Запорожский ТЮЗ открыл новый сезон аншлагом! (Фото)

844
0

Один из самых посещаемых театров нашего города 7 сентября презентовал спектакль «Ветер шумит в тополях». Театральная новинка – дипломная работа молодого режиссера, одного из ведущих актеров ТЮЗа, заслуженного артиста Украины – Станислава Шкляренко. Сразу три заслуженных артиста Украины, любимцев публики, предстали перед зрителем на одной сцене ­ — Максим Березнер, Юрий Драненко и Станислав Шкляренко. Они достигли того самого уровня зрительской любви, когда театралы идут не «на Пушкина и Шекспира», а посмотреть на конкретного актера, независимо от предлагаемой пьесы. Каждый из них собирает аншлаги благодаря таланту, самоотдаче, актерским навыкам и поддержке Мастера ­ главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Украины – Геннадия Фортуса. Он на протяжении долгих лет раскрывает потенциал артистов и удерживает высокую планку театра со своей уникальной эстетикой, отношением к зрителю и уровнем профессионализма

Автор пьесы – современный французский драматург Жеральд Сиблейрас. Он известен как мастер остроумного диалога, философ и провокатор. «Ветер шумит в тополях» получила в 2006 г. премию Лоуренса Оливье как лучшая комедия. Действие происходит во Франции конца 50­х, три старика – Рене (Станислав Шкляренко), Густав (Максим Березнер) и Фернан (Юрий Драненко) ­ ветераны Первой мировой войны, которые доживают свой век в доме престарелых, болтают о последних новостях этой обители скорби, обсуждают родных, свои болезни, а также планируемый поход на далекий холм, где растут тополя.

Станислав Шкляренко сознательно задействовал в пьесе не старейшин театра, а премьеров – Юрия Драненко и Максима Березнера. Как отмечает сам режиссер, выбор артистов, которые значительно моложе героев, был сделан для того, чтобы показать за физической старостью молодую натуру. Роль Рене режиссер предпочел исполнить сам и поведал, что на то были свои причины:
­- Дело в том, что я долго не мог подобрать среди наших артистов в театре того, кто сыграет Рене. Этот персонаж очень скользкий, его тяжело «нащупать», поэтому решил эту ответственность взять на себя. Я хорошо его изучил, разобрал черты характера и пошел на риск. Но, честно сказать, это очень сложно, поскольку режиссер все­таки должен сидеть в зале и смотреть спектакль со стороны. Насколько мой риск оправдан – судить зрителю.

В пьесе Сиблейраса практически отсутствует развитие сюжета. Трое стариков лишь расхаживают по террасе и ведут диалоги. Мне подобная стилизация напомнила постановку ТЮЗа – «Драные кошки» с двумя актрисами в составе. Там благодаря режиссеру Геннадию Фортусу, выигрышно смещен акцент на психологизм, экспрессию, местами – буффонаду. Иначе подобные пьесы очень легко «завалить», ведь это тот случай, когда драматург щедро перекладывает ответственность за удержание внимания публики на режиссера и артистов. Зрителю при подобном отсутствии динамики и малом количестве персонажей элементарно может стать скучно. И вот здесь хочется петь дифирамбы творческой смелости Станислава Шкляренко! Он не только удержал высокую заинтересованность зрителя, но и раскрыл артистов таким образом, что от них невозможно было оторвать взгляд на протяжении трех часов. Поверьте, такими вы их еще не видели!

Три совершенно разных характера предстают перед нами. Густав – нелюдимый социопат, слегка агрессивный, раздражительный и напряженный. Максим Березнер блестяще справился с этим амплуа! Очень ярко были расставлены акценты в характере его героя­-ворчуна. Именно такие дедушки ругаются в поликлиниках и очередях, создают ссору на ровном месте и обвиняют всех по пустякам. Но, несмотря на неприязнь к людям, он в них нуждается, хочет понимания и поддержки. Мы часто судим поверхностно и думаем, что у такого человека просто отвратительный характер. А ведь на самом деле его нелюдимость может быть следствием пережитых трудностей и лишений:
­- Образ моего героя – собирательный, над ним тяготеют война и инвалидность. Один из смыслов этого спектакля в том, что люди, перешедшие Рубикон войны, вернуться в прежнее состояние уже не могут. Я хочу, чтобы сегодняшние дети, увидев наш спектакль, обняли своих отцов, посмотрели на них с другой стороны. Украине предстоит целое поколение ветеранов с тяжелыми стрессовыми расстройствами, социопатией и непониманием общества. И нам всем очень важно быть готовыми таких людей принять, – поделился Максим Березнер.

Рене – обаятельный хромающий франт, этакий «настоящий полковник», рассудительный и спокойный. Правда, есть в нем лукавство и недосказанность, но не будем открывать все карты ­ зрителям стоит понаблюдать за ним лично. Станислав Шкляренко действительно идеально подходит на эту роль – его Рене бе­зумно органичен.
Ну а третий герой, образ которого пронзает в самое сердце – простодушный и трогательный Фернан. Игра Юрия Драненко превзошла все ожидания! Эта роль однозначно мощный прорыв артиста! Таким его было трудно представить – произошедшие внутренние и внешние метаморфозы просто ошеломляют! Это тот случай, когда ты видишь не актера, а его персонаж как отдельную личность ­ веришь ей и по­-настоящему сопереживаешь. Его герой постоянно падает в обморок по причине застрявшего в голове во время войны осколка. Он чувствительный, с тонкой душевной организацией, кормит птичек на веранде, – все мы встречали таких добрейших дедушек, при виде которых появляются щемящие чувства в груди. В их улыбающихся глазах обычно читаются потрясения прожитых лет. Юрий Драненко рассказал о своем амплуа:
­-  В исполнении роли Фернана для меня было много сложностей, особенно – передать сожаления о том, что жизнь прошла мимо. У моего героя серьезная травма, из­-за нее он потерял профессию, в которой был успешен, стал несчастным человеком, а ведь его могло ждать великолепное будущее. В моей жизни были моменты, о которых я сожалею, но не настолько глобально, поэтому подобное состояние сыграть было непросто.

Режиссеру этой увлекательной трагикомедии Станиславу Шкляренко удалось раскачать эмоциональный диапазон зрителя – смех и слезы постоянно сменяли друг друга. Он смог балансировать на тонком льду и не провалиться в какой­то один жанр ­ в равной степени проявились комедия и трагедия. Старички шутят, балагурят, листают Playboy, испытывают мужское волнение, вспоминая молоденьких девушек, и печалятся из­-за возрастных проблем с эрекцией. Им хочется повернуть время вспять, снова быть молодыми, жить и любить.

Они пытаются исполнять зажигательные танцы и веселиться. Но в окружении больничных стен нарастает чувство безысходности – неужели нельзя ничего изменить? Неужели осталось только по расписанию есть, принимать лекарства и смотреть с завистью вслед молодому санитару, который флиртует с медсестрой?

Кстати, коллеги артистов (Роман Капитанов, Олег Абакуменко, Ирина Левчук, Назар Баранников, Татьяна Арыкова, Анна Слоковенко, Яна Новицкая, Дарья Чебаненко) появляются на сцене изредка – оттенить главных героев, при этом они весьма колоритны и гармонично дополняют общую картину действа.
Трагизм усиливается воспоминаниями о войне, мало кто возвращается с нее, а те, кому удалось выжить – уже никогда не будут прежними, ведь инвалидность и ужас от увиденного меняют людей…

Густав, Фернан и Рене стараются не унывать и смеяться над собой. Героизм, если посмотреть глубже, это же не только про участие в военных действиях и подвиги, это еще и про желание жить, когда, казалось бы, в этом нет смысла; и про оптимизм, самоиронию. Хочется вспомнить слова Шарля де Голля: «Достоинство нации определяется чувством юмора по отношению к себе».

Героям сложно противостоять обстоятельствам, но они не разучились мечтать! А если душа к чему-­то стремится, если в ней вспыхивают желания, значит, она живет! В какой-­то момент они верят, что смогут покинуть унылые стены, но тут же вспоминают про властную медсестру Мадлен (Илона Василенко/Екатерина Макоед), понуждая зрителя им сочувствовать. Ведь каждый из нас понимает, что в подобных заведениях старики по сути – бесправны. Захочешь свободы – крепкий медбрат тебе быстро сделает укол, и ты обреченно заснешь, поэтому лучше задуши в себе революционера и тихо жди свой суп.

Но так не хочется мириться с пронзительной безысходностью, хочется сбежать от нее… к тополям! Туда, где шумит свободный молодой ветер, и куда Густав хочет забрать с собой собаку… Да­да, каменная статуя собаки на веранде все это время составляет компанию героям. И как маленький ребенок не расстается с любимой игрушкой, так и ворчливый, но в душе ранимый Густав не желает разлучаться со своим другом – пусть и каменной, но любимой собакой…

Спектакль обнажает целый спектр зрительских чувств! Незримо сквозит пронзительный месседж: «Любите! Мечтайте! Живите!» Думаю, каждый пришедший испытает определенные эмоции и сделает собственные выводы. Пьеса однозначно заслуживает того, чтобы ей посвятили осенний вечер, она душевная и сложная. Сложная, в первую очередь, для артистов – требует серьезных физических и эмоциональных затрат. Максим Березнер, Станислав Шкляренко и Юрий Драненко не только справились с непростой задачей, они украсили пьесу, сделали ее глубже, подняли уровень ее духовного воздействия. Во многом ­ благодаря тому, что не ушли ни в комедию, ни в трагическую безысходность. В современных реалиях нашей страны темы войны и инвалидов ­ тонкие, надрывные, здесь нужно ювелирно чувствовать грань, и ребята справились! Душевные струны зрителей были деликатно затронуты, о чем говорили заплаканные лица, благодарные улыбки и искренние возгласы «Браво»!

 

Ксения Шаповалова, фото автора