Концерт, открывший симфонический сезон, произвел фурор!

588
0

27­-28 сентября в Запорожской областной филармонии при полных аншлагах состоялось долгожданное открытие 63­го симфонического сезона! На праздничном концерте прозвучали мировые шедевры музыки ­ произведения гениальных композиторов Р. Глиэра и П. Чайковского
Запорожский академический симфонический оркестр под руководством народного артиста Украины Вячеслава Реди и специально приглашенная из Киева талантливая пианистка Мария Клименко показали высочайший профессионализм и создали невероятную энергетику в зале.

Открывала концерт Вторая Симфония Глиэра. Рейнгольд Морицевич Глиэр – величайший композитор, роль которого в музыкальном искусстве очень трудно переоценить. Его творческое наследие настолько значимо, что последующие поколения высказываются о нем с большим восхищением. Очень важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки Украины. С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей, и первым состоялось его знакомство именно с украинской музыкой.
Симфония №2, как и большинство произведений Глиэра, отличается эмоциональностью, эпическим размахом, душевной проникновенностью и композиционной цельностью. В последний раз в оркестровом исполнении она прозвучала в сороковых годах прошлого века. Возможно, крайне редкое обращение к ней объясняется технической сложностью. Но, думаю, запорожский зритель давно заметил, что Вячеслав Редя, формируя репертуар концертов, никогда не идет по пути наименьшего сопротивления. Он всегда старается достать из архивов незаслуженно забытые произведения, проанализировать трудности и бросить им вызов! Это также вызов оркестру! Ведь подобные произведения понуждают каждого музыканта расти над собой, повышать квалификацию и расширять технические способности.
Своим звучанием симфония меня просто поразила – как такой шедевр можно редко исполнять? Это отнюдь не элитарное искусство, предназначенное для узкого круга почитателей. Это многогранный роскошный бриллиант, которым невозможно не восхититься! Маэстро раздобыл его (ноты было найти непросто), очистил от пыли и вместе с музыкантами оркестра, благодаря общей слаженной работе, сделал огранку более совершенной, а форму – современной. Ведь для того, чтобы великая музыка продолжала жить в каждом новом поколении, ее необходимо обогащать современным звучанием. Профессиональный опыт народного артиста позволяет проявлять подобную творческую смелость, которая не идет вразрез с задумкой автора, а, наоборот, помогает его произведениям победно шествовать сквозь времена.
­ Когда я впервые услышал эту замечательную симфонию, то сразу загорелся ее исполнить. В ней будто слышны мотивы историй запорожских казаков, особенно в первой части ­ лавина звука такая, будто земля дрожит под копытами конницы. Симфония в целом имеет славянский живописный колорит, в третьей ее части настолько живая игра красок и флажолетов! Произведение удивительно по своей форме, в нем нет ничего лишнего, но симфония сложна в исполнении. Нужно все вымерять, но когда это удается, когда попадаешь в «десятку», музыка несется, словно вихрь! Еще я рискнул и привнес свои темпы – немного изменил скорость колокольного звона в первой части, он стал веселее, укоротил метрономы в третьей части. Это позволило динамичнее передать настроение и добавить музыке жизни!– поделился Вячеслав Редя.
Когда за дело берутся профессионалы, зрителям не видно за виртуозным исполнением трудностей многочасовых репетиций. Но на самом деле – чем филиграннее звучит музыка, тем сложнее техника ее исполнения. За кажущейся легкостью скрыт айсберг из титанического труда. Эту симфонию оркестр репетировал все лето, жаркими, душными днями, оттачивая каждый аккорд и доводя его до совершенства. Все для того, чтобы запорожская публика имела возможность окунуться в мир музыки редкой красоты. И не только запорожская. С этим концертом 8 октября Маэстро и оркестр отправятся покорять Киев, поэтому если у вас там живут знакомые и родственники, обязательно порекомендуйте им посетить это незабываемое мероприятие, которое будет проходить в Национальной филармонии Украины. Я не сомневаюсь в его успехе – тот уровень, который на сегодняшний день демонстрирует Запорожский симфонический оркестр под управлением Вячеслава Реди, заслуживает внимания не только столичных филармоний, но и европейских.
Те, кто, сидя в зале, наблюдал за музыкантами во время исполнения Симфонии №2 Глиэра, думаю, смогли заметить доведенную до автоматизма слаженность, синхронность, отточенные движения кистей. Каждая группа инструментов заявляла о себе четко, ярко, при этом деликатно дополняя друг друга. Ведь инструменты в руках музыкантов ­ словно палитра сочных красок, которые, взаимодействуя, могут создать либо грязь, либо красоту. Все зависит от мастерства художников! В умелых руках и блик, и тень на своем месте, каждый мазок дополняет друг друга. То тонкой кисточкой скользили нежные аккорды струнных, то мощно прорисовывались крупные мазки ударных. Это было то самое настоящее искусство, которое интересно всем! Технически сложное для исполнителей, но легкое в восприятии зрителя. Такую музыку хочется слушать и слушать, ею невозможно насытиться. Одухотворенность, чувственность, экспрессия – не хватит слов, чтобы передать ту гамму чувств, которую создал оркестр, исполняя шедевр Глиэра. Под руководством Вячеслава Реди музыканты оживили композицию, сделали ее теплой, родной и близкой. Возможно, подобные эмоции возникли по причине того, что эта музыка была написана соотечественником, ведь Глиэр родился и длительное время жил в Киеве, а позже посвятил несколько творений родной Украине. Именно поэтому на генетическом уровне его музыка – наша! Ее слышишь не только аудиально, но и кинестетически – каждой клеткой тела. О том, что она услышана намного глубже, говорит мурашками кожа…
Второе отделение праздничного вечера было посвящено творчеству гениального Петра Чайковского, зрителям презентовали его музыкальный шедевр – Концерт для фортепиано с оркестром. Здесь хочется вспомнить слова пианиста Андрея Гаврилова, относящиеся к первым тактам этого произведения: «За всю жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы этого мотива – от крестьянина до короля». Из трех фортепианных концертов, написанных композитором, именно этот исполняют чаще всего.
Симфонический оркестр мастерски передал мелодическую красоту и нежнейшую лирику произведения. Вячеслав Редя ярко расставил музыкальные акценты, подчеркнув настроение – чувствовался мощный порыв к радости жизни, также было ощущение ее полноты. По грандиозности, разнообразию тем и напряженности музыкального действа Концерт можно назвать фортепианной симфонией. Чайковский насытил его техническими сложностями, исполнение которых требует пианистической виртуозности. И сейчас ­ самое время рассказать о гостье этого изысканного музыкального вечера.
Исполнительское мастерство приглашенной столичной солистки Марии Клименко превзошло все ожидания публики! Юная 17­летняя пианистка мгновенно захватила зрительское внимание и показала высочайший уровень владения фортепианным искусством. Ее творческое понимание музыки, эмоциональное восприятие произведения и его тонкое воплощение сделали звучание по-­особому глубоким и трогательным. Каждый зритель заметил, как Мария впитала в себя содержание концерта Чайковского, выкристаллизовала его, отшлифовала полученный кристалл и придала ему форму, воплощающую многообразную и сложную сущность произведения. Своим исполнением Мария виртуозно показала одну из важнейших сторон техники пианиста – умение «петь» на рояле. Ее чуткие пальцы словно слились с клавиатурой в единое целое, создавая яркие, широкие, эмоционально окрашенные мазки. Техника пианистки привлекла внимание тотальным владением собственным дыханием, было видно, как Мария, иногда закрывая глаза, не просто исполняла, но и дышала музыку, усиливая ее характер, живое начало. Яркая образность, скорость переключений, владение характерами в музыке – это все о ней! Не удивительно, что Мария сорвала шквал аплодисментов и восторженных «Браво!». Артистка поделилась с нами впечатлениями:
­ Музыка Чайковского для меня как родная, и исполнение этого концерта вызвало невероятный взрыв эмоций и чувств. Одухотворение, вдохновение, прилив энергии дарят мне и произведение, и запорожская сцена, с которой я дружу с семи лет, ведь каждый год я приезжаю к вам на «Аккорды Хортицы». Благодарю вас за теплый прием!
А мы благодарим Марию Клименко, симфонический оркестр, Вячеслава Редю и всех причастных к созданию этого незабываемого, энергетически емкого и душевного концерта. Восторженные зрители остались под большим впечатлением! Это – высокая планка и достойная точка отсчета нового сезона. Браво!

 

Ксения Шаповалова, фото автора