Тротуары в Запорожье — странный предмет. Они, вроде бы, есть, но их нет!

1147
0

«Внимание! Разыскиваются тротуары. Нашедшего просим зафиксировать данный факт на фотоаппарат и обнародовать», — такое объявление можно разместить в газете, чтобы увидеть, как выглядят пешеходные зоны, которых в городе давно не наблюдают. В СМИ часто пишут о том, что нужно ремонтировать автодороги, но не стоит забывать и о тротуарах, состояние которых также оставляет желать лучшего…
Лето. Набережная магистраль. От Вознесеновского парка в сторону моста Преображенского идут компании и влюбленные парочки, а под ногами то, что у нас принято называть тротуаром: камушки, которые чувствуешь даже через подошву, местами встречаются небольшие ямки и трещины на асфальте. А самое прекрасное — отсутствие урн, поэтому люди, которые гуляют здесь, выбрасывают стаканы, бутылки, обертки на газон. Таким образом, одна из популярных летних зон отдыха стала непригодна для пеших прогулок. И это при том, что недавно была завершена реконструкция Набережной автомагистрали. К слову, кучи старого асфальта долго лежали на «тротуаре», пока их не утрамбовали прохожие, дождь и снег. Также отметим, что часть тротуара в районе причала водители используют в качестве парковки. Таким образом, тротуар на Набережной ­ это все что угодно, но не пешеходная зона.
Ул. Нижнеднепровская. Тротуар вдоль домов №4, 6 и 8 сложно назвать пешеходной зоной. В основном это ямы, а также остатки «былой роскоши» — асфальт, и земля. Возле дома №6 люди вообще ходят по корням дерева. И это при том, что в этих домах расположены продуктовые магазины и парикмахерская. Их владельцы выложили пешеходную зону плиткой, остальная территория находится в непригодном состоянии. Перед нами шла пожилая женщина с тростью, она направлялась в магазин:
— Я уже и не помню, когда здесь делали ремонт пешеходной зоны, — сетовала Светлана Анатольевна. — «Апельмон» ­ ближайший магазин к моему дому, все остальные находятся аж на ул. Победы. По такому тротуару мне туда не добраться. Каждый раз, когда иду в магазин, переживаю, что могу упасть. Пешеходная зона здесь, как после бомбежки…
Мы решили прогуляться по суровым запорожским тротуарам до пр. Соборного. Перед нами также шла женщина с коляской. Она как профессиональный водитель курсировала между ямами, тщетно пытаясь сделать все, чтобы ее ребенка не сильно трясло на ухабах. Здесь также стоит отметить, что когда на автодороге мало транспорта, люди идут прямо по ней…

Возле Областной инфекционной больницы есть ровный, насколько это возможно, тротуар. Местами он поврежден, в одном месте часть асфальта «ушла» под землю, но ямку засыпали песком. Поднимаясь выше, мы заметили, что асфальт исчезает… Такой себе фокус от коммунальщиков — есть тротуар, а вот его нет.
Не менее «прекрасная» пешеходная зона возле Центра досуга детей и юношества Вознесеновского района (ул. М. Гончаренко, 20). Судя по тротуарному покрытию, дети начинают разминку уже подходя к зданию — перепрыгивая с одного «островка» асфальта на другой. Местами, по ул. М. Гончаренко вместо асфальта — земля и корни дерева.
Пешеходная зона возле Областного перинатального центра. Вдоль забора асфальт кто­-то «надкусил». Само тротуарное покрытие традиционно в ямах и трещинах. В одном месте асфальтированную пешеходную зону «разрезает» полоска земли. Видимо, какое-­то время назад под тротуаром прорвало канализационную трубу. Коммунальщики, прибывшие на место аварии, разрыли данный участок, провели нужные работы, после чего засыпали все землей и уехали. Кто будет восстанавливать тротуар — загадка. И таких примеров по городу масса. Например, тротуар возле Запорожского классического лицея, впрочем, как и на территории учебного заведения, также в ямах, трещинах и неровностях.
Как рассказали жители Хортицкого района, там недавно ремонтировали несколько пешеходных зон. Участки, которые привели в порядок, теперь в хорошем состоянии, но старый асфальт, который был «снят», дорожники оставили на не отремонтированном участке. Теперь люди должны «скакать» по строймусору.
Стоит отметить, что если на главных улицах тротуары находятся в относительно нормальном состоянии, то внутриквартальные пешеходные зоны больше походят на протоптанные дорожки. Ходить по таким не то, что некомфортно, даже опасно (особенно в темное время суток, когда уличные фонари горят через один). Одно неловкое движение и ты подвернул/сломал ногу или растянул/порвал связки. Наши чиновники не ходят по тротуарам ­ максимум преодолевают 30 метров от машины до входа в здание, но запорожцы­то ежедневно передвигаются по пешеходным зонам, ведь далеко не у всех есть машины. А уж как «удобно» по нашим тротуарам идти с полной сумкой покупок… Это похоже на бег с утяжелением и препятствиями… Если вы регулярно передвигаетесь пешком, то, в лучшем случае, раз в 3 месяца сдаете в ремонт свою обувь на профилактику (около 100 грн) или чтобы поменять набойки (около 70 грн). Таким образом, тротуары влетают нам в копеечку…
А как «удобно» передвигаться по ним девушкам на каблуках. В такие моменты барышни ощущают себя канатоходцами, пытаясь сохранить баланс…

РЕМОНТИРУЮТ ЛИ ТРОТУАРЫ?
Ремонтом наших «прекрасных» тротуаров занимаются представители КП «Элуад». В 2019 г. дорожники планируют отремонтировать 10800 кв. м тротуаров, часть работ уже выполнена.
— В 2019 году с представителями КП «ЭЛУАД» не заключали договора на проведение капитального ремонта тротуаров, — сообщил начальник предприятия Дмитрий Пархоменко. — 90% тротуарного покрытия в Запорожье — асфальтобетон, поэтому при проведении ремонта существующих тротуаров используют тот же материал.
За состояние пешеходной зоны несут ответственность представители районных администраций. Согласно предоставленной информации из 6 райадминистраций, на 2019 году запланировали:
► Хортицкий район: отремонтировать 5792,2 кв. м на 5,7 млн грн;
► Вознесеновский район: отремонтировать 5356 кв. м (из которых плиточное покрытие — 1718 кв. м, асфальтное покрытие — 3638 кв. м) на общую сумму 4,3 млн грн.;
► Днепровский район: отремонтировать 2192,4 кв. м на общую сумму 2,1 млн грн.
► Шевченковский район: отремонтировать 5140 кв. м на общую сумму 5,3 млн грн.
► Александровский район: отремонтировать 3322,5 кв. м на общую сумму 3 млн грн.
► Коммунарский район: отремонтировать 1353 кв. м тротуаров возле остановок общественного транспорта.
Как видим, меньше всего работ по ремонту тротуаров проведут в Коммунарском районе города. Причем там отремонтируют только пешеходные зоны возле 5 остановок общественного транспорта («Гимназия №6», «ул. Культурная», «Больница», «ул. А. Говорухи (непарная сторона) и «Автовокзал»). Видимо, в других местах тротуары находятся в хорошем состоянии. А вот судя по цифрам, лидером по ремонту тротуаров в этом году можно назвать Хортицкий район.
Тротуары в нашем городе «возрождают» медленно и неуверенно, да и то, что делают дорожники, сложно назвать ремонтом, это скорее латание дыр и замыливание глаз горожанам. А вот когда же запорожцы дождутся капитального ремонта тротуаров — вопрос риторический…

Иванка ВОЛОЩУК,
фото автора