Президент просто обязан мудро исполнять свои полномочия

657
0

16 января ВР приняла во втором чтении Закон о реинтеграции Донбасса убедительным большинством ­ 280 голосов. Проголосовали все фракции за исключением ОБ. Разумеется, конституционного большинства голосов закон не получил, т.к. в некоторых фракциях единства не получилось.

Закон, безусловно, важный и необходимый, т.к. возвращать свои территории нужно и как можно быстрее, желательно в 2018 г., причем без всякой привязки к выборам и предвыборной риторики. К сожалению, в законе не прописан механизм возвращения оккупированных территорий, но есть намек на усиление роли президента и возглавляемого им военного штаба. Отменен термин АТО, но и о войне ничего не сказано. Недоумение по поводу этого закона высказали многие эксперты. Более всего люди почему­то опасаются расширения полномочий президента и возможного нарушения прав человека. В условиях военного времени ограничение прав человека неизбежно, но о войне­то по­прежнему ничего не говорится.

Необходимо отметить, что в чрезвычайных условиях роль президента не только может, но и должна вырасти, но президент обязан мудро исполнять свои полномочия. Например, в 30­е годы 20 века американский президент Ф. Рузвельт тоже получил от американского Конгресса чрезвычайные полномочия в условиях кризиса, вошедшего в историю под названием «великая депрессия». И многие американцы, особенно бизнесмены, отчаянно критиковали Конгресс и президента за то, что пришлось «затягивать пояса» в условиях нового курса Ф. Рузвельта. Этот новый курс был основан на усилении роли государства в экономике и усилении контроля государства за деятельностью частных фирм и банков. Но Рузвельта и его команду никто и никогда не обвинял в коррупции и выведении денег из страны, и новый курс дал отличные результаты в экономическом возрождении страны и военных победах во Второй мировой войне.

Поэтому бояться нужно не возрастания роли президента, а неумелого правления и безграмотного менеджмента. И пока этот менеджмент не формулирует четких путей возвращения оккупированных территорий, а значит, пока не приходится говорить об эффективности власти.
Эффективность любой власти оценивается не только на выборах, но и на международной арене. Сегодня, к сожалению, эффективность украинской власти оценивается нашими зарубежными партнерами не очень высоко. МВФ и Всемирный банк негативно оценили законопроект об Антикоррупционном суде. Создание этого суда было требованием самого МВФ, но оказалось, что его интересует не формальная сторона дела, а качество суда. МВФ откровенно побаивается, что Антикоррупционный суд превратится в очередную игрушку власти, как это произошло с другими антикоррупционными органами, в частности, с НАПК.

Поэтому законопроект был не просто раскритикован, но последовало предупреждение о приостановке финансовой помощи Украине, а ведь наша экономика давно держится только на кредитах. МВФ и другие мировые институты, похоже, выявили главную негативную тенденцию работы ВР. В законах прописано все, кроме механизмов и путей достижения целей. Законы работают вхолостую и выглядят, как отписка перед мировыми партнерами – вы требуете от нас законов, получайте их. А партнеры, особенно те, которые умеют считать деньги, требуют не просто законов, а их качества.

И мы уже не первый раз встречаем негативную оценку законодательной работы ВР. Венецианская комиссия исследовала Закон об образовании в Украине и рекомендовала изменить его 7­ю статью – главную гордость авторов этого закона. Венецианская комиссия все­таки усмотрела нарушение Европейской Хартии о языках и национальных меньшинствах. Закон об Антикоррупционном суде тоже направлен в Венецианскую комиссию, и, судя по реакции МВФ, ее заключение будет суровым. Если ЕС усмотрит в Законе о реинтеграции Донбасса нарушение или даже отказ Украины от Минских соглашений, это будет ударом по европейской репутации – мы сделали много для Украины и ее сложного вопроса на востоке и так просто растаптывать наши усилия не позволим. Началось накопление негативного отношения к украинской политике и законодательной деятельности, и было бы самым печальным результатом растерять экономических и политических партнеров не только на востоке, но и на западе. Видимо, пришло время больших дел, а не громких слов.

Красивые и громкие слова говорил П. Порошенко перед иностранными дипломатами. Он перечислил множество наших успехов, в первую очередь в борьбе с коррупцией. И тут, как назло, прогремел очередной скандал вокруг «Приватбанка». Его деятельность исследовала международная аудиторская компания Kroll и выявила грандиозные схемы, позволившие вывести из страны 5,5 млрд долларов. Это больше оказанной нам помощи со стороны МВФ. Разумеется, главный акционер и бывший владелец банка г. Коломойский назвал выводы Kroll полным бредом. Но ведь по каким­то причинам банк рухнул! И нужно отдать должное Нацбанку, который сработал оперативно и национализировал «Приватбанк» так, что не пострадали его вкладчики. Но такая блестящая работа не снимает ответственность с НБ, под носом у которого что­то творилось не один год. Вот такие «авгиевы конюшни» приходится разгребать. И, вычистив одну конюшню, мы обнаруживаем в ней уже на следующий день новую грязь. И радоваться успехам в борьбе в коррупцией, видимо, рановато.

Татьяна НИКОЛАЕВА