Сокращение парниковых газов: вклад предприятий и государства

688
0

В Украине продолжают обсуждать национальный план по уменьшению выбросов парниковых газов. Проанализируем, что это означает для промышленных городов и станет ли в результате воздух чище?

Всего лишь 102 млрд евро

В последнее десятилетие глобальное изменение климата ускорилось, его последствия стали очевидными. Правительства развитых стран, наконец, признали, что хозяйственная деятельность человечества наносит планете непоправимый ущерб. Поэтому в 2016 году в Париже договорились запланировать реальные действия для снижения выбросов парниковых газов. Каждая страна-участник обязалась регулярно просчитывать и сообщать мировому сообществу конкретные планы по снижению выбросов для смягчения изменений климата («національно визначений внесок у скорочення викидів парникових газів», сокращенно НВВ).

Украина была одной из первых стран, подписавших Парижское соглашение. «Амбициозная цель – сократить выбросы парниковых газов на 65% в 2030 году по сравнению с 1990 годом. В ближайшее время планируем завершить консультации со всеми стейкхолдерами, чтобы правительство в начале лета утвердило НВВ2», – сообщил недавно министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Роман Абрамовский.

На самом деле эта цель выглядит амбициозной и значимой только на бумаге. «Декарбонизация – единственная сфера деятельности, где Украина за годы независимости достигла впечатляющих положительных результатов, став мировым лидером по снижению выбросов парниковых газов, сократив СО2 на 61,3%, – констатирует директор энергетических программ «Центра Разумкова» Владимир Омельченко. –  В секторе производства энергии и тепла это сокращение было еще большим — на 64%. Однако это сокращение произошло главным образом благодаря изменению в структуре экономики – из-за снижения в ней в несколько раз доли тяжелого машиностроения и общего промышленного производства. Лишь в последние несколько лет заметную роль в процессе декарбонизации стали играть факторы развития возобновляемой энергетики и увеличение инвестиций в мероприятия по энергосбережению».

Зато правительство уже посчитало, что для достижения поставленных целей по снижению выбросов нужны международные инвестиции — а именно 102 млрд евро. Как пишется в красивых документах, для развития и превращения всех секторов экономики: энергетики, промышленности, транспорта, строительства, сельского и лесного хозяйства и управления отходами. Совсем немного для спасения нашей планеты. Что же планирует делать правительство?

Планы по сокращению выбросов

 «В целом, стоит отметить прогресс в определении целей по сокращению выбросов, — комментирует текущую ситуацию Оксана Алиева, координатор программы «Изменение климата и энергетическая политика», Фонд им. Генриха Белля, Бюро Киев – Украина. — Впервые предлагается сократить выбросы от текущего уровня за счет сокращения выбросов в секторе производства электроэнергии и тепла, в нем в последние годы сокращение уже происходит. С другими секторами (транспорт, отходы) существенное сокращение выбросов не планируется, но вселяет надежду планируемое сокращение в сельском хозяйстве и землепользовании, ведь в последние годы выбросы в этом секторе росли».

Эксперты «Центра экологических инициатив «Экодія» подготовили список критериев, которые должны быть учтены правительством при планировании реального снижения выбросов. «Следует включить во второй НВВ секторальные взносы от основных секторов-загрязнителей и секторов с наибольшими рисками, таких как энергетика, промышленность, сельское хозяйство, а также местных и негосударственных субъектов», — отметила руководитель отдела климата и транспорта ОО «Экодiя» Евгения Засядько. – Для этого нужны прозрачные процессы обсуждения возможностей снижения выбросов с участием гражданского общества, бизнеса, финансового сектора и местных органов власти».

Позиция крупного бизнеса

 Немаловажный вопрос, обоснованы ли поставленные государством цели по снижению выбросов парниковых газов с точки зрения представителей украинской промышленности.

Так, ПАО «Запорожсталь», «будучи сторонником сокращения выбросов парниковых газов и декарбонизации экономики, уже давно вплотную занимается внедрением энергосберегающих технологий, результатом которых является сокращение выбросов парниковых газов, – сообщила начальник управления окружающей среды комбината Инна Холина. – Однако снижение выбросов парниковых газов в объемах целей по НВВ невозможно без внедрения новейших технологий и практик, а для этого нужны значительные инвестиции, и не только собственные».

То есть для достижения поставленных государством целей всем промышленным предприятиям Украины необходима в первую очередь реконструкция и модернизация мощностей, а значит государство в первую очередь должно разработать программы, направленные на развитие промышленности и создание благоприятного инвестиционного климата.

Иными словами, представитель индустриального гиганта признает важность снижения выбросов, но уточняет, что сегодня достижение поставленных амбициозных целей по НВВ с трудом осуществимо без совместного партнерства бизнеса и государства.

Для справки, начиная с 2012 года «Запорожсталь» направила на экомодернизацию производственных мощностей свыше 15 млрд грн, и все эти средства – собственные инвестиции предприятия.

А что с остальными загрязняющими веществами?

 Среди экспертов существует мнение, что снижение выбросов парниковых газов металлургическими предприятиями никак не повлияет на безопасность их выбросов для окружающей среды.

Технический консультант проекта «Чисте повітря для України» Максим Сорока излагает эту точку зрения следующим образом: «Безусловно, внедрение наилучших доступных технологий и методов в энергетическом секторе приведет к снижению эмиссии парниковых газов и других загрязняющих веществ. Это неоспоримый факт. Но риск для здоровья населения и экологическая безопасность территорий не определяются выбросами парниковых газов. Предложенные цели и стратегии Зеленого курса обходят большинство конфликтных для промышленных агломераций вопросов: промышленное загрязнение тяжелыми металлами, альдегидами, кетонами, полициклическими органическими соединениями, локальное загрязнение территорий и необходимость их очистки и реновации. По моему мнению, положительная сторона внедрения Зеленого курса в Украине – акцент на новые правила прозрачности, публичности и подотчетности экологически значимой информации. С внедрением плана Зеленого курса у нас появится реальная возможность, наконец, сформировать в Украине Национальный реестр переноса загрязнения – и оценить истинный ущерб для здоровья населения».

Со своей стороны, представитель «Запорожстали» Инна Холина акцентирует внимание на сокращении всех выбросов благодаря модернизации предприятий: «Поскольку сокращение выбросов парниковых газов неразрывно связано с модернизацией технологических процессов и реконструкцией основных мощностей, это повлечет за собой не только участие в решении глобальной проблемы, но и приведет к сокращению выбросов прочих загрязняющих веществ (не парниковых газов) на местах, то есть там, где мы с вами живем. Так как парниковые газы высвобождаются в атмосферу в результате сжигания топлива, внедрение мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов будет иметь и положительный экологический эффект: при проведении реконструкции технологических процессов и применения наилучших технологий — соответственно качественно и количественно скажется в целом на выбросах прочих загрязняющих веществ предприятий».

 Дайте стимулы

 «Практика показывает, что украинская власть имеет одну старую болезнь – сначала взять на себя нереалистичные обязательства, потом их не выполнять», — отмечает Владимир Омельченко.

Минприроды может убеждать европейских доноров, что принятие национальных целей по НВВ скоро повлияет на экологическую трансформацию украинских предприятий, однако красивых решений на бумаге недостаточно.

«В условиях глубокого кризиса экономики перед бизнесом открывается лишь два пути: либо банкротство предприятий из-за непосильных обязательств, либо их полная трансформация при получении государственной поддержки, – объясняет Инна Холина. — Поддержки в виде экономического стимулирования для мобилизации дополнительных инвестиций и ресурсов с целью реализации промышленными предприятиями энергоcберегающих и природоохранных мероприятий».

Для достижения поставленного результата необходимо взаимодействие промышленности и государства, считает представитель комбината. Необходимо создать действенные инструменты стимулирования предприятий, внедряющих мероприятия по декарбонизации. В отличие от ЕС, в Украине подобных механизмов не создано.

Эксперт «Центра Разумкова» Владимир Омельченко предлагает следующие шаги: «Ввести рынок квот на выбросы парниковых газов, как более продвинутый механизм стимулирования экологической модернизации предприятий по сравнению с экологическим налогом. Это должна быть европейская модель Emission Trading System (ETS)». Пора и создать украинский «климатический фонд» для привлечения международных средств к финансированию модернизации украинских производств.

В любом случае государственным умам пора понять: для трансформации экономики и достижения экологической безопасности лучше действовать разумными экономическими методами. Здоровье в конечном счете – дороже денег.