Итоги недели

737
0

02

Что произошло у российского посольства?

Намеренно или произвольно, но так уж получилось, что в день массовой гибели украинских военных под Луганском, СМИ вынуждены были освещать волнения у российского посольства в Киеве. Здание закидали яйцами и зеленкой, побили и перевернули находившиеся рядом автомобили

Картину ура-патриотического абсурда дополнило антидипломатичное высказывание министра иностранных дел Украины Андрея Дещицы. Как потом пояснил глава внешнеполитического ведомства, назвать президента соседней страны нецензурным словом его вынудили обстоятельства. По собственным словам, Дещица тогда говорил не как дипломат, а как обычный гражданин Украины, хотя и видел, что его снимают на видео. Таким образом, в итоги дня 14 июня хулиганская акция у посольства РФ вошла наряду с одной из крупнейших трагедий Украины, фактически затмив ее. Не случись погрома посольства, мир говорил бы об ужасах войны в Украине. Однако он случился, и мир заговорил о недалекости украинских дипломатов, антироссийской истерии в Киеве. Если кто грешным делом и поддержал закидывание посольства, вскоре должен был стучать себя по затылку — в очередной раз и подозрительно кстати российские СМИ получили идеальную картинку с обезумевшими «украми», в день своей трагедии продолжающими разжигать ненависть и поощрять конфликт. Украинское посольство в Москве осталось невредимым.

Реакция России была незамедлительной и всеобъемлющей. По поводу инцидента не высказался, пожалуй, только Путин. Фактически министр иностранных дел стал персоной нон-грата для России, поставив под удар и все свое ведомство, на котором, между прочим, лежит функция переговоров по прекращению войны на Донбассе.

Разглядев беду, Киев заявил, что атака на российское посольство была спланирована российскими спецслужбами. «Мы считаем, что результат этих событий — это также, возможно, хорошая провокация. Мы не исключаем того, что сама идея о необходимости пойти протестовать перед российским посольством была выдвинута со стороны российских спецслужб», — заявил в понедельник советник министра внутренних дел Антон Геращенко. Косвенно эту версию подтверждает тот факт, что вначале митинга адекватно и мирно настроенные граждане пытались остановить «горячих голов». Просмотр видео с места событий делает различимым характерные признаки спланированной акции. Но предположить, что и Дещица — российский агент, работающий на дискредитацию украинской дипломатии, было бы чересчур. Просто заигравшись с формой, глава МИД забыл о содержании. И это справедливо в отношении всех, кто проявляет агрессию. Ее спонтанный характер никогда не приносил ничего хорошего.

На этой неделе появились сообщения о том, что президент Порошенко намерен вскоре назначить нового главу МИД. Это необходимо сделать, но хочется, чтобы на должность не пришел новый Дещица. Смена дипломатов в ходе переговорного процесса не идет ему на пользу. Как и очень не кстати пришелся киевский инцидент. Когда дорога каждая минута и любое мирное завоевание, мучительно видеть, как то малое, что было достигнуто, может разрушиться за один вечер.

Мертвая хватка

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, комментируя новую разгорающуюся газовую войну между Россией и Украиной, скорбно заметил, что за все время независимости Украина так и не смогла диверсифицировать газовые поставки. «Газпром» бульдогом вцепился в горло украинской экономике, ослабляя хватку при благоприятном для РФ политическом раскладе, и ужесточая ее при малейших признаках выхода Украины из-под контроля Кремля

Газовые войны Украина пережила в 2005-м году, когда к власти пришел Виктор Ющенко, и в 2009-м, когда Янукович подписал кабальные Харьковские соглашения. По ним Украине предоставлялась скидка в 100 долларов за тысячу кубометров газа в обмен на продление договора аренды Черноморским флотом РФ севастопольских бухт. Теперь флоту арендовать ничего не надо, все и так его, поэтому в «Газпроме» считают, что и скидка должна быть аннулирована. К тому же Майдан и избрание прозападного президента трудно назвать малейшими признаками движений от Кремля, скорее крутым разворотом после бега во весь опор. А значит, и реакция последовала по полной — 500 долларов за тысячу кубометров, да еще и перевод на режим предоплаты. Да еще и в Стокгольмский суд, иском в который грозил «Нафтогаз», Москва подает первой. То есть, и в очередности рассмотрения дел Украина утрачивает преимущество. Напомним, Москва требует от международного арбитража взыскать с Украины 1,9 млрд долгов за газ, Киев — пересмотра контрактов с «Газпромом», с тем чтобы вернуть цену на газ на приемлемый уровень.

Плюс для Украины заготовила сама природа. Летний газовый конфликт по сравнению с зимним — как попасть в дождь в жаркий день. Лишнее напоминание, что в переменчивую погоду зонтик всегда должны быть под рукой. Как заявляют в правительстве, до зимы газа в украинских хранилищах хватит, и тогда оставшиеся месяцы нужно использовать для переговоров об альтернативных поставках. Речь прежде всего о реверсе из Польши, Венгрии и Словакии. Эти страны готовы продавать Украине тот же российский газ, идущий однако по более длинному пути. Трудности в ограниченных объемах, а также в правовых коллизиях — Россия контролирует часть газопроводного оборудования в этих странах, что может повлиять на бесперебойность поставок.

Главной же проблемой по-прежнему остается неэкономность расходования газа. Здесь мы уже сами вяжем себя по рукам. Еще после своего назначения Яценюк заявлял о том, что Украина, как никакая другая европейская страна расходует газа на единицу ВВП. При этом половина импортируемого голубого топлива идет в коммунальный сектор, на отопление, структура которого, как известно, часто заточена на обогрев воздуха, а не экономию. Повышение тарифов на газ — требование МВФ и жизненная необходимость, однако ей предшествует необходимость реформ жилищного хозяйства, а именно его отопительной части. И в этом мы пока сами себе враги, и никак не Россия.