История учит тому, что на ее ошибках никто не учится

688
0

Автор этой мудрой фразы затерялся где-­то в исторических эпохах и временах. Ее приписывают разным известным людям, но, наверное, не столь важно, кто первым сказал эту не только мудрую, но и грустную фразу, ведь мы доказываем ее истинность с упорством, достойным другого применения

Депутаты БПП, ныне «Европейской солидарности» вдруг потребовали признать неконституционность ДБР (Державне бюро розслідувань) и, надо полагать, при таком признании потребовать его роспуска. Что же случилось? Ведь за организацию этого антикоррупционного органа они голосовали единодушно, дружно и патетично в ВР прошлого созыва. Тогда проект ДБР не нарушал Конституцию и не противоречил ей? А когда же начал противоречить и нарушать? А тогда, когда начали заводиться уголовные дела на некоторых представителей этой фракции, а главное, когда в поле внимания антикоррупционных органов попал бывший президент страны П. Порошенко. Вот тогда представители этой политической силы вдруг прозрели и усмотрели неконституционность некоторых положений и статей закона о ДБР. Не исключено, что скоро они увидят неконституционность и других антикоррупционных органов. Ведь все эти органы создавались для уничтожения политических противников как руки Кремля, а собственная власть казалась нерушимой и бесконечной. О принципе бумеранга, т.е. возвращения посланного удара никто не думал и не предполагал, что антикоррупционные органы могут быть направлены против них самих.
Справедливости ради нужно признать, что многочисленные антикоррупционные органы, созданные за последние пять лет, не отличались высокой эффективностью, хотя отличались заоблачными зарплатами сотрудников этих органов. Многие дела по подозрению в коррупции политических оппонентов рассыпались и не доходили до суда, многие искусственно затягивались и даже контроль власти, в первую очередь самого президента над этими органами, не помогал в уничтожении наиболее активних представителей оппозиции. Одновременно сложилась ситуация пополнения госбюджета внесением денежного залога в солидном размере за подозреваемых в коррупции чиновников и депутатов. После внесения крупного залога их дела автоматически сходили на нет. В условиях стагнирующей экономики такие денежные вливания были конечно незначительными, но хоть как­то поддерживали государственную казну.
Но ведь возможно и то, что уголовные дела, которые антикоррупционные органы стали заводить на представителей прошлой власти, являються точно такими же политическими? Конечно, возможно. Фраза «со мной сводят счеты» является расхожей в устах всех наших политиков ­ и провластных, и оппозиционных. И вся страна давно запуталась в поиске правды и попытках отличить политическую месть от реального уголовного преступления. Вот и сегодня пойманный на «горячем» ­ на взятке в 480 тыс. долларов зам.министра по вопросам временно оккупированных территорий Донбасса и Луганщины Ю. Грымчак заявил о политическом преследовании в свой адрес, а обвинения в требовании взятки в 1 млн долларов за какое­то судебное решение назвал полной ложью. Ну а сам факт передачи почти полмиллиона долларов – это тоже политическая месть и преследование? Зачем же было брать эти деньги, если знал, что его будут преследовать по политическим соображениям, как это было всегда при смене власти? Вот так история учит тому, что на ее ошибках никто не учится.
Если вы начали борьбу с коррупцией и наплодили множество антикоррупционных органов, то не стоило брать на себя смелость и заниматься коррупцией по принцину – мы есть власть и нам позволено то, что запрещено оппозиции. Если вы преследовали политических оппонентов и все антикоррупционные органы выполняли эту политическую функцию, то нужно было понимать, что в мире нет ничего вечного, в том числе власти, и при ее смене антикоррупционные органы будут направлены против вас самих. Смелость города берет – утверждает народная поговорка. В данном случае не смелость, а жадность города берет и эта жадность затмевает разум и здравое мышление. Но сколько можно кружиться в замкнутом пространстве и искать отличие коррупции от политической мести?
Антикоррупционных органов у нас слишком много, а вот настоящего антикоррупционного законодательства нет. Новому составу ВР следует в первую очередь разработать подобный закон и провести в нем четкое различие между реальным уголовным преступлением и признаками политической мести. Скажете, что подобные различия не вносятся в законы и несовместимы с юридической практикой, но тогда мы будем вечно кружиться в политических спекуляциях и маневрах. Недавно г. Порошенко организовал маленький майданчик, причем с участием собственных детей, которые скандировали протест против политических преследований папы и всей прежней власти. Свобода подобных мирних собраний и протестов – это святая святых настоящей демократии, но и превращать их в орудие защиты истинных коррупционеров нельзя. Поэтому закон должен четко различать преступление и политическую месть и предусматривать наказание, в том числе за политическое преследование.

Татьяна НИКОЛАЕВА