Майор Юрий Суханов: «Горожанам больше всего угрожают грязные стоки промплощадки, хлор, аммиак и безразличие к своему здоровью»

763
0

17 сентября в Украине отмечался День спасателя, поэтому нашим собеседником сегодня стал Юрий Суханов. Он начальник группы радиационно­химической защиты, специалист радиационно­химической и биологической защиты и экологической безопасности, майор гражданской защиты.

Штраф делу не помощник

­ В городе и области насчитывается 60 химически опасных объектов, ­ начал свой рассказ Юрий Николаевич. ­ Самая большая в Европе атомная станция тоже в нашем регионе. Опасность представляют также многие грузы на железнодорожном транспорте, где периодически случаются аварии. Задача нашего подразделения  — проведение разведки и ликвидация последствий подобных чрезвычайных ситуаций.

Штат группы, которую я возглавляю, 11 человек. Кроме того, мне оперативно подчинены подразделения нашего Главного управления, на территории которых произошла авария. В области есть еще одно подобное подразделение ­ в селе Семеновка Мелитопольского района, где базируется наша аварийно­спасательная часть.

Что касается специфики работы, то начну с того, что больше всего возмущает. Предприятия и особенно люди, на них работающие, стараются максимально скрыть нарушения экологических норм, т.е. не думают ни о своих работниках, ни о своих же родных и близких, которые после подобных случаев точно пострадают.

Вот недавно на одном из предприятий приехали отобрать жидкие пробы сбросов. Но что они нам показывают? Или вообще перекрыт выброс сточных вод, или специально подвели трубу и сливают обычную водопроводную воду. Мы отобрали пробы, передали их прокуратуре, та в свою очередь ­ в лабораторию. И чем все закончилось? Штрафом. Но нам как специалистам штрафы абсолютно не нужны, нас больше интересует установка фильтров, чтобы загрязненные сбросы не попадали в Днепр. Сегодня же все идет в Днепр, в том числе и в грунтовые воды, а отсюда все болезни и сверхнормативные показатели смертности из­за онкологических заболеваний.

Что касается железной дороги, то здесь неоднократно фиксировались случаи утечки серной кислоты из цистерн. Мы по каждому вызову действуем оперативно. Напомню, что подобная история, только в более крупном масштабе, в июле 2007 года случилась во Львовской области. Там перевернулись три цистерны желтого фосфора.

Наша справка. Желтый фосфор сильноядовитое огнеопасное кристаллическое вещество, имеющее окрас от светло­желтого до темно­бурого цветов. Плавится при плюс 44 градусах, кипит при 280, в воде не растворяется, на воздухе легко окисляется и самовоспламеняется. Горит с выделением густого белого дыма.

Вещество загорелось, в итоге случилась фактически экологическая катастрофа европейского масштаба….

 

Безалаберность

­ Но не только крупные производства представляют опасность, ­ продолжает Ю. Суханов. ­ Еще и просто глупость людей, почему­то не понимающих элементарных вещей. Туда, где мы работаем в средствах защиты и непродолжительное время, некоторые идут даже без противогаза и, естественно, погибают. Нам же остается после этого лишь извлекать тела….

Многие, возможно, помнят нашумевший случай августа 2012 года в Новониколаевском районе. Здесь крупная ­ промышленных масштабов ­ свиноферма, порядка 50 тысяч голов. Есть сливная яма для жидких отходов. Был назначен специальный работник, который периодически чистил дренажный насос. Пошел, спустился туда со страхующим, потерял сознание, упал. Страхующий позвал следующего и сам спустился на выручку. Опять отравление, асфиксия, смерть. Следующий ­ за ним, и так четверо…

Причина отравления ­ аммиак, получающийся в результате разложения продуктов жизнедеятельности животных.

Наша справка. Аммиак (нитрид водорода) химическое соединение азота и водорода с формулой NH3, при нормальных условияхбесцветный газ с резким характерным запахом. Аммиак токсичен. По физиологическому действию на организм относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы. Аммиак обладает как местным, так и резорбтивным (после всасывания его в кровь) действиемВикипедия»).

Еще одна беда — разлитая ртуть, т.е. постоянные вызовы, особенно зимой. Люди бьют градусники, и мы уже к этому как бы привыкли. Но вот зашел нетрезвый гражданин в аптеку в Коммунарском районе и разбил тонометр еще советского производства. Аптеку пришлось на три дня закрыть из­за демеркуризации.

Наша справка. Ртуть (Hg, от лат. Hydrargyrum) —  переходный металл, при комнатной температуре представляющий собой тяжёлую серебристо­белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты, контаминант (загрязняющий агенточень биологически активен). Несмотря на то, что ядовитые свойства ртути известны со времен античности, в XVIII­XIX веках использовался как средство от заворота кишок. В СССР до 1963 года применялся для лечения сифилиса. Сегодня в лечебных целях разрешен только в Индии.

Кстати, что делать, если вы, например, разбили градусник? Используя перчатки, собрать капли в емкость с водой. После этого не пылесосом, а влажными салфетками или даже веником, который можно потом выбросить, собрать все остальное — стеклышки и прочее. Дальше мыльно­содовым раствором обработать загрязненный пол, стол и т.д., а все гидрофобные поверхности (шторы, мягкая мебель) нужно вытряхнуть и выстирать. И конечно же, требуется хорошее проветривание. Все это дает хотя бы 50% гарантии, что у вас в помещении останется меньше ртути.

А лучше все­таки вызвать спасателей…

Большая просьба и совет одновременно: не проходите мимо экологических катастроф. Сохраняйте самообладание в любой ситуации. Если что­то случилось, например, у вас разбился градусник, не надо спешить и выбрасывать его в окно. То же самое касается любых аварий. А если уж надо эвакуироваться, то не нужно в панике давить друг друга, сохраняйте холодный рассудок.

 

Особые случаи 

­  В плане опасных выбросов предприятия запорожской промплощадки сделали многое, чтобы обезопасить город и горожан, ­ говорит майор Суханов. ­ Но есть заводы с большим количеством хлора. Пары хлора — очень опасны для организма человека, лишь легкая форма отравления проходит за три дня без лечения. При тяжелом отравлении, если не оказать медпомощь, смерть наступит через 5­30 минут…

А еще есть «Айс» ­ некогда общегородской холодильник, где хранились запасы продовольствия. А холодильные установки — это аммиак. Поэтому мы серьезно относимся к каждому звонку на «101»  по поводу запаха этого вещества в Шевченковском районе.

Лет семь назад был случай на сейчас уже закрытом заводе полупроводников в Скворцово. Завод поработал недолго ­ его запустили, но потом оказалось, что это экономически невыгодное производство. Но на предприятии есть ректификационная колонна высотой 20 метров. И здесь во время испытаний случился выброс хлора. Хлор вообще­то газ тяжелый, он ложится ближе к поверхности земли, но ветер был сильный, и высота образовавшегося  облака достигала 25 метров. К счастью, дело было зимой, направление ветра ­ в поле, на дачный кооператив, никого не зацепило, пострадавших не было.

У нас есть все необходимые средства разведки, газовые дозиметры. Словом, можем отобрать пробы воды, грунта и воздуха и провести их лабораторный анализ. Т.е. в меру своих сил и возможностей делаем все, чтобы защитить жителей региона.

А накануне лета я помогаю водолазам проводить проверку акватории азовских пляжей. Выезжаю старшим, если есть необходимость, и я подключаюсь, ныряю с аквалангом.

Мы обследуем все побережье  — Кирилловка, Бердянск, Приморск, Приазовский район.  Добиваемся, чтобы базы заключили договора и все обследовалось. Находим куски арматуры, профнастила, заостренные камни. Стараемся все это вынести, чтобы люди во время купания не травмировались. Работы проводятся раз в год перед началом сезона. Это платные услуги. Там, где общественная земля, делаем обследование бесплатно.

Владельцы баз отдыха часто возмущаются — это у вас бизнес такой! Какой там бизнес ­ деятельность наша лицензирована, кроме того, нужно купить оборудование, обучить личный состав, оплатить страховку и медицинское обслуживание, обслуживание техники и т.д. Поэтому вырученных денег на все это даже не хватает…

Недавно же проводили работы по совсем другому профилю ­ перезатаривали в Веселовском районе пестициды и ядохимикаты. Дело в том, что агропром еще Советского Союза оставил нам на долгую память неиспользованные пестициды и ядохимикаты, которые запрещены к применению и хранятся очень долго. А условия этого хранения часто просто ужасающи.

В нашем случае было здание в посадке без окон и дверей, сверху накрытое бетонной плитой. Внутри же порядка 5 тонн пестицидов и ядохимикатов неопределенного типа. Все это заливалось долгое время дождями и шло в грунтовые воды рядом с селом, где расположен этот склад.

Как все делается? Работаем в средствах защиты органов дыхания и кожи. Берем новую герметичную тару, пересыпаем все из старой тары в 200­литровые бочки. Из пестицидов потом лицензированные фирмы делают что­то полезное и неопасное.

 

О себе и службе

­ Я родился в Запорожье в 1980 году, ­ завершает свой рассказ Юрий Суханов. ­ Уже 21 год выслуги, ведь в нее входят и годы курсантской учебы. В 2003 году закончил Харьковский институт танковых войск, факультет войск радиационно­химической и биологической защиты. А еще закончил биофак ЗНУ, магистр аналитической химии. Когда меня ввели в штат группы лаборатории, понял, что тех знаний, которые у меня есть, недостаточно и нужно учиться по новой.

Женат, сыну 13 лет, веду здоровый образ жизни, езжу на велосипеде, хожу, как говорится, в «качалку». Сын, кстати, тоже серьезно занимается борьбой. Жена Оксана — инженер по образованию, поехала за мной сначала в Крым, а затем в Запорожье. Учит детей рукоделию в Центре детского и юношеского творчества…

В Крыму начинал служить в аварийно­спасательном отряде специального назначения под Симферополем. Прослужил там 4 года, потом вернулся в родной город.

Что касается выбора профессии, то это у нас семейная традиция. Еще мой дед Громыко Иван Федорович был пограничником, начал служить еще до войны — в период конфликта на Халхин­Голе и озере Хасан (1938­1939 годы). Мой дядя Громыко Василий Иванович служил в ракетных войсках. Вот и я решил после школы стать военным химиком.

Сейчас служу в системе ГСЧС.

*   *   *

В завершение нам остается лишь поздравить Юрия Николаевича Суханова и его коллег с профессиональным праздником. Пожелать удачи, терпения и выдержки. А профессиональные навыки делать такую опасную и нужную городу работу у них уже есть…

Светлана Третьяк