Бюджет А. Гончарука и В. Гройсмана – найди пять отличий

542
0

Правительство представило в ВР новый вариант госбюджета на 2020 г. с учетом поправок и пожеланий депутатов, но критики в адрес этого документа меньше не стало. Эксперты, аналитики, оппозиционные депутаты по-­прежнему настаивают на том, что госбюджет­2020 – это привет от прежней власти со всеми ее антисоциальными стандартами.

На одном из украинских телешоу бывший министр социальной политики А. Рева даже посетовал на то, что не стоило менять власть, если все осталось по-­старому. А. Реву можно понять – ему не хотелось расставаться с властью. Со своей стороны, хотела бы заметить, что, несмотря на тяжелый и действительно не очень социальный бюджет, положение в стране медленно, но меняется. Еще в те, не просто тяжелые, а чудовищные годы правления П. Порошенко, В. Гройсмана и Ко было понятно, что расчистить их авгиевы конюшни за один год не удастся. Не хотелось бы быть плохим пророком, но, боюсь, что расчистка может затянуться еще на два­-три года. Лишь бы новая команда выдержала испытание и не сдалась, к чему ее усиленно подталкивает прежняя обиженная власть

Самый точный удар по прежней власти был нанесен на востоке страны, где наконец­то началось разведение войск. Этот процесс не будет легким, и провокаций впереди будет немало, но главное, что он все-­таки начался. Впереди предстоит тяжелейший процесс реинтеграции этих территорий в Украину, договор с проживающими там людьми, но главное, что команде В. Зеленского удалось то, что было не под силу предыдущей власти, а честно говоря, мирный процесс и не был нужен той власти. Такого успеха, пусть медленного и не без препятствий
П. Порошенко и К,о простить В. Зеленскому не смогут никогда, и в этом вопросе новой команде нельзя сдаваться и нужно доводить дело до конца – возвращать территории и восстанавливать мир в стране, а горечь поражения команда П. Порошенко как-­нибудь переживет, как говорится – не в первый раз.
Возвращаясь к бюджету­2020 нельзя не отметить его положительных моментов. Затраты на правительство снизятся на 10 %, и хотя социальные затраты по=­прежнему невелики, но и здесь наметились позитивные сдвиги. Льготы и субсидии теперь будут направляться не в соответствующие предприятия, с которыми они связаны, а в руки самих людей – потребителей этих льгот и субсидий. Коррупционные возможности данных предприятий значительно сократятся, а вот с потребителей можно будет спрашивать поведение по закону. Люди смогут распоряжаться этими деньгами как хотят, но обязаны будут платить за соответствующие услуги. Конечно, нельзя не признать, что монетизация льгот была впервые предложена правительством В. Гройсмана, но она подозрительным образом совпала с избирательной компанией, и тогда люди заподозрили, что трехмесячный эксперимент закончится сразу после выборов. Правительство В. Гройсмана просто запоздало, а вот правительству А. Гончарука придется брать всю полноту ответственности на себя.
Главный аргумент в защиту нового правительства и его не самого радостного бюджета заключается в том, что этому правительству действительно приходится зачищать грехи прежней власти. Только 141,5 млрд грн будет направлено на обслуживание государственного долга – внешнего и внутреннего. Долги долго накапливались, рано или поздно их приходится выплачивать с процентами. Однако настораживает другой факт – долги, в частности перед МВФ, правительство А. Гончарука продолжает накапливать. Вот здесь есть угроза попасть в замкнутый круг и кивать на прежнюю власть уже не придется, получается, что ее политика и ошибки сознательно повторяются. Кроме того, субсидии для бедных семей должны сократиться на 7 млрд грн, а рост минимальных зарплат и пенсий вряд ли догонит достойный прожиточный уровень. Многие люди, особенно бедные, с недоумением смотрят на эту политику, особенно на фоне затрат на армию, хотя военные затраты можно объяснить.
«Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути», – пелось в одной советской песне. Увы, но завершение войны не означает расслабления страны в сфере обороны. Армию нужно укреплять и желательно за счет кадровых военных, а не прошедших военную службу новичков и мечтающих о скорейшем дембеле. Кадровая армия нам сегодня не по плечу. Во время встречи В. Зеленского с генсекретарем НАТО Й. Столтенбергом последний вновь скромно, но твердо намекнул на невозможность вступления Украины в НАТО в ближайшее время. Запись в Конституции о курсе Украины в НАТО оказалась холостым выстрелом. А кстати, если команде В. Зеленского удастся справиться с тяжелым конфликтом на востоке страны, то исчезнет одно из препятствий для вступления Украины в НАТО.
Одна из статей Устава этой организации гласит о невозможности какой-­либо страны вступить в Альянс, если на территории этой страны идет война или другой конфликт. Так почему нас не примут в НАТО, даже если конфликт будет завершен? А потому, что НАТО, так же, как и Евросоюз, приостановил расширение своих рядов. Поэтому противникам вступления в блок в нашей стране можно долго ни о чем не беспокоиться, а вот о своей безопасности Украине придется думать самой. Неизбежные затраты на армию вряд ли вдохновят обедневшее украинское население, но если правительство А. Гончарука хотя бы снимет с людей бремя дополнительного военного налога, то это тоже станет их малой, но победой.

Татьяна НИКОЛАЕВА