Бердянский порт: предприятие с длинной историей и большими перспективами

1026
0

порт2

Единственный морской транспортный узел Запорожского региона  — Бердянский торговый портуспешно работает и планирует развиваться

Сейчас это высокомеханизированное транспортное предприятиес девятью грузовымипричалами, на которых установлены35 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 40 тн. Порт принимает суда с проходной осадкой почти 8 м. и длиной до 205 м. Сюда заходят торговые корабли под флагами Турции, Мальты, Панамы, России, Белиза, Болгарии, Италии и пр.

От губернского зерна к углю и чугуну

История этого уникального запорожского предприятия начинается в далеком 1830 году. Тогда порт создали для отправки за границу зерна и сельскохозяйственной продукции из Таврической и Екатеринославской губерний. В годы Великой Отечественной войны Бердянский порт был полностью разрушен. Однакоуже в июле 1946 года он принял первое судно, а с 1964 года открыт для посещения иностранных кораблей.

В годы независимости, с 1990 до 1996, из-за нарушения экономических связей между бывшими республиками СССР порт потерял значительные объемы перерабатываемых грузов. Фактически грузооборот порта снизился в 3,5 раза. Однако с 1997 года объемы работы начали ежегодно увеличиваться.

На протяжении многих лет, несмотря на кризисы в экономике, Бердянский порт остается прибыльным предприятием. По результатам работы за 10 месяцев текущего года грузопереработкаБердянского морского торгового порта составила более 1550,8 тыс. тонн, что почти на 22% меньше, чем за аналогичный период 2012. Как объяснил главный инженер ГП » Бердянский морской торговый порт» Виталий Гуренкона это есть объективные причины.

— Снижение грузопереработки связано снеблагоприятными погодными условиями в начале года. Из-за отсутствия в Бердянском порту буксира ледового класса зимой к причалам порта не могли подойти суда, — пояснил инженер.

Сегодня порт перерабатывает различные виды грузов, в основном это каменный уголь, кокс, чугун, зерновые. Действует комплекс по перегрузке светлых нефтепродуктов.

В порту трудится более 1300 специалистов по разным направлениям. Для обслуживания транспортных судов создан свой флот — от буксирови плав-кранов донесамоходных и пассажирских. Однако средний возраст этого флота – более 30лет, а износ грузовых кранов – около 70%.Потому с каждым годом все острее встает вопрос о поиске инвесторов, которые смогут модернизировать предприятие.

Инвестор будет

Сейчас разработана концепция развития порта, которая предусматривает передачу его в концессию целостным имущественным комплексом. Есть краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный план. Инвестиции будут направлены, прежде всего, на модернизацию, реконструкцию, развитие инфраструктуры и логистики.

При успешной реализации задуманных плановк 2035 годугрузооборот порта увеличится в два раза. Также будут реконструированы существующие и построены дополнительные причалы.

Однако пока что среди проблемных вопросов, которые ежедневно встают перед руководством порта – вопрос транзита. Чтобы не потерять в объемах грузопотоков сейчас крайне важно внедрить специальный тариф на перевозку груза (транзитного угля) по железной дороге Украины. По словам ВиталияГуренко грузовладельцы готовы увеличить объемы перевозки при условии предоставления дополнительных скидок к тарифам «Укрзалізниці». Сейчас установленный тариф на перевозку транзитного угля для глубоководных черноморских портов Украины (Керчь, Николаев, Южный) — 14,5 долларов США на 1 тонну. Для портов Азовского моря (Бердянск, Мариуполь) эту цифру нужно снизить хотя бы до 11 долларов США.

порт1На минувшей неделе Бердянский морской торговый порт посетил губернатор Александр Пеклушенко, которому сообщили об этой насущной проблеме. Руководитель области заверил сотрудников порта в том, что вопрос железнодорожных тарифов будет взят на особый контроль.

— Мы вместе с народным депутатом Александром Пономаревым будем создавать условия для повышения вашей конкурентоспособности и в первую очередь, это касается железнодорожных тарифов. А менеджменту морского порта тоже надо не сидеть, сложа руки в ожидании помощи, а ходить искать клиентов. Объемы отгрузки можно и нужно увеличивать, — отметил Александр Пеклушенко.

Также губернатор выразил уверенность в том, что совместными усилиями уже в ближайшие пять лет удастся привлечь в порт инвестора.