Если перефразировать известную поговорку, в Запорожье есть две беды: плохие дороги и отсутствие денег. Но если со второй — все более-менее ясно, то с первой нужно разобраться подробнее. Мы привыкли ругать местные «скатерти» (да-да, чего душой кривить). Давайте разберемся, от чего запорожские дороги так часто выходят из строя. Почему коммунальщики ремонтируют асфальтное покрытие в дождь? Как жители города латают ямы коврами? Как справится с проблемой собственными силами?
Все эти и другие вопросы взяла на себя журналистка «Верже». Кстати, для тех, кто скептически заметит: не женское это дело, дороги изучать, сразу ответим: еще и как женское. Вы хоть раз пытались пройтись на шпильке по нашим ямам и колдобинам? Для проделывания подобных трюков нужна, как минимум, запасная пара ног. Так что дорогие водители, мы вас прекрасно понимаем… Итак, покрепче пристегивайтесь и поехали разбираться в теме.
На языке цифр
Чтобы качественно залатать дорожное покрытие нужно четко знать три вещи. Прежде всего, наши дороги портятся из-за изменения климата. Система здесь проста: вода периодически замерзает и снова тает. Это приводит к возникновению трещин и ям. Также вредит сильное понижение температуры.
От строителей погодные условия никак не зависят. Поэтому все, что они могут сделать — проводить профилактические мероприятия, направленные на укрепление покрытий.
Еще одной причиной порчи дорог является активное передвижение по ним грузовых автомобилей. Машины оказывают давление на полотно, таким образом, там появляются трещины. А если же в такой момент еще выпадут осадки — расколы становятся еще больше.
И заключительная трудность — использование некачественных материалов во время строительства.
Запорожские власти постоянно ведут войну с этими тремя «недугами». Уже в этом году планируется окончить ремонт тех участков дорог, который был запланирован в прошлом. Кроме этого, специалисты займутся реконструкцией новых.
— В текущем году завершится реконструкция участка автомагистрали «Харьков–Симферополь» в районе мясокомбината, обустройство транспортной развязки на Набережной магистрали в районе ТЦ «Ашан», реконструкция пешеходного перехода через балку Маркусова от улицы Исторической до улицы Сеченова, — отчитывается мэр города Александр Син.
Под статью расходов в этом году попал и стратегический участок международной трассы. Сейчас Облавтодор уже начал капремонт моста через реку Сухая Балка на автомобильной дороге государственного значения М-18 Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта, км 322 + км 821. Работы планируют проделать в два этапа. Первый из них включает в себя разборку существующих среднего и низового мостов и сооружение нового моста. Вторым этапом станет непосредственно ремонт верховой конструкции. К слову, в период работ здесь движение будет перекрыто.
Запорожские коммунальщики настолько суровы…
В начале этого года на сессии горсовета был принят бюджет на текущий год. По решению депутатов 10 миллионов гривен выделено на ремонт внутриквартальных дорог.
В целом, на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог города в этом году направят 31,5 миллионов гривен. Из них за счет средств госсубвенции — более 28 миллионов гривен.
Почти 12 миллионов гривен из этой суммы пойдут на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт дорог, а более 19 миллионов гривен потратят на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.
Поэтому, не удивительно, что в городе проводится постоянный текущий ремонт проблемных участков дорог.
Кому интересно, коммунальщики «латают» ямы и трещины с помощью новой технологии — укладки брусчаткой. Ее цена гораздо ниже, чем работа с асфальтобетоном. Дополнительные плюсы — с брусчаткой можно работать и в минусовую температуру (правда, только в том случае, если нет снега).
— Если вы помните, прошлой весной все города Украины жаловались на разрушенные после зимы дороги. В Запорожье же степень разрушения была значительно меньше из-за того, что КП «ЭЛУАД» применяет эту технологию ремонта брусчаткой зимой, — рассказал городской голова, подчеркнув, что такой ремонт не является ни средним, ни тем более капитальным, а просто ликвидацией таких локальных очагов разрушения, — поведал градоначальник.
Кроме этого, запорожские коммунальщики настолько мобильны, что работают в дождь. Пользователи соцсетей не раз выкладывали забавные фотографии и видеоролики, на которых коммунальщики просто-таки закатывают асфальт в лужи. Как выяснилось, этой процедуре есть вполне адекватное пояснение:
— Зимой асфальтобетонный завод не работает, мы заказываем сырье, специально выбираем подходящую погоду, но бывают и накладки. И если вдруг пошел дождь, мы не можем остановить работу. Возможно, все это не так красиво, как летом, но я хотел бы объяснить, что если мы сегодня не будем латать ямы, то потом они будут глубиной в метр. Допускаю, залатанные участки простоят два-три месяца, но зато мы обеспечим автомобилистам нормальные дороги, — объяснил мэр.
При текущем ремонте покрытий, по мере надобности, могут выполняются следующие виды работ: ямочный ремонт (ликвидация ям, выбоин, сколов); заделка трещин; асфальтирование — поверхностная обработка или укладка тонких верхних слоев покрытия (ковриков износа).
Основные виды ямочного ремонта осуществляются с применением следующих материалов и технологий: горячая асфальтобетонная смесь; холодная асфальтобетонная смесь; с применением литого асфальтобетона; инфракрасный ремонт асфальта; по струйно-инъекционной холодной технологии.
Таким образом в минувшем году в Запорожье починили более 15 тысяч квадратных метров внутриквартальных дорог. Больше всего повезло Заводскому району. Там обновили целых 11 улиц. Немного меньшие работы провелись в Шевченковском. Жителей порадовали на 8 улицах. В Орджоникидзевском районе под каток «легли» 7 улиц. В Коммунарском — 6, а в Жовтневом — всего 5.
Проезд платный?
Тем не менее, полностью решить проблему плохих дорог почти невозможно. Камень преткновения — финансирование исключительно из бюджета. Так как тех налогов, которые платят автомобилисты недостаточно.
Специалисты подсчитали, за год в стране продается 4,5 миллионов тонн бензина и 5,5 миллионов тонн дизельного топлива. С 1 тонны бензина (а это около 1300 литров) в госбюджет в виде акцизов попадет 198 евро, а с дизельного топлива еще меньше — от 46 до 98 евро (в среднем 50 евро) за тонну. Делаем подсчеты… выходит, что с этого объема в казну попадает около 12 миллиардов гривен. Правительство запланировало ежегодно тратить на реконструкцию дорог около 43 миллиардов гривен. Что делать?
Тут вариантов два — поднимать в несколько раз акцизы на топливо или делать часть дорог в стране платными. Пока что в правительстве делают ставку на второй вариант.
В Европе последние 50 лет более 30% новых дорог строятся по концессионному принципу. В России таких дорог построено более 800 км, в Украине, к сожалению, нет ни одной. Поэтому правительство разработало семь проектов относительно концессионных дорог. Через год в Украине должны были пройти конкурсы на реализаторов подобных проектов.
По подсчетам Укравтодора, проезд по концессионной дороге обойдется водителю легковушки в 0,3 грн за километр, а грузового автомобиля — 1 грн. Будем надеяться, что правительство будет строить вместе с инвесторами новые дороги, а не отдаст в концессию уже существующие, которые были недавно построены за государственные средства.
А как у них?
Есть еще третий вариант — возложить почетную миссию ремонта на плечи горожан. К примеру, житель Донецкой области автомобилист Юрий Парицкий решил самостоятельно заасфальтировать разбитые дороги населенного пункта, не дожидаясь действия властей.
Парицкий регулярно загружает в прицеп асфальтированную вырубку, и колесит по Горловке на собственном автомобиле, засыпая выбоины и ямы. Энтузиаст отметил, что им движет не только обостренное чувство гражданского долга, но и желание уберечь свой собственный новый дорогой автомобиль от езды по разбитым мостовым, находящимся в ужасном состоянии.
По словам Парицкого, мэр города отремонтировал главную автомагистраль Горловки, и на этом попытки починить дорожное полотно прекратились. Украинский автомобилист также призвал всех неравнодушных жителей присоединиться к проблеме, и быстрее привести дороги населенного пункта в подобающее состояние.
Выстелены коврами…
Не отстают от креативного жителя Донецка и запорожцы. Они также справляются с ямами своими силами, так сказать, народными методами. В прошлом году интернет взбудоражил дом по улице Победы. Его жильцы изобрели необычный способ борьбы с бездорожьем. На въезде во двор несколько лет подряд там располагалась огромная яма. Она мешала движению машин, которые двигались в этом направлении. Так что запорожцы, недолго думая, «заасфальтировали» выбоину оригинальным способом. Они положили сверху красный ковер.
Одна из соседок заприметила возле мусоропровода «красавца» и перетащила его на середину дороги. Кстати, кто выбросил реликвию, так и неизвестно.
— Теперь наша дорога стала ровной, как скатерть, — говорят местные жители. — Правда, чтобы замаскировать все ямы во дворе, необходимо скинуться коврами всем домом.
В продолжении темы, через некоторое время уроженка Запорожья, которая проживает в Нью-Йорке рассказала интересную историю. На одной из американских радио-волн запорожский ковер стал чуть ли не главным персонажем:
— Вы не поверите, но…. Я живу в Нью Йорке, здесь есть Русское радио, по радио идет игра «Вы не поверите, но». И вдруг в одном из вопросов звучит эта новость про дырку и ковер. И самое смешное, что мужчина в нее не поверил и проиграл. Так что Запорожье прославилось даже здесь, в Нью Йорке, — со смехом рассказала наша землячка.
Проспект уходит под землю
Но это не единственная веселая история, связанная с ремонтом дорог. Жители города постоянно придумывают новые шутки и истории на эту тему. Также они составляют топ-самых опасных ям города.
В их список традиционно попадают окраины города, но частенько горожане называют и центральные улицы. К примеру, Победы, Правды, проспект Ленина и др.
Совсем недавно к нам в редакцию обратились жители улицы «12 апреля». Рассказали, у них под окном уже несколько месяцев зияет огромная дыра в тротуаре. Дело в том, что из-за подтопления часть плитки стала уходить под землю.
— Такая ситуация длится уже не одну неделю, плитка уходит в землю все глубже и глубже. На лицо прорыв водопровода или канализации. Чего ожидают коммунальные службы — непонятно, — пожаловались горожане.
А прошлым летом неизвестные активисты пошли дальше. Они перешли от жалоб к действиям. Запорожцы начали обводить контуры самых глубоких ям белой краской. Это должно было помочь водителям вовремя разглядеть опасность на дорогах. Также пятна призваны сигнализировать властям о проблеме.
Кстати, практика обозначать краской опасные ямы в Запорожье существовала и раньше. Правда, результатов она принесла не много.
Правильной дорогой идете…
К счастью, несмотря на проблемы, в Запорожье продолжается создание новых дорог. В настоящее время приоритет отдается строительству новых мостов через Днепр. Так как из-за низкой пропускной способности переходов Преображенского в часы пик тут возникают машинные пробки.
Генеральный план города также предусматривает строительство объездных трасс.
Проект в большей мере имеет экологическую направленность. Так что перед архитекторами стоит важная задача — избавить Запорожье от пыли и грязи. Как известно, через наш город проходит трасса Харьков — Симферополь, по которой передвигается массивный грузовой транспорт. Так вот, в будущем планируется создать объездную дорогу, по которой фуры смогут попасть в Васильевку, минуя нас.
Также будет создан дополнительный Северный обход по Днепропетровскому шоссе через поселок Солнечный и новый мост через остров Ленина. Другая же объездная дорога — Южный обход — уведет грузовой транспорт из Запорожья, минуя Южный микрорайон.
Когда же завершится строительство многострадального главного моста города, который должен решить проблему утренних и вечерних пробок, сказать сложно. По причине постоянного сбоя в финансировании. Но уже сейчас известно, что по нему смогут передвигаться машины в шесть рядов. Три полосы выделят для движения в одну сторону и столько же — в обратную.