсидиант, который получает средства в банке. Ошибка была исправлена, ­ отметили работники управления.

В Управлении труда и соцзащиты населения Веселовской райгосадминистрации также были зафиксированы случаи внесения некорректных персональных данных, которые были оперативно выявлены и исправлены: «В Минсоцполитики были направлены исправленные данные из реестра о получателях жилищных субсидий, которые не позднее следующего рабочего дня были переданы в «Ощадбанк», — отметили в управлении.

Не подсчитали количество субсидиантов, которые не смогли получить средства, и в Управлении труда и соцзащиты Каменско­Днепровской райгосадминистрации: «К нам обращались получатели жилищной субсидии, которые вследствие ошибки в персональных данных или по другим причинам (авт. – по каким именно, не уточняется) не смогли получить «живые деньги» в «Ощадбанке». Ошибки были исправлены у всех, кто обратился в профильное управление».

Наибольшее количество технических ошибок в документах, из тех ответов, которые мы получили, было зафиксировано в Акимовском районе — 42. Представители управления также заверили, что все ошибки исправлены, а субсидианты получили средства и смогли оплатить коммунальные услуги.

Отметим, что во всех районах, в которых были зафиксированы технические ошибки в персональных данных, нам сообщили, что с этой проблемой столкнулись лишь те люди,  которые получают субсидию в «Ощадбанке».

 

Что происходит с деньгами, которые не забрал субсидиант?

«Суммы невыплаченных в течение 3 месяцев с даты перечисления Пенсионным фондом Украины жилищных субсидий вместе с затратами на их выплату и доставку Пенсионный фонд Украины возвращает на счет Минсоцполитики, открытый в Казначействе, не позже 10 рабочих дней. Вместе со средствами в профильное министерство направляют и данные реестра лиц, которым не была выплачена жилищная субсидия в наличной форме, — говорят в Управлении труда и соцзащиты Токмакской райгосадминистрации. — Если в течение 3 месяцев (с даты перечисления в «Ощадбанк» средств) получатель субсидии не обратился за денежным переводом, то представители банка не позднее 3 рабочих дней вместе с данными реестра соответствующих лиц возвращают средства на счет  Минсоцполитики».

В свою очередь в областном департаменте уточнили: «Положением предусмотрено, что данные из реестров лиц, которым не была выплачена жилищная субсидия в наличной форме, полученные от Пенсионного фонда Украины и «Ощадбанка», передают Минсоцполитики представителям структурных подразделений по вопросам социальной защиты населения для учета при предоставлении жилищной субсидии в следующих периодах».

 

За неуплату «коммуналки» лишат субсидии

Видимо, изначально представители профильных структур предполагали, что часть населения, получившая субсидию «живыми деньгами», не будет платить за ЖКУ, поэтому был разработан «план Б». Как сообщили в областном департаменте, для выявления таких случаев налажено информационное взаимодействие между представителями структурных подразделений по вопросам социальной защиты населения, Минсоцполитики, Пенсионного фонда Украины и «Ощадбанка» в электронном виде.

Человека могут лишить субсидии по решению комиссии при местных органах исполнительной власти. Причина —  задолженность за жилищно­коммунальные услуги от 340 грн (20 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Жилищную субсидию могут возобновить только после того, как человек погасит долг или заключит договор о реструктуризации: «Возобновление субсидии возможно на следующий месяц после того, как поступило сообщение о восстановлении предоставления ЖКУ, и уплаты задолженности», — говорят в профильном департаменте ОГА. Т.е. если вы погасили задолженность в апреле, вам возобновят субсидию с марта.

«Жилищную субсидию не назначают на следующий период, если представители структурного подразделения по вопросам соцзащиты населения получили информацию о наличии просроченной более месяца (на дату предоставления такой информации) задолженности по оплате жилищно­коммунальных услуг, общая сумма которой превышает 20 необлагаемых минимумов доходов в день обращения за назначением жилищной субсидии. Соответствующую норму не применяют при назначении субсидии гражданам на следующий период в случае, если Министерством социальной политики не обеспечено финансирование жилищной субсидии».

 

Субсидия в неотопительный сезон

Согласно информации на сайте Запорожского городского совета, 76 тысяч запорожских семей будут получать субсидию в неотопительный период, а средний размер ее за март составил 1093,05 грн.

В течение 3 месяцев 2019 года в Управление труда и социальной защиты населения Запорожского городского совета по районам города обратились 5952 горожанина по поводу определения права на субсидию по решению комиссии.

По 5005 обращениям были вынесены положительные решения. В 947 случаях субсидию не назначили, из них в 26 случаях было отказано в назначении субсидии нетрудоспособным лицам на сверхнормовую площадь, но назначено на социальную норму жилья.

65,17% получателей субсидии на оплату жилищно­коммунальных услуг — пенсионеры, 10,51% — льготники.

Иванка ВОЛОЩУК