К осени Минздрав оставит тяжелобольных людей без лекарств

544
0

Через три месяца у болеющих раком детей, людей, живущих с ВИЧ и пациентов, страдающих редкими заболеваниями, закончатся лекарства, гарантированные им государством.

Миллион украинцев — дети с онкологией, младенцы с дыхательными расстройствами, пациенты с гемофилией, диагнозом ВИЧ-СПИД, гепатитами и редкими заболеваниями, — оказались один на один со смертельной угрозой. Для них регулярное медикаментозное лечение — вопрос не просто здоровья, но и самой жизни. Необходимые препараты гарантирует, и должно закупать для них государство, — они дороги и в аптеках не продаются.

Этой осенью может случиться коллапс, — по словам Инны Иваненко, исполнительного директора волонтерской организации Пациенты Украины, именно тогда в стране иссякнут запасы нужных лекарств для поддержания жизни тяжелобольных пациентов, а также приобретаемые за госсредства стенты, использующиеся при операциях на сердце.

На закупку лекарств в 2020 году правительство в госбюджете выделило 10 млрд грн, — их должны распределить на 38 госпрограмм по приобретению препаратов для различных групп пациентов.

То есть, деньги есть, но процесс так и не стартовал.

Миллиардные суммы уже давно должны были работать на благо больных: в начале каждого года Минздрав объявляет тендеры на приобретение лекарств. Но в 2020-м процесс застопорился: уже сменились два министра здравоохранения, пришел третий — Максим Степанов, но никто из представителей организаций пациентов так и не увидел утверждённых программ и не слышал о подписанных соглашениях с поставщиками лекарств.

Для приобретения препаратов в ведомстве Степанова должны завизировать восемь документов. Документы подготовлены, но лежат в канцелярии Минздрава без движения.

Катастрофичность ситуации в следующем: если сегодня подписать все документы, то поставить лекарства удастся только в следующем году. Сам процесс закупки продолжается от 2 до 4 месяцев, — говорит адвокат Елена Щербань из ЦПК

«Степанов не только медлит, а еще приближает ситуацию к критической точке», — уверена Иваненко из Пациенты Украины. Эта организация распространила заявление, в котором прямо обвинила в происходящем Степанова и его «профильного» заместителя Светлану Шаталову.

При этом даже эксперты не знают, сколько в Украине осталось лекарств и медизделий в резерве, — министерство не разглашает эти данные. НВ обратился за уточнением в Минздрав, но прошла неделя, а ответа из ведомства редакция так и не получила.

В ситуацию должен вмешаться президент и премьер, — ведь под угрозой оказались жизни тысяч пациентов.

Дмитрий Шерембей из организации 100% Життя констатирует, что скоро может произойти прерывание лечения у 100 тыс. украинцев с диагнозом ВИЧ-СПИД. Этого не произошло прямо сейчас лишь благодаря международным организациям, выделившим необходимые этой категории людей лекарства. «На нас надвигается гуманитарная катастрофа. Ответственность за смерти людей понесёт президент», — добавляет Шерембей.

Происходящее напоминает общественным активистам времена президентства Виктора Януковича, когда Минздравом руководила Раиса Богатырева. Тогда, в 2012—2014 годах, министерство тянуло с закупкой лекарств до последнего, — до того момента, когда в регионах они уже просто заканчивались. А затем экстренно приобретало препараты по завышенным ценам и в обход законных процедур. «В таких условиях Минздрав разрешал себя шантажировать фармацевтическим компаниям. Встречались вопиющие случаи, когда компании, получившие 100% предоплаты, не поставляли лекарства», — вспоминает Щербань из ЦПК. Так и возникала коррупция, когда чиновники одобряли закупки лишь у «специально подобранных» поставщиков.

Подобные истории в Украине не новы: как напоминает Шерембей, в прошлом году сроки объявления тендеров срывались трижды. Он видит лишь один выход из такой ситуации — нужно, мол, лишить Минздрав полномочий утверждать необходимые для лекарственных закупок документы.