Эстатс Тонне: вдохновение есть всегда, но где находимся мы..? (ФОТО/ВИДЕО)

1415
0

В родном городе побывал с концертом невероятно талантливый гитарист Эстас Тонное, наполнивший запорожских слушателей потоком трансцендентного звука. Более двух часов беспрерывных вибраций души: все, кто слышал музыканта, восхищаются не только виртуозностью его исполнения, но бесконечным океаном звуков и образов, выходящим из-под его пальцев.       

Эстас Тонне родился и вырос в Запорожье, но затем переехал с семьёй в Израиль. После жил в Нью-Йорке и много путешествовал по миру, концертируя прямо на улицах. Пожалуй, не найдётся человека, который бы хоть краем уха не слышал его дивной музыки.

Нам выпала удача лично встретиться с известным гитаристом накануне концерта в филармонии и поговорить о творчестве, путешествиях, вдохновении – жизни.

Сколько лет Вы прожили в Запорожье и что помните?

— Я здесь родился и прожил 15 лет. Помню много чего: от общей школы (№76) до музыкальной (№1), дома помню, дворы и улицы, то, как дружили, играли в футбол, снежки помню зимой, лыжи… много чего помню.

Как Вы восприняли переезд в Израиль?

— 15 лет – это такой переломный возраст – опасно в этот период ехать за моря-океаны. Но, видно, так нужно было.

Переехав в другую страну, Вы более десяти лет не играли на гитаре. Почему? Как повлияло на Вас, в качестве музыканта, вот это расставание с инструментом?

— Наверное, для того, чтобы найти какую-то новую грань себя, нужно что-то стереть, что-то нужно отпустить. Отчасти нужно было забыть все детские наработки. Теория забылась, а пальцы-то помнят.

Что побудило вернуться к гитаре после столь долгого перерыва?                             

— Это происходит не так уж резко, и я не могу сказать, что полностью расстался с гитарой. В основном не играл, но брал в руки гитару периодически в то время. Невозможно полностью проститься с музыкой, потому что где-то там внутри она в тебе отзывается и мурлычет, говоря: «я здесь есть». Музыка была всегда, но какой-то период я не ощущал этой связи. И, когда я начал играть заново, то просто вернулся в детство.

Когда и где это случилось?

Это был тот момент, когда я попал в Нью-Йорк и был там совершенно один. Хотя, у меня было очень много друзей, но, в общем, я был только сам с собой. Так случилось, что мне подарили хорошую гитару, собственно с этого всё и началось. Я стал играть, как уличный музыкант по всему городу, начиная с Центрального парка Нью-Йорка. Просто садился в парке и играл для себя, а не для публики. Тогда мне пришлось, как бы начинать заново. Казалось, из пустоты, но не совсем пустоты. Внутри меня жили разные музыкальные пассажи, которые я начал развивать и дополнять.

В каком году Вы приехали в Нью-Йорк, и какое впечатление произвёл на вас этот город?

— Я приехал туда через неделю после 11 Сентября и эта трагедия витала в воздухе. Сами можете представить, что это было… нет, правда, впервые я попал в NY в декабре 1999 года – меня позвал друг, но как-то не задержался там, обратно вернулся в Израиль. У меня были мысли заниматься кино, хотелось снимать, но денег на это не было и страсти пробивать систему тоже, потому вернулся.

Как жилось в Израиле?

— Десть лет в Израиле были непростыми. Борьба с самим собой и поисками собственного места происходила в этот период. Появилось ощущение, что нахожусь не в том месте и нужно что-то изменить. В 26 лет я вернулся в Нью-Йорк. Я думаю, что у каждого человека в жизни бывают такие периоды, когда нужно на что-то решиться. Вот такой период был и у меня: я оставил родителей, бабушку, дедушку и отправился в Америку…

Каким был ваш учитель музыки? Что он Вам дал?

— Если сегодня объективно посмотреть, то я думаю, что он мне дал любовь. И это не просто любовь к инструменту, а к жизни. А также научил меня усидчивости, которой у меня не было, да и сейчас нет. Чувство инструмента – касание, лёгкое касание. Это словами трудно объяснить. Я мог прийти на урок неподготовленный. Он спрашивал: «Ты не играл дома?», но не ругал, а продолжал учить. Вот такой интересный путь настоящего учителя.

Вы впервые вернулись в Запорожье?

— Нет, я приезжал в 2010 году. Здесь у меня булл небольшой камерный концерт и встреча с детьми в 1-й музыкальной школе, а также выступление в моей 76-й школе.

Вы думали о славе, когда только начали играть на улице?

— Возможно, такие мысли были. Но что значит известность? Для чего она вообще нужна каждому из нас? Я задаю вопрос всем: что значит быть известным? Кто-то может быть известен на конкретной улице, в своем городе и стране, даже на континенте. Но известен чем? Что мы сделаем с тем, что кто-то о ком-то узнает? Например, я как шел по своей дороге, так по ней иду, независимо от просмотров в социальных сетях. Для меня важно лишь чувствовать, что я иду правильным путем, выбранным мной.

Что нужно Вам для вдохновения? Вы ждёте визита музы или считаете, что творчество – это ежедневный труд?

— Кто должен куда идти? Поток, который мы называем вдохновением, есть всегда. Мы просто слишком заняты, чтобы к нему подключиться, кто-то борется с собой и отвлекается на эту борьбу, а многие из нас просто не знают свой личный канал подключения. Но он есть всегда.

Когда я начинал играть на улице, это была какая-то мозаика музыкальных потоков, которая складывалась сама. Она превращалась в минуты и часы. Мы играли на улице просто для себя и для прохожих, которые садились и слушали, и так продолжался час, два… из года в год мы играли, играли, и в какой-то момент случилось так, что вот эти два часа превратились в третий волшебный час.

И всё же… что же такое вдохновение именно для Вас?

— Это «подключение» и самовыражение. Вдохновение – океан, который выражается через меня. Этот океан проявляется в каждом из нас абсолютно по-разному. Для кого-то это музыка, для кого-то – картины, для кого-то – создание книг, постановка танца, съемка фильма… Приготовить вкусный ужин – это тоже искусство. Вдохновение есть всегда, но где находимся мы?

Вы играете исключительно свою музыку?

— Я пробовал играть чью-то музыку, но не очень преуспел в этом. Но то, что я играю мне сложно назвать своим. Вообще не очень понимаю, что «что-то чьё-то»… это просто музыка, которая проходит через меня. Я являюсь её проводником и всё. Все эмоции или чувства, которые к нам приходят – это просто жизнь.

Вы много играли на улице и теперь уже на большой сцене. Можете сравнить ощущения?

— На улице есть много отвлекающих факторов, внешних звуков. Тем не менее, они зачастую неожиданно могут дополнять музыку. В концертном зале мы полностью можем окунуться в поток звука. И единственное, кого мы там можем встретить – это себя.

Вы можете себя назвать духовным человеком?

— Конечно. Но для меня, чтобы верить во что-то высшее, не обязательно быть в какой-то религии или принадлежать какому-то штампу. Духовность – это те базовые вопросы, которые мы задаём себе, это внутреннее ощущение. По сути, мы все духовные существа, что бы ни говорили в противовес. Просто у каждого своё дело, через которое человек ощущает эту связь с высшим миром. В моём случае это музыка… здесь всё очень понятно. Без слов.

Беседовала Ева Миронова