Запорожский ТЮЗ празднует 40-летие!

890
0

Сорок лет назад, 20 ноября 1979 года, на театральном небосклоне нашего города зажглась ярчайшая звезда –  Театр юного зрителя. Именно в этот день он показал свой первый спектакль – «Драматическая песня». Руководителем театра стал Александр Король, который собрал в ТЮЗе молодых артистов, с энтузиазмом и вдохновением приступивших к творческим поискам.

Сегодня ТЮЗ ­ один из самых прогрессивных театров, здесь давно сформирована своя эстетика, стиль, отношение к зрителю, каждая премьера сопровождается аншлагом. Театр молодежи многие знают и преданно любят, причем по­семейному ­ несколькими поколениями. Многие театралы, которые росли на спектаклях ТЮЗа ­ сегодня приводят туда своих детей. Можно много рассказать интересного об истории театра и его достижениях, доставать из архивов фотографии – об этом написали и еще напишут мои коллеги. Мне же хочется сделать акцент на дне сегодняшнем, ведь я активно слежу за творческой жизнью театра в последние два года ­ посетила все премьеры за этот период, побывала за кулисами во время спектаклей, в гримерках, много общалась с артистами – поэтому хочу поделиться своими наблюдениями и впечатлениями.

Для меня Запорожский ТЮЗ – это место силы, здесь я всегда испытываю эмоциональный подъем. Это волнительная и радостная встреча с уже полюбившимися актерами! Это всегда новая история и каждый раз ­ загадка! Вы думаете, что сможете ее разгадать? Что ж, возможно, но важно учесть – здесь вам не дадут прямых ответов, их нужно будет поискать «между строк»… Каждый спектакль театра – словно книга, открывая которую можно рассмотреть героя пьесы, похожего на тебя.

Мне посчастливилось увидеть театр изнутри – поверьте, огромный труд стоит за спектаклями! Столько душевных и физических сил вложено в каждый жест и взгляд актеров! Вы не увидите монотонности и отсутствия энтузиазма – даже спектакль почтенного возраста звучит в театре свежо, словно премьера!  Недавно я впервые посмотрела пьесу ТЮЗа «Дайте занавес! Срочно!» ­ ей около семи лет. Я была поражена тем, что артисты не теряют интереса к спектаклю, а, наоборот, сильнее вживаются в роль, в жизнь своих героев, все ярче воплощая их образы на сцене!

ТЮЗ – это что­то революционное! Что­то, что дергает за душевные ниточки, а мозг заставляет работать. Это настоящий театр! Это живой обмен энергетикой! Никакой кинозал и фильмы с самыми крутыми спецэффектами не заменят живого присутствия артистов рядом! Вот они здесь, сейчас переживают, смеются и дышат с тобой одновременно… и главное – для тебя! Они ради тебя, своего зрителя делают это!

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ

С 2005 года главным режиссером и художественным руководителем ТЮЗа стал Геннадий Фортус (заслуженный деятель искусств Украины). Он сумел не только сохранить эстетику театра, выстроенную Александром Королем, но и сделать его популярным и востребованным в современном мире, где так непросто конкурировать с новыми технологиями. Главный режиссер идет в ногу с постоянно меняющимся временем, умело заинтересовывает каждое поколение зрителя, вовремя перестраивается, чтобы театральное искусство было интересным.

Геннадий Фортус заслужил большое уважение в театре и создал крепкий коллектив единомышленников. Если бы зритель имел возможность побывать на репетициях, то заметил бы интересную особенность – худрук не воспитывает молодых артистов авторитарно с назиданием, а относится к ним как равным. Актерам старшего возраста он также деликатно помогает перестраиваться на новый лад, смотреть на мир свежим взглядом, учиться быть на гребне волны и понимать современные тенденции. В моем понимании, режиссер должен быть хорошим психологом, который знает, и как воздействовать на зрителя, предлагая ему определенные ценности, через которые он лучше слышит и понимает себя. И умеет умело взаимодействовать с актерами – высвобождая их творческий потенциал и подчеркивая сильные стороны.

Каждой пьесе Геннадий Фортус дает свое авторское, уникальное прочтение. Тонко понимая сегодняшнюю действительность, режиссер делает акцент на самых важных вопросах, ювелирно чувствуя грани и деликатно обходя острые углы. Он обладает творческой смелостью и часто берется за сложные пьесы. Личность лидера всегда определяет судьбу всей группы, поэтому неудивительно, что ТЮЗу на сегодняшний день сопутствует успех.

Мы задали Геннадию Фортусу пару вопросов:

­ Какое главное направление Вашей деятельности делает театр прогрессивным?

­ Все эти годы я старался привнести в театр интеллигентность. Представитель любого социального слоя, приходя к нам, хочет быть лучше. Поэтому театр должен показывать ту жизнь, которая будет привлекать и способствовать развитию. Для того, чтобы зритель шел в театр по собственному желаниюнеобходимо, чтобы на сцене поднимались внутренние проблемы человека. От артиста зависит очень многое, он должен быть высокоинтеллигентным, образованным. Именно через него идет «беседа» театра со зрителем, именно он вещает то, что написали в свое время умные люди. Если театр через артистов «проповедует» достойный уровеньзрителя не придется заставлять посещать театр, он будет это делать осознанно.

­ По какому критерию Вы отбираете артистов в ТЮЗ?

­ Для меня главный критерийэто хорошее чувство юмора, ведь это признак высокого интеллекта. Отсутствие данного качества  –  показатель закомплексованности. У артиста с хорошим чувством юмора всегда есть перспектива, с ним интересно работать.

АРТИСТЫ

Каждый из артистов ТЮЗа черпает в театре свое вдохновение, учится новому и получает удовольствие от совместной работы с партнерами. На сегодняшний день театр занимает практически всю их жизнь и давно не является карьерой. Я часто общаюсь с артистами­-тюзовцами и могу сказать, что все они ­ глубоко чувствующие, с тонкой душевной организацией, им есть чем поделиться. Но в повседневной жизни глубокие люди, как правило, молчаливы ­ берегут свои мысли и слова. И именно на сцене артисты получают возможность высказать то, что трудно сказать в жизни, ведь там слова не всегда воспринимаются всерьез. Потому что «всерьез» зачастую страшно, а со сцены ты можешь сказать что-­то главное, и люди задумаются. И это удивительные ощущения, когда ты, сидя в зале, понимаешь, что со сцены говорят именно про тебя, про твои переживания, про твою жизнь.

Артисты ТЮЗа – это определенная интеллигентная «школа», в которой мужчины открывают дверь перед дамой и при встрече целуют руку. А актрисы – изысканны, самодостаточны, за ними интересно наблюдать ­ зрительницы учатся такому поведению, вдохновляются самооценкой.

О театре мы пообщались с артистами разных поколений и задали им два вопроса: «Что для вас ТЮЗ?» и «Что выделяет его среди других театров?»

Максим Березнер (заслуженный артист Украины): Без ТЮЗа я не представляю своей жизни, это то, что я умею делать лучше всего, здесь я реализуюсь. Энергетически я очень сильный человек, и я рад, что благодаря большому количеству работы в нашем театре имею возможность эту энергию отдавать. Очень важно проживать свою жизнь не зря, особенно это понимаешь по прошествии лет. Я вдохновляюсь от мысли, что могу оставить след в душах многих людей.

На сегодняшний день многие театры утрачивают свои позиции, потому что утрачивает позиции интеллект, изысканность, а ведь театр с этими понятиями напрямую связан. Но всегда будут люди, которые тянутся вверх, и задача театранести эти ценности. Как сказал Сергей Капица: «Культуру нужно насаждать! Даже силой. Иначе нас всех ждет крах». Смысл верный, но наш театр действует мягче, у нас нет диктата. Позиция ТЮЗамы для зрителя, а не зритель для нас. Важно искренне, без пафоса делиться знаниями, ценностями. Когда зритель приходит на спектакль и чувствует, что в сердце что­то шевельнулось, значит ­ театр современный.

Екатерина Макоед (заслуженная артистка Украины): ТЮЗэто моя жизнь, это то, что дает мне уверенность, что я нужна здесь и сейчас. Наш театр шагает в ногу со временем, умеет слышать зрителя и, благодаря художественному руководителю, мы проводим вечные ценности через сегодняшний день. Мне очень нравится, что ТЮЗ построен на синтезе искусств, ведь когда есть спектакли, где можно совместить вокал, хореографиюэто прекрасно! В моем пониманииэто современный театр европейского уровня!

Олег Абакуменко: ТЮЗ  – это огромная часть меня, мой внутренний рост, мой стиль жизни. Все, что я делаю вне работы, будь то занятия спортом, чтение, просмотр новых фильмов и т.д. – это все я делаю для того, чтобы быть лучше в театре. Каждый спектакль меня меняет как артиста, здесь я постоянно учусь чему­то новому, расту над собой, развиваюсь как личность. Наш театр выделяется эстетикой, направлением, мы движемся по­своему, но всегда вперед  ­ благодаря качествам нашего лидера, главного режиссера Геннадия Фортуса

ОТНОШЕНИЕ К ЗРИТЕЛЮ

Геннадий Фортус своего зрителя долго собирал. В середине 90­х, когда он приступил к деятельности режиссера и начал ставить первые спектакли ­ в зале ТЮЗа сидели несколько человек, артисты были в растерянности: «Что нам делать?» Геннадий Вадимович отвечал:  «Играть»! – «Но ведь в зале десять человек!» – «Вот для них и играть! Даже если к нам придет один зритель, мы будем играть с полной отдачей!» Артисты играли… Зрители выходили и понимали, что им отдавали себя целиком, по­настоящему! Они рассказывали о театре близким, знакомым – зал начинал наполняться. С такой же отдачей тюзовцы играли и для детей, потом эти дети вырастали и оставались с театром.

Сегодня ТЮЗ собирает аншлаги! Главный режиссер дорожит каждым зрителем и учит этому артистов. В ТЮЗе не заигрывают перед публикой, не пытаются ей понравиться, а искренне уважают и держат ради нее высокий уровень. Геннадий Фортус придерживается определенной позиции ­ как педагог формирует ученика, так и театр должен сам прививать своему зрителю вкус. Важно, чтобы со сцены подавались ценности, а спектакль строился таким образом, чтобы вызывать внутренние вопросы, спор, эмоции! Здесь вы никогда не увидите просто сюжет, актеры активно «общаются» со зрителем, взаимодействуя на уровне чувств. Однажды Мастер (Александр Король) сказал своему ученику (Геннадию Фортусу): «Твой спектакль тогда удался, когда двух­трех человек с него увезла «скорая». Конечно, выражение гиперболично, но смысл понятен – спектакль должен пробуждать в зрителе сильные чувства и эмоции.

ЭСТЕТИКА

Об эстетике Запорожского ТЮЗа я буду говорить с позиции зрителя. То, чему учил Мастер, ученик перенял и усовершенствовал. Посетив здесь несколько спектаклей ­   начинаешь многое переосмысливать! Приходят осознания – нужно жить по­настоящему! Чувствовать! Верить! Любить! Даже при постановке комедии используется психологизм, чтобы воздействовать на тонкие струны души через мудрость. Ведь комедия без мудрости – это трагедия, считает Геннадий Фортус. В Театре молодежи юмор особенный, он интеллигентный, без пошлости. Да, бывают и пикантные спектакли, но в них всегда соблюдена грань, уважение к зрителю, его чувствам, а легкая откровенность делает спектакль интереснее, замещая ханжество той правдой, в которой далеко не каждый может себе признаться. В ТЮЗе всегда будет интересно людям думающим, размышляющим, тем, кто открыт к принятию нового, готов перенимать опыт, чему­-то учиться. И снова хочется вспомнить наставление Александра Короля, которым Геннадий Фортус руководствуется по сей день: «На твоем спектакле должно быть интересно и дворнику, и академику. При том, что они нуждаются в разных категориях мышления – оба должны получить что­то для себя»… Думаю, это тот случай, когда «все гениальное ­ просто!»

Мне нравится выражение Армена Джигарханяна  «Когда общество не имеет идеалов, театр ему не нужен». Любовь зрителя к Запорожскому ТЮЗу показывает, что идеалы все­таки есть и, возможно, во многом благодаря театру. И чтобы в современной действительности идеалы не стали хрупкими, важно продолжать укреплять их – держать высокую планку, отдавать себя без остатка и преданно служить сцене ради вечных ценностей. Пока в ТЮЗе творят такие люди ­ ему это по силам! Многая лета, дорогой Театр! «В сорок ­ жизнь только начинается»!

Ксения Шаповалова