Военная память — герои или жертвы?

787
0

Вечная память
На прошлой неделе исполнилось 100 лет со дня начала Первой мировой войны. Она окончилась гибелью около 17 миллионов человек. А спустя 22 года разразилась Вторая мировая война, унесшая жизни 25 миллионов военных и 38 миллионов мирных жителей

То, что произошло в 1939-1945 годах, поражает количеством жертв. Нацистская Германия сознательно шла на уничтожение мирного населения. До этого мир не знал столь массовых убийств в концлагерях. Однако Первая мировая война вошла в историю как одна из самых нелепых и бессмысленных. Не уничтожить гитлеризм было нельзя, но что хотели уничтожить люди, воевавшие в 1914-1918?

Главное, что поражает в истории Первой мировой — неясность причин для ее начала. Все понимают, что убийство наследника австро-венгерского трона не может быть оправданием миллионов жертв, это лишь повод. Тогдашний американский президент Вудро Вильсон впоследствии написал: «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу». Историки среди этих причин называют стремление разных стран к экономической гегемонии и перенасыщение вооружением. Но каков был патриотический подъем, сколь агрессивны были призывы! Таково же было и их забвение. Сегодня, вспоминая кровавые события на западном фронте, лидеры Франции, Германии, Великобритании, говорят не о героизме павших, а о недопустимости жертв.

3 августа в когда-то немецком, а ныне французском Эльзасе, состоялась церемония заложения первого камня будущего музея Первой мировой войны. Ее провели президент Франции Франсуа Олланд и президент Германии Йоахим Гаук. Место выбрано неслучайно. Гора Хартманнсвиллеркопф была свидетелем страшнейшей бойни, в которой погибло 30 тысяч солдат с обеих сторон. «Они не были врагами», — отметил в своей речи Гаук. После церемонии президенты заключили друг друга в продолжительные объятия, подчеркивая стремление к примирению. Олланд среди прочего скажет: «Эта дружба, которая связывает нас, господин Президент, дружба Франции и Германии, которые столько воевали друг с другом в течение всего века, является примером для мира, сильным призывом и примером повсюду, где мир под угрозой, где попираются права человека, где нарушается международное право. Именно этим мы — Франция и Германия — руководствуемся, чтобы найти выход из украинского кризиса, открыть путь для диалога и переговоров, но также, чтобы наказать нарушения территориальной целостности Украины».

1 августа о своем взгляде на Первую мировую войну заявили в России. У гигантского памятника, изображающего группу атакующих солдат, за спинами которых обозначен православный храм, Владимир Путин заявил, что Россия накануне войны делала все для мирного решения конфликта. При этом отметил, что в 1917 году победа у нее была украдена. Можно ли призывать к миру, но стремиться к победе? «Россия не была услышана. И ей пришлось ответить на вызов, защищая братский славянский народ, ограждая себя, своих граждан от внешней угрозы. Россия смогла сдержать этот натиск. А затем перейти в наступление. И весь мир услышал о легендарном Брусиловском прорыве», — заявил президент РФ. А вот сам генерал Брусилов вспоминал так: «Сколько раз спрашивал я в окопах, из-за чего мы воюем, и всегда неизбежно получал ответ, что какой-то там эрц-герц-перц с женой были кем-то убиты, а потому австрияки хотели обидеть сербов. Но кто же такие сербы — не знал почти никто, что такое славяне — было также темно, а почему немцы из-за Сербии вздумали воевать — было совершенно неизвестно».

«Героям Первой мировой войны» — указано на мемориале, установленном на Поклонной горе. Судя по словам командующего в этой войне, героизм их заключался не столько в защите родины, сколько в беспрекословной готовности выполнить долг. В Европе героических формулировок все чаще стараются избегать, говоря о жертвах.

Сегодня мировые политики рассуждают о возможности Третьей мировой войны. Накопившуюся магму амбиций мировых политиков прорвало в Украине, снова обострилась ситуация на Ближнем Востоке. Европе угрожает конфликт в нашей стране, а миру — российский и американский милитаризм. Когда для одних война — прежде всего трагедия, а для других — подвиг, ее тяжело избежать. Сегодняшние локальные конфликты еще не Третья мировая, и память о первых двух все еще отрезвляет.

Спустя десяток лет трудно будет понять, из-за чего погибли тысячи людей на Донбассе. Из-за отмены закона о языках? Бегства Януковича? Борьбы с «хунтой»? Соглашения с ЕС? Нелепость причин неизбежно проступит. Пропаганда не вечна. Какие памятники поставим мы?

Погода за полгода — областная власть отчиталась о проделанной работе

В Запорожской области все лучше, чем могло быть. По
крайней мере, это следует из слов главы ОГА Валерия Баранова и его заместителей, отчитавшихся на прошлой неделе о своей работе за последние полгода. Главные достижения — удержание роста задолженности по заработной плате, создание относительно стабильной обстановки в регионе, граничащим с Донецкой областью, обеспечение жильем и помощью около семи тысяч беженцев, запуск в производство собственного бронежилета

О просчетах обычно не говорят. Замгубернатора Петр Гончарук сухо и цифрами передал ситуацию в производственном секторе. Роста нет. Исключение — добывающая промышленность. Растут долги за свет и за газ. Например, за электроэнергию жители и предприятия области задолжали около 700 миллионов гривен. Показатели инфляции составили около 11%, что, по словам наших чиновников, все же ниже, чем в целом по Украине.

Другой замгубернатора Григорий Самардак заявил, что ведется работа по наполнению бюджетов всех уровней за счет детенизации. Все же суммарный дефицит местных бюджетов составляет около 119 миллионов гривен.

Главные проблемы впереди. Прежде всего — отопительный сезон. Власть уже недвузначно намекает, чтобы каждый надеялся на собственные методы утепления и экономии.

— Нужно иметь в виду, что давление в газовой трубе будет пониженным, — отметил губернатор. Одним словом, утепляйтесь, кто как может, потому что Кабмин постановил сэкономить до 30% газа. При этом Петр Гончарук отметил, что бремя забот о сохранении тепла должно лечь именно на жителей квартир и домов. По его словам, из всех теплопотерь на дома приходится до 90%. Есть и другая точка зрения. Тепло теряется как раз на пути к домам. А затраты и нежелание инвестировать в энергосбережение ложатся как раз на плечи горожан в виде постоянно растущих тарифов.

Решение проблемы — переход на автономное отопление, которое возможно через создание ОСМД. Об этом говорилось еще полгода назад. Однако о том, возникновению скольких ОСМД в области и городе поспособствовала власть, умолчали.

Третий заместитель губернатора Олег Николенко доложил о сборе рекордного для нашей области урожая. В этом году запорожские аграрии собрали 2,2 миллиона тонн пшеницы. Теперь дело за их реализацией. Необходимо оценить и качество зерна. Аграрии, как всегда, говорят о своем: большой урожай означает падение цены, многие не смогут покрыть затраты на выращивание зерновых. Однако это проблема всеукраинская.

Заявили и о сдвигах в медицине. На примере областной больницы предпринята попытка взять под контроль потоки средств в благотворительных фондах. В ЗОКБ предлагается избавиться от наличных — все взносы будут осуществляться через специально установленные терминалы. Медики подход одобряют. Количество сборов вряд ли уменьшится, а вот работа по их обработке должна облегчиться.

С некоторыми инновациями губернатор Баранов намерен обратиться в Киев. Речь идет о проекте блокпоста, который выдерживает минометный огонь, и может производится предприятиями области; о проекте блочного дома, который можно быстро возвести для обеспечения временным жильем беженцев; а также о проекте привлечения иностранных инвестиций для окончания строительства запорожских мостов. Баранов предлагает привлечь под государственные гарантии деньги западного банковского гиганта Morgan Stanley. Слово за Кабмином. Его ждут с нетерпением, тем более, что начала поступать информация о возможных разрушениях на недостроенных мостах.