Фин учреждения Украины несколько месяцев работают по новым правилам финмониторинга.
В СМИ до сих пор появляются «пугалки» о запретах на переводы и расписки за депозиты, а сами украинцы продолжают задаваться вопросом: кого и как проверяют и почему блокируют счета. С этим всем разбирался OBOZREVATEL.
Как меня могут проверить?
Всех подряд проверять не нужно. Но если клиент попал в список тех, у кого высокие риски, придется проверить источник происхождения средств.
Критерии «риска», которые утвердил Нацбанк, достаточно размытые. «Опасными» могут посчитать:
клиента, который не хочет приносить дополнительные документы;
тех, у кого слишком много платежных карт (без указания числа);
тех, с кем не удалось связаться по указанным номеру телефона и адресу;
клиента, который нервничает без «видимых причин», «излишне» интересуется законодательством о финансовом мониторинге;
клиента, который требует обслуживания у одного конкретного сотрудника.
Помимо нормы о «пяти тысячах», (такую сумму можно перевести анонимно, не используя свой счет), НБУ выдал еще ряд ограничений. Клиента нужно проверять, если:
объем наличных операций по счетам не соответствует типичному объему для такого клиента;
постоянно проходят операции с наличностью на крупные, округленные суммы;
клиент регулярно меняет мелкие банкноты на крупные.
Всего в перечне несколько десятков критериев. Но при этом свои внутренние условия есть и у самих банков. НБУ создает только общие правила, а финучреждение имеет право их ужесточить или адаптировать под себя, не нарушая принципы постановления и закона.
При снятии депозита на 200 тыс. грн у меня могут попросить расписку?
Несколько дней назад в СМИ появилась информация о том, что часть банков просит у своих клиентов расписки с просьбой указать, на какие цели пойдут средства – в опрошенных банках, ни в экспертной среде эту информацию не подтвердили.
— Если какой-то банк требует у вас расписку, чтобы получить свой депозит и зачем-то просит назвать, куда вы потратите или инвестируете деньги, смело отказывайте. Банк может запросить источник происхождения средств в момент, когда вы открываете депозит. Но уже существующий депозит – деньги клиента. Это просто нарушение всех прав, это даже нарушает Конституцию. Отказывайте такому банку, звоните на линию НБУ и оставляйте жалобу», – рассказывает эксперт в сфере финансового мониторинга, ответственный сотрудник по финмону одной из крупных кредитных организаций Елизавета Стожар.
В пресс-службе ПриватБанка заявили, что о подобных требованиях слышат впервые, сами же никаких справок для снятия депозита никогда не просят. Единственное, если речь идет о крупной сумме, могут попросить предупредить о снятии заранее, чтобы в отделение банка привезли наличку.
«У кого не хватает технологий, справки могут брать по любому поводу»
Еще несколько недель назад замглавы НБУ Екатерина Рожкова отмечала: те банки, которые излишне контролируют клиентов, блокируют даже незначительные операции, слишком усердствуют и их финансовый мониторинг могут признать неэффективным.
В законе о новом финансовом мониторинге сказано, что суммы от пяти тысяч гривен можно переводить только после идентификации. На практике это означает, что через терминалы «анонимно» можно перевести сумму до пяти тысяч, а если нужно больше – придется подтвердить свою личность, например, воспользовавшись банковской картой.
Но, как оказалась, часть банков пошла на странный шаг и решила повально проверять все переводы на источник происхождения средств.