Владимир Полухин: «Мы учимся у Запада, Запад учится у нас»

1016
0

Газета «Верже» в рамках собственной социальной инициативы «Помоги выбрать рабочую профессию» продолжает разговор о будущем нашего индустриального города, который без людей труда, способных квалифицированно варить сталь, шить одежду или точить детали, просто обречен. Сегодня наш отчет о встрече с директором государственного учебного заведения «Запорожский политехнический центр профессионально­-технического образования» Владимиром Полухиным
История выживания и победы

Владимир Федорович — опытный педагог и замечательный рассказчик. О своем теперь уже не ВПУ-­23, а Центре профессионально­-технического образования может говорить часами. Увлеченно, с любовью и гордостью, потому что есть чем гордиться!

— В нашем Центре 535 учащихся, 47 педагогов и технических работников. Наше училище создано в 1966 году, и его базовым предприятием стал Запорожский титано­магниевый комбинат. За более чем 50 лет мы подготовили свыше 17 тысяч специалистов.
Начиная с 1991 года, когда умер советский космос и советская же «оборонка», остановился и ЗТМК, стало лихорадить алюминиевый комбинат. Делать ставку на цветную металлургию мы уже не могли, поэтому и задумались о политехнической направленности подготовки учеников.
И не только! Вместе с подготовкой специалистов для полупроводникового производства мы занялись обучением поваров­кондитеров, заключили договор с «Укрпочтой» для подготовки персонала. Но, конечно же, базовым направлением остается для нас металлургия, ведь мы расположены в металлургическом сердце Запорожья ­ Заводском районе.
На сегодняшний день нашими партнерами являются «Запорожсталь», «Запорожкокс», «Запорожогнеупор», «ЗТМК», «Мотор Сич». А вообще договоры на подготовку специалистов заключены с 58 предприятиями и организациями.
Подготовка в нашем Центре осуществляется по следующим профессиям: электрогазосварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машинист крана металлургического производства и слесарь­ремонтник, прокатчик горячего металла, лаборант химического анализа и контролёр в производстве чёрных металлов, повар­кондитер, оператор почтовой связи.
В конце «нулевых» годов появилось понятие ступенчатой системы подготовки кадров, т.е. и рабочих, и младших специалистов. Мы освоили ее одними из первых в области. О чем здесь речь? Поступает, например, мальчик на специальность «электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования», обучается 3 года, если на базе 9 классов, или 10 месяцев ­ на базе 11 классов, получает диплом квалифицированного рабочего 4 разряда. После этого у него появляется возможность обучения по программе младшего специалиста, т.е. это уже уровень колледжа.
В этом плане мы еще в конце 90­х заключили договор с ЗНТУ и ныне тесно сотрудничаем с кафедрой «Электропривод и автоматика», а также кафедрой сварки. На основе совместительства с нашими учащимися работает профессорско­преподавательский состав упомянутых кафедр. Они готовят наших ребят по программе младших специалистов и на базе Центра, и на базе ЗНТУ. Период обучения ­ два года, с получением диплома младшего специалиста и квалификации техник­электрик, техник­технолог сварочного производства.
Кроме того, у наших учеников есть уникальная возможность поступить сразу на 2­й курс ЗНТУ для получения квалификации инженер­электрик или инженер­сварщик. Университет также заинтересован в таких студентах на бюджетной форме обучения. Ведь здесь случайных людей нет ­ только те, кто осознанно выбрал профессию и уже достаточно подготовлен.
Аккредитована у нас и специальность техник­технолог пищевой промышленности для поваров­кондитеров.
Трудоустроены 99,2% выпускников
­ Во времена СССР, ­ продолжает В. Полухин, ­ у нас готовились специалисты из стран Юго­Восточной Азии и других регионов планеты. Сейчас мы тоже служим кузницей кадров для многих стран, но уже иным способом и по другим причинам.
Сейчас просто другое время! Каждый наш выпускник обеспечен рабочим местом. Уровень трудоустройства — 99,2%.
Впрочем, наши ребята востребованы не только в Украине. Вы видите, какой сегодня отток кадров в Польшу, в другие страны Евросоюза. Мои выпускники работают в Эстонии, Латвии, России, Чехии, Канаде, Германии. Они хотели бы работать и жить здесь, но «его величество экономический стимул» берет верх…
Что здесь делать? Кроме стабилизации социально­экономической ситуации в Украине, кроме достойных условий труда и зарплат, выход один: готовить рабочие кадры. Притом кадры, способные трудиться на самом современном оборудовании.
Сегодня мы решительно ломаем стереотипы о непрестижности профессионально­технического образования (ПТО). Наш Центр входит в сотню лучших учебных заведений в системе Министерства образования и науки Украины. Это нам ­ совместно с промышленными предприятиями ­ на основании приказа министерства поручена подготовка стандартов обучения по специальностям «электрогазосварщик» и «машинист крана металлургического производства».
Кроме того, несмотря на все трудности, мы совершенствуем нашу учебную базу. Благодаря, разумеется, нашим заинтересованным партнерам. Комбинат «Запорожсталь» обеспечил Центр компьютерным классом, «Днепроспецсталь» подарил кабину крана, мы на ее базе создали полигон машинистов крана, «ЗТМК» помог в проектировании газосварочной мастерской. Существенной является помощь и других предприятий города.
Именно благодаря всему этому мы замахнулись на внедрение т.н. дуальной системы подготовки. Ее суть в максимальном приближении учащегося к предприятию, на котором он будет работать, и даже к конкретному рабочему месту.
Не зря Совет стейкхолдеров при Запорожской ОГА принял по этому поводу важное решение. (Стейкхолдер ­ заинтересованная сторона, т.е. организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно той или иной системы. ­ «Википедия»).
В упомянутый Совет входят руководители крупных промышленных предприятий, руководители «Потенциала», Торгово­промышленной палаты. По инициативе производственников прозвучало предложение создать на базе ведущих учебных заведений Центр инновационных технологий. И такой центр по подготовке сварщиков создается на базе нашего учебного заведения. На данный момент планируется около 2 млн гривен на обновление материальной базы.
Мне приятно сообщить, что в Запорожье состоится Всеукраинская конференция сварщиков. Ее проводят Запорожская торгово­промышленная палата, ЗНТУ и другие. В «Коzак-­палаце» откроется выставка новейшего оборудования, да и вообще 22­23 мая в Запорожье приедут гости со всей Украины, в том числе и представители легендарного Института Патона. Мы также будем представлены. К тому же на базе нашего Центра состоится секционное занятие. Его участниками станут представители бизнеса, кадровых структур и науки. Цель ­ достичь повышения престижа тех профессий (в данном случае сварщика), в которых нуждается украинская экономика.
Несколько слов о престиже. Комбинат «Запорожсталь» пошел, по­моему, на беспрецедентный шаг и в прошлом году профинансировал (100 тыс. гривен) уникальный рекламный проект. Был создан видеоролик, который транслировался на «ТВ­5». Кроме рассказа о комбинате, в ролике говорится о современных профессиях, подготовку которых обеспечивает наш Центр.
Сейчас мы накануне реформы школьного образования, в ходе которой после 9 класса планируется профильное обучение. Т.е. после независимого тестирования определяется, кто будет хорошим квалифицированным рабочим, а кто продолжит учебу в школе ради поступления в университет, ибо система фактически всеобщего высшего образования в Украине уже давно себя изжила. Тем более что квалифицированный рабочий давно более востребован, нежели человек с высшим образованием. Другой вопрос, что и родители живут устаревшими стереотипами, да и школьные учителя пытаются всеми силами сохранить свою педагогическую нагрузку и рабочие места. И держатся за сохранение «контингента». Впрочем, не во всех школах такая ситуация. У нас сегодня прекрасные отношения с 75­й, 33­й, 67­й школами, 47­й гимназией.
Два слова о плане. На сегодняшний день госзаказ не всегда закрыт по остродефицитным профессиям даже в вузах. У нас же практически все позиции закрыты на 100%, есть проблемы разве что со слесарями. Но здесь вопрос, наверное, в «непрестижном» названии специальности.
А если серьезно, то расскажу вам о мастере производственного обучения Николае Ивановиче Бачурском. Он в прошлом выпускник нашего училища, электромонтер по ремонту электрооборудования. Так вот ребята на эту специальность приходят именно «на Бачурского»! Поэтому на сегодняшний день группы электриков укомплектованы на 100%.
А вот благодаря Александру Овчинникову — доктору технических наук, профессору кафедры сварки ЗНТУ, мы договорились, что студенты университета получают еще и рабочую профессию в нашем Центре инновационных технологий. Т.е. этот инженер после выпуска точно не пропадет…
Реформы и «оптимизация»
­ Сегодня продолжается активное реформирование системы ПТО. По инициативе промышленных предприятий издан приказ министра образования и науки от 08.09.2016 года. Речь о создании на базе учебных заведений системы профтехобразования Заводского района «Запорожского политехнического центра профессионально­технического образования». Иными словами, состоялось слияние металлургического лицея (бывшее ПТУ №8) и нашего ВПУ­23. Мотивы объединения просты: материальная база у нас лучше плюс то, что у нас одни заказчики кадров, да и территориально мы находимся рядом. К нам перешли работать сотрудники бывшего лицея, и мы стали еще ближе к «Запорожстали». Наш Центр теперь обеспечивает рабочими кадрами всю запорожскую металлургическую площадку.
Но возникли и проблемы. Наши мощности позволяют разместить всех учащихся. Т.о. освободился целый комплекс зданий. Что с ними делать ­ неизвестно, ведь перепрофилировать их (и это правильно!) мы не имеем права. Пока идут переговоры и с горсоветом, и со спортивными организациями, чтобы сдать помещения в аренду. Ведь их консервация — это верный путь к разрушению…
Хотя в условиях, когда наше учебное заведение в государственной собственности, руководит нами область, а финансирует город, о чем­то серьезном договориться трудно. К тому же строения фактически на краю города. Сейчас мы пребываем на этапе перехода хотя бы в коммунальную собственность области. Город, конечно, нам помогает. Мало того, в 2015 году он нас фактически спас. Но и аргументацию мэрии сегодня понять можно: да, финансирование защищенных статей (зарплаты, стипендии, содержание помещений) обеспечим. А это, замечу, 190 млн гривен с учетом дотаций, которые приходят из областного бюджета. Развитие же ­ за наш собственный счет плюс помощь партнеров.
Кстати, о стипендиях. К нам идут ребята из небогатых семей, требующие социальной защиты и поддержки. Все они получают стипендию 490 гривен, а повышенная составляет 715 гривен. Кроме того, во время производственной практики ребята зарабатывают дополнительно до 1,5 тысячи гривен. Практика — это и наш единственный вид доходов, 50% идет на зарплату ученику, 50% предприятие перечисляет Центру.
Да, выше я упоминал о дуальной системе образования. 19 февраля у нас в гостях побывали представители Фонда образования Евросоюза. Состоялась конференция, гости побывали на «Запорожстали» с экскурсиями, увидели наших ребят на практике. Перед этим приезжали специалисты по дуальной системе из немецкого города Лейпцига. И что сказали гости? Что и мы, и они двигаемся вперед параллельно, поэтому такую ценность представляет обмен накопленным опытом.
Но особо приятна не только высокая оценка западных коллег, но и то, что руководители города и области поняли, что рабочий класс сегодня нужно активно готовить. В этом будущее города и страны, ­ — подытожил Владимир Полухин.

Наша справка. Полухин Владимир Федорович, 1951 г. рождения. По образованию ­ филолог. В Высшем профессиональном училище №23 с 1980 года, с 1987­го ­ директор. Депутат горсовета шести созывов.
Беседу вела Светлана Третьяк