ЖД и немцы: изменят ли что-то иностранцы в украинских поездах

783
0

Железнодорожники продолжают обсуждать сенсационное заявление премьера Алексея Гончарука на форуме в Давосе.

Он заявил сначала о передаче «Укрзализныци» в управление немецкому железнодорожному оператору Deutsche Bahn сроком на 10 лет. В Германии, правда, потом это опровергли.

«Рост тарифов неизбежен»

Источник на железной дороге рассказал «Вестям», что проводники, машинисты, рабочие только и обсуждают новость. «Люди надеются, что, если зайдут иностранцы, зарплаты поднимутся тем, кто реально работает. Сейчас же руководство гребет себе миллионы, зарабатывает на непонятных тендерах и схемах, а рабочие по 4–5 тыс. получают. Проводники же жалуются на хамство и грубость со стороны пассажиров, но ведь их тоже понять можно. Билеты дорожают, а большинству вагонов больше 40 лет!» — рассказывает собеседник.

Впрочем, надежды на иностранцев на «железке» могли бы и не питать. Опыт уже был, когда УЗ возглавлял поляк Войцех Бальчун.

«Да и немец уже работал — в 2015 году. Но ничего не поменялось. Нужно понимать, что у любой иностранной компании есть свои интересы. Поэтому я считаю, что в УЗ должны заходить украинцы, грамотные управленцы, которым должно быть четко понятно — если они будут воровать, то сядут в тюрьму», — говорит экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Пока же и для него в плане сотрудничества с Deutsche Bahn все окутано мраком. «Во-первых, не понятно, как именно это сотрудничество будет выглядеть. Немцы еще ничего не подтвердили. Но ясно одно: если они не получат достаточно полномочий что-то менять, то ничего хорошего из этого не выйдет. Да и они не пойдут в проект. Одним консалтингом ничего не решить», — добавляет Шульмейстер.

При этом, по его убеждению, если сотрудничество все-таки начнется, то одним из первых его результатов станет повышение тарифов. «Повышение цен на билеты будет однозначно, причем значительное. Убыточность пассажирского сегмента на сегодня — больше 10 млрд грн в год при общем обороте компании 80 млрд. Это катастрофа. Но параллельно с повышением цен должна быть повышена эффективность работы менеджмента и улучшен сервис. А этим направлениям, к сожалению, сейчас внимания не уделяется», — сказал Шульмейстер.

Говорит о неминуемом повышении цен и другой экс-замминистра — Александр Кава. «Убыточность на УЗ кроме как повышением тарифов раза в три не решить. Но убыточность пассажирского сегмента — это общепринятая практика. В той же Германии пассажирские перевозки дотируются государством.

«Успех немцев – не в менеджменте»

При этом эксперты обращают внимание, что успех немецких дорог кроется далеко не в менеджменте.

«Deutsche Bahn — это крупная государственная компания Германии, которая получает сумасшедшие, по украинским меркам, дотации от государства. Суммарно эта цифра составляет более 16 млрд евро в год. Если чиновники думают, что состояние железнодорожного транспорта Германии — это заслуга менеджмента компании, то я должен их разочаровать. Состояние ЖД Германии — это в первую очередь результат финансовых инвестиций со стороны правительства в части развития сети, скорости и комфорта перевозок. Так что все проблемы УЗ можно решить в Украине, на ул. Грушевского. А консультационные услуги — это платная основа. Поэтому консультационные отделение Deutsche Bahn просто будет зарабатывать деньги. Аналогичные договоры немцы подписывали с ЖД многих стран. Но от этого они лучше не стали», — резюмировал Кава.