Дайте мне власть, и я переверну весь мир!

839
0

В четверг на правительственном дне в ВР премьер вдруг стал просить у депутатов для себя дополнительных полномочий.  Какие еще  дополнительные полномочия нужны правительству,  г.Гройсман не уточнил, но сказал, что справится  со всеми проблемами в течение трех месяцев  при наличии этих самых полномочий. 

Чего только мы не слышали  за три года от г.Гройсмана: и обещание показать, как нужно управлять страной, и   демонстрацию  собственного геройства в связи с повышением тарифов на газ и тепло на какие-­то 23,5% вместо 60%, на которых настаивал МВФ, и, наконец, обещание привести  страну в «золотой век» за три месяца. Давайте разберем все эти обещания, за которые, кстати, г.Гройсман ни разу не отчитался перед ВР. Согласно украинской Конституции премьер и правительство подотчетны ВР, что означает обязанность ежегодно отчитываться перед ВР за проделанную работу.  Избегание этой ответственности уже вызывает сомнение и  недоумение по поводу просьбы расширить полномочия правительства.

Мало дать обещание показать, как правильно управлять страной. Его нужно реализовать в экономических показателях. Три года премьерства г.Гройсмана сопровождались закладыванием в текст бюджета одной и той же цифры – 3% роста экономики,  но ни разу не дошли на практике до этого роста. По статистическим данным и оценкам экспертов, реальный  рост экономики не превышал 1,5­2%, зато реальная инфляция постоянно опережала заложенные в бюджет цифры. В частности, в 2017 году показатель инфляции в тексте бюджета составлял 13%, а в 2018 – 9%, в 2019 планируется 8%, но каждый раз реальная инфляция оказывалась выше и всякий раз обгоняла рост зарплат  и пенсий. И уж куда было угнаться  скромно растущим зарплатам  и пенсиям за тарифами, которые  росли отнюдь не скромно. Разумеется, как всегда, даже незначительный рост зарплат  и пенсий  провоцировал  рост инфляции. Тот факт, что скромно  растущие зарплаты  и пенсии съедались инфляцией и  тарифами, объясняется тем, что экономика, по сути, начала стагнировать. Разумеется, премьер, правительство и президент имеют право сказать, что они начали необходимые реформы в стране, но нельзя ожидать в  скором  времени положительных результатов этих реформ. Однако люди имеют право ответить, что за пять лет нынешняя власть должна была продемонстрировать хоть какие­-то  благоприятные результаты, кроме тех,  которые безжалостно фиксируют международные агентства ­  Украина  стала самой бедной страной Европы. Мы можем  гордиться европейскими ценами и тарифами, но не африканскими зарплатами, бедностью и стагнирующей экономикой. И если г.Гройсману и его правительству  не  хватило трех лет при прежних, как он полагал, недостаточных полномочиях для достижения положительных результатов, то откуда они  появятся, да еще через три месяца,  при новых расширенных полномочиях?

Недавно в Киеве проходил ежегодный съезд Совета регионального развития, на котором обсуждались результаты децентрализации и, по утверждению президента и премьера,  именно эта реформа дала высокие положительные результаты.  Выросло финансирование местных громад, заработки и доходы стали оседать в местных бюджетах. Вот только одновременно с  торжественным съездом в стране замерзали целые области. Местные органы власти, несмотря не  резкое похолодание, не дали тепло в дома из­за колоссальной задолженности населения. Разумеется, г.Гройсман переложил всю ответственность за замерзание людей  на местную власть.  В этом случае гордиться успехами децентрализации не стоит.  Вот только стоит ли перекладывать эту ответственность на местную власть, которая  не договаривалась с МВФ на кабальных условиях,  а вынуждена была их принимать? Кстати, оппозиция не раз предупреждала о  неизбежной приостановке платежей со стороны населения при нарушении общемирового принципа, утверждающего, что на оплату всех коммунальных услуг должно уходить не более 15­20% доходов семьи. Этот принцип не выдерживался до конца даже при прошлой политике субсидирования. Усложнение механизма получения субсидий приведет  к еще большим неплатежам.  Децентрализация  не означает безответственность центральной власти. И  просить  дополнительных полномочий при столь неэффективной политике некорректно.

В 30-­е годы 20 века американский президент  Ф.Рузвельт тоже попросил у Конгресса для себя чрезвычайных полномочий. Это было  связано с общемировым кризисом, который получил название «великой депрессии». Ф.Рузвельт предупредил, что это  ­ временная мера, необходимая для преодоления кризиса. Получив эти полномочия,  он начал политику, которая стала известна как «новый курс Рузвельта». Эта политика включала в себя частичную национализацию производства,  широкую санацию банковской системы, усиление государственного контроля.  Все это не очень понравилось американскому бизнесу и крупному капиталу, но эта политика привела к быстрым положительным результатам. А затем ситуация резко изменилась.  Вслед за временным оживлением экономики начались новые  признаки кризиса. Стало понятно, что  экономические кризисы стали вести себя «нелогично», их циклы стали непредсказуемы, цикл депрессии  стал более затяжным. И вот тут Рузвельт усилил свой новый курс такими деталями, которые показывают принципиальное отличие его политики от политики украинского премьера.

Вместо удара по американскому населению в виде тарифов и сокращения рабочих мест  Рузвельт  ввел сильную социальную политику в стране. Она заключалась в государственном регулировании зарплат,  введении 8­-часового рабочего дня, социального страхования по безработице, бедности, старости и инвалидности и главное – в  предоставлении профсоюзам  широких полномочий. Вот поэтому Рузвельт стал самым почитаемым  президентом в  истории США, и такому президенту  не страшно было давать широкие полномочия.  А если  правительство проводит  антинародную политику без дополнительных полномочий, то при получении их, можно не сомневаться, страна через три месяца  ляжет на дно. Не стоит переворачивать весь мир  с  помощью огромной власти.

Татьяна  НИКОЛАЕВА