Выжившие — так можно назвать пассажиров общественного коммунального транспорта. Казалось бы, город наконецто начал обновлять подвижной состав и люди ездят в нормальных автобусах, а не в «собачьих будках» на колесах, как пел Кузьма «Скрябин». Но почему-то каждая хорошая инициатива реализуется, мягко говоря, не ахти
С 2017 года город начал закупать в лизинг большие вместительные автобусы, дабы со временем на дорогах исчезли маршрутки, на которые массово и регулярно жалуются запорожцы. Но радость от «обновки» была недолгой…
ПАССАЖИРЫ ТЕРЯЮТ СОЗНАНИЕ
С мая месяца 2019 года в соцсетях люди начали писать о том, что пассажиры теряют сознание в коммунальных автобусах: жара + плохая циркуляция воздуха в салоне + отсутствие кондиционеров = потеря сознания. Неравнодушные пассажиры выводили из транспорта людей, которым стало плохо от «духоты» в салоне. Высокая температура в салоне «косила» не только старшее поколение, но и молодых людей, чей организм, казалось бы, должен быть крепче.
Чаще всего плохо становится пассажирам, которые добираются из центра города, например, в Хортицкий район. Недостаточное количество подвижного состава и, как результат, автобус забивают «до отказа». Ситуацию усугубляли ремонтные работы на Преображенском мосту, изза которых постоянно образовывались «тянучки». Автобус едет настолько медленно, что запорожцы, которые решают перейти мост пешком, обгоняют транспорт, пока пассажиры и водитель «маринуются» под прямыми лучами солнца.
21 июля все «прелести» поездки в полном объеме я в очередной раз испытала на себе. Гдето в 19:20 мне нужно было от остановки «Цирк» добраться до Набережной. Учитывая, что в выходной день количество общественного транспорта сокращается в разы, а ехать мне нужно было срочно, то вместо автобуса №59, который едет непосредственно на Набережную, была вынуждена сесть на №39, который на бул. Шевченко (около самолета) поворачивает на Никопольский поворот.
Сказать, что автобус №39 был забит, это ничего не сказать! Каким-то чудо мне удалось втиснуться в этот транспорт, упершись спиной в двери, проехала 5 остановок и вышла оттуда вся мокрая, словно из сауны. В салоне очень душно, никакой циркуляции воздуха, что привело к головокружению и предобморочному состоянию.
Отметим, что после того как в СМИ подняли вопрос о пострадавших от жары, в салонах автобусов начали появляться шторки, а некоторые водители транспорта вставляли бутылку с водой между дверями своей кабины и салоном, чтобы ветер хоть немного попадал к пассажирам.
«С целью улучшения условий труда водителей автобусов, предприятие «Запорожэлектротранс» с 12.04.2019 заключило договор и за собственные средства начало тонировать стеклянные поверхности кабин водителя с соблюдением требований ПДД Украины и Правил охраны труда на автомобильном транспорте», — говорят на сайте предприятия.
ТРАГИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ В АВТОБУСЕ
4 июля водитель автобуса №94 умер после того, как отработал смену: «Как стало известно «IPnews» из собственных источников, 54летний водитель автобуса №94 приехал на пересменку, только сдал свой пост, как ему резко стало плохо и он потерял сознание. На помощь мужчине бросились коллеги, которые вызвали «скорую». Медики диагностировали у потерпевшего тепловой удар. Позднее, около 20 часов, мужчина скончался в больнице».
Спустя практически неделю на сайте «Запорожэлектротранс» появился комментарий руководства КП относительно трагического случая. В нем говорится о том, что мужчина скончался от инфаркта: «В 5:46 утра водитель пришел в автобусный парк, прошел предрейсовый медосмотр, на состояние здоровья не жаловался и был допущен к управлению транспортным средством. В 6:01 он приступил к своим обязанностям. В течение рабочей смены от водителя автобуса жалоб на ухудшение состояния здоровья и плохое самочувствие диспетчеру или руководителю автопарка не поступало. В 13:54 водитель на конечной остановке «Симферопольское шоссе» сдал смену напарнику. Гдето в 14:10 на автозаправочной станции, расположенной вблизи автобусного парка, ему внезапно стало плохо. Работником АЗС была вызвана скорая помощь, которая доставила его в больницу. 04.07.2019 водитель умер в больнице. Причина смерти — острый трансмуральный инфаркт нижней стенки миокарда. По данному случаю на предприятии «Запорожэлектротранс» проводится расследование».
Что стало причиной инфаркта у 54летнего водителя автобуса, будет известно по завершении расследования. А пока водители и пассажиры продолжают «мариноваться» в «аквариумах» (так запорожцы прозвали коммунальные автобусы). Буквально через 2 недели был зафиксирован еще один случай. Так, на пл. Поляка водитель троллейбуса №8 потерял сознание, и ему вызвали «скорую».
ЭКСПЕРИМЕНТ
Мы провели эксперимент и замеряли температуру в салоне автобуса и маршрутки. 2 июля в 11:40 мы сели в автобус №29 на остановке «Пл. Фестивальная». Температура воздуха на улице в тени — 32 градуса по Цельсию. Салон автобуса был полупустой, «стоячих» пассажиров было от 5 до 12 человек. Когда мы прибыли на остановку «Ул. Макаренко», градусник показал температуру в салоне автобуса 42 градуса по Цельсию.
16:16, мы садимся в маршрутку №73 на становке «Ул. Макаренко» и едем до остановки «Набережная». Температура в тени за окном — 34 градуса по Цельсию, в салоне — 36. Отметим, что маршрутка была полупустой, поэтому открытые окна хорошо «обдували» салон.
7 июля, 9:31 утра. Садимся в автобус № 59 на «Набережной» и едем до остановки «Ул. Базарная». На улице 25 градусов по Цельсию, а в салоне — 31,5.
16 июля, 9:30 утра, на улице температура 20 градусов. На пр. Металлургов заходим в автобус №18 и едем до остановки «Школа №96». На нашей «конечной» градусник показал температуру в салоне — 31 градус по Цельсию.
Мы сделали выборку этих дней, т.к. они были наиболее теплыми в текущем месяце. В среднем температура в салоне автобуса выше температуры на улице на 610 градусов по Цельсию.
Проблема больших вместительных автобусов — в салонах нет нормальной циркуляции воздуха и кондиционера. К тому же, закупленного количества автобусов недостаточно для города Запорожья, а в выходные дни на маршрут выпускают меньшее количество подвижного состава. Часто автобус и троллейбус «ходят парой». Подмечено, что, например, на пл. Фестивальную подъезжает автобус №59, через 2 минуты троллейбус № 14 (конечная остановка у обоих «Набережная»), а потом 20 минут нет никакого коммунального транспорта. Соответственно, люди, пытаясь добраться до работы или дома «забивают» коммунальный транспорт, а чем больше людей в салоне — тем жарче. В автобусах буквально дышать нечем!
КАК «ЗАПОРОЖЭЛЕКТРОТРАНС» ПОНИЖАЕТ ГРАДУС?
Согласно информации, предоставленной нам КП «Запорожэлектротранс», они проводят влажную уборку в салонах своего подвижного состава ежесуточно перед выпуском на маршруты города.
Мы уточнили у руководства КП, должен ли водитель оказывать помощь пассажиру, который, например, потерял сознание в салоне: «Оказание первой домедицинской помощи входит в обязанности водителя автобусов, троллейбусов, трамваев. Весь подвижной состав предприятия, который осуществляет пассажирские перевозки на маршрутах, укомплектован средствами первой домедицинской помощи».
Что касается кондиционеров в салонах автобусов, то тут ответ короткий: «Автобусы типа МАЗ103485 и МАЗ203085 системой кондиционирования салона заводом-изготовителем не укомплектованы. Конструкцией подвижного состава предусмотрена вентиляция салона. Она осуществляется через люки крыши и боковые окна», — говорят в КП. Т. е. вот те маленькие окошки, расположенные по периметру салона, единственная надежда пассажиров на свежий воздух. Соответственно самые хорошие места — у окна, есть шанс сделать глоток «свежего воздуха».
Отметим, что Закон Украины не регламентирует температурный режим в салонах транспорта. Она зависит от температуры воздуха за окном.
По данным некоторых СМИ, автобусы с кондиционером стоят всего на 3% больше, чем те, которые закупили городские власти. Примечательно, что в этом году город будет закупать новые троллейбусы, и они будут оснащены кондиционерами!… НО, только для водителей. Об этом нам рассказали в КП «Запорожэлектротранс». Так что городская власть не собирается думать о комфорте пассажиров.
А вот о своем комфорте депутаты беспокоятся. Так, Запорожский горсовет намерен заключить договор на покупку 6 автомобилей для КП «Автогоспцентр» (он обслуживает служебные автомобили, на которых передвигаются сотрудники мэрии). Каждое авто Toyota Corolla 2019 года выпуска стоит примерно 498 тыс. грн (общая сумма — 2,98 млн грн). В отличие от общественного транспорта, в иномарках есть обогрев заднего стекла, кондиционер, несколько подушек безопасности, система помощи старта на подъеме, электростеклоподъемники и другие блага, пишет сайт «Наші гроші». Возникает вопрос: чем сотрудники мэрии лучше запорожцев? Почему им покупают машины, да еще и 2019 года выпуска с кондиционерами? Автобусы, трамваи и троллейбусы тоже транспорт. И на них также в горсовет на работу можно добираться.
ПЕТИЦИЯ
Когда запорожцев достала жара в салонах, они написали петицию, которая в рекордные сроки собрала нужное количество голосов, и этот вопрос вынесут на ближайшую сессию горсовета. Впрочем, вопрос о кондиционерах уже поднимался на прошлой сессии. Так, заммэра Сергей Мешок сказал, что кондиционеров нет, потому что слишком короткие остановки транспорта и салон не будет нормально охлаждаться. Странно, но в других странах салоны успевают охлаждаться, а у нас нет. В свою очередь директор КП «Запорожэлектротранс» Юрий Папач считает, что новые автобусы не «потянут» технически кондиционеры. Т.е. запорожцам нужно подождать несколько лет пока закупленные в лизинг автобусы выйдут из строя и вот тогда, возможно, будут закуплены новые автобусы с кондиционерами.
НО! 18 июля в Запорожье с визитом прибыл президент Украины Владимир Зеленский, который обязал до 15 октября оснастить автобусы кондиционерами. Результат работы глава государства пообещал проверить. Что ж, как запорожские власти будут выходить из сложившейся ситуации — увидим через 3 месяца.
24 июля на заседании Запорожского городского исполкома мэр Владимир Буряк сообщил, что первые 2 троллейбуса из 9, на условиях финансового лизинга, будут доставлены в августе, они будут оснащены кондиционерами. Правда, городской голова не сообщил о том, что они будут находиться в кабине водителя, а не в салоне. Далее будет рассматриваться программа по установке кондиционеров в муниципальном транспорте.
Иванка ВОЛОЩУК